Источник

ПОУЧЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Плод ваш – святость,

а конец – жизнь вечная

(Рим. 6:22)

Этими боговдохновенными словами св. Церковь ныне заключила апостольское чтение. Святой Иоанн Златоуст взял их в качестве важного предмета для назидания слушателей в одном из своих поучений. Святитель Божий слова св. ап. Павла обратил к верующим, усердно посещающим святой храм Божий, и дал им советы о том, как полезно ходить в церковь, и о том, как нужно вести себя христианам по выходе из церкви. Назидание великого учителя да послужит, братия, и к нашей пользе и утешению среди соблазнов и искушений.

Находясь в церкви, мы чувствуем себя людьми Христовыми. Благоговейное наше стояние в доме Божием есть подобие ликостояния Божиих Ангелов, приносящих пред Престолом Божиим немолчное славословие.

Церковь мы можем назвать домом, где все говорится и совершается благоприлично, высокомудрственно, очищает дух, возвышает мысли, научает и просвещает. Церковь дает плод христианской мудрости и добродетели – зрелый, сладостный и благословенный, а вкушение его сообщает ведение вечной жизни. «Плод ваш – святость, а конец – жизнь вечная».

И представить трудно более торжественную действительность: на небесах славословят Господа воинства ангельские, на земле их песнопениям подражают люди, составляя собой гласы преподобных в Церкви. На небесах Серафимы поют Трисвятую песнь, на земле воссылает свои молитвы и прошения и благодарность к Господу многочисленное собрание людей всякого возраста, пола и звания. Одно общее торжество составляют небожители и смертные обитатели земной юдоли. Милосердие Господа собрало их вместе, Дух Святой соединил их, Всеблагий Отец согласил, «да единым сердцем и устами прославят Премудрость Божию, в тайне от века сокровенную» (см. 1Кор. 2:7). Вот зачем мы пришли во св. храм. Вот к чему стремимся мы здесь. Вот плод нашего здесь воистину братского боголюбезного собрания. «Плод ваш – святость, а конец – жизнь вечная».

Ничто не услаждает в такой степени нашу жизнь, как утешение, получаемое в церкви. Здесь усматриваем в душах наших светлость, радость духовную, веселие от Духа Святого. В церкви для радующихся – новая радость, для скорбящих – утешение, для удрученных – отдых, для труждающихся – успокоение. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

Какое небесное приглашение! На пир, к вечере жизни вечной зовет Господь в Свою Церковь. Он приглашает к успокоению от трудов, дает отдых от горестей, облегчает тяжесть грехов, скорбь душевную. Он врачует здесь удовольствием, отирает слезу вдовы, бедняка, и все мы в церкви, точно в прекрасном раю, невинные или прощенные, вкушаем плоды вечной жизни, питаясь которыми, человек не страшится ни врага мстительного, ни недруга коварного, ни смерти вечной.

Прекрасно, всякой похвалы достойно посещение храма Божия. Но увы, – и оно может оказаться вовсе бесполезным, если при усердии к посещению церкви упускается благословенная Иисусом Христом цель. Ee именно и надо помнить при входе в церковь, а в особенности по выходе из нее. В высшей степени убедительно наставлял свт. Иоанн Златоуст выходящих из церкви: «Вышедший из нашего собрания! Одеждой, взглядом, голосом, походкой и всем наружным видом покажи тем, кто не был в церкви, какой прибыток выносишь с собой отсюда, чтобы вразумил ты ближних своих!»

Да, братия, мы должны выходить отсюда как из святилища, так, как бы мы сходили с неба, делаясь скромнее, любомудрее, сознательно измеряя свои поступки, слова и образ поведения. По выходе из храма подумайте, в какой глубокой тайне вы участвовали: вы беседовали с Господом, были в сообществе с Иисусом Христом. При таких мыслях явится душевное благообразие у каждого благочестивого богомольца. Это же благообразие просияет в наших чувствах и действиях. Оно именно и есть тот евангельский свет, о котором говорит Иисус Христос в Нагорной Своей проповеди: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видя ваши добрые дела... прославили Отца... Небесного» (Мф. 5:16). Люди, не посещающие храм, увидев вас преображенными, столь достойными, тотчас придут сюда сами, чтобы иметь участие в благах, которые вы уже приобрели, и вместе с вами прославят Отца Небесного.

Итак, не забывайте же, что «плод ваш – святость, а конец – вечная жизнь». Аминь.


Источник: Небесный дар любви : Духовные поучения / Прот. Валентин Амфитеатров. – Москва : Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. — 271 с. (Печатается по изданию: Прот. Валентин Амфитеатров. Духовные поучения. М. 1911 г.)

Комментарии для сайта Cackle