Источник

ПОУЧЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Возмездие за грех – смерть,

а дар Божий – жизнь вечная

во Христе Иисусе, Господе нашем

(Рим. 6:23)

Эти заключительные слова сегодняшнего апостольского чтения вмещают страх для одних и радость для других. Одним – смерть за грехи, а другим – радость радостей, безграничный восторг и неизъяснимое высшее блаженство – за добродетель.

Перенесем свой умственный и сердечный взор на получивших дар, на благоугодивших Богу. Они – в горних селениях. Много ли их? Послушаем рассказ евангелиста Иоанна в его Откровении. «Взглянул я, – говорит он, – и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и народов... стояло пред престолом и пред Агнцем (т.е. Иисусом Христом) в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках... И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему... и Агнцу (т.е. Иисусу Христу)! И все Ангелы стояли вокруг престола... говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь... И сказал мне старец: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне пред Престолом Бога и служат Ему день и ночь во храме Его... Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной (ни внутренний, ни внешний). Сам Бог отрет всякую слезу c очей их» (Апок. 7:9–17).

Все эти радостные люди, не имеющие печали, так же, как и все остальные, рождались матерями, были вспоены и вскормлены попечительной любовью Провидения. Какими делами они благоугодили Всевышнему? Их дела не тайна пред Господом. Их подвиги и достоинства, в которых болезненно, терпеливо и безвестно для ослепленного суетой мира росло их совершенство, открыты в книгах священных.

Если спросим светоносных обладателей дара Божественного, за что они получили столь великую честь, то получим внятный для нашей души ответ, который, однако, может быть тревожным для нашей совести. Все они скажут нам: «Потому мы вечно счастливы, что вечно любили добро, истину и красоту, служили им, учились и учили им, в каждом нашем слове была истина, наша любовь была проникнута красотой истины, наша жизнь была соткана из дней и часов добра».

Теперь приблизимся умственно и сердечно к каждому из этих праведников и дерзнем задать этот свой вопрос. Вот первый ответ: «Мы благоугодили Господу укрощением своих страстей. Мы убили в себе гнусную надменность, гнусную похоть чувств». Вот другой ответ: «Мы – целомудренные. Огонь крови жег наши тела, помысл вредный посягал на то, чтобы сразить дорогой цвет чистоты девства, вдовства. Мы сопротивлялись, угасили их молитвой, слезами, постом». Спросим еще и услышим: «Мы презрели суету мирскую. Ничего не добивались, ни в чью дверь не толкались с просьбами, но искали себе помощи только у Бога. Мы не ходили к сильным мира, избегали их презрительных подачек и даже – внимания. Мы радовались, когда они нас презирали. Мы были верны в дружбе; не отступали ни от голодного, ни от сидящего в темнице, мы утоляли, по силам нашим, печаль и стоны болящих».

«Мы получили эту награду за правоту и чистоту сердца. Коварства не было в душе нашей. Мы всегда искренне старались хранить чистоту сердца и правоту ума по приказанию совести, а совесть во всех обстоятельствах жизни содержать в согласии с евангельским учением».

«Мы грешной стопой начали путь своей жизни. Красота юности нашей была опалена пламенем похоти, мы не имели миролюбия, мы в начале жизни были людьми изнеженными, снисходительными к себе, но требовательными к другим; мы были запятнаны соблазном, мы жили, как и многие другие, согласуясь с нравами и духом своего времени: как думали и рассуждали наши сверстники, так мы и поступали. Слово Божие проносилось мимо нашего слуха, а человеческое слово было нашим законом.

Ho пришел незабвенный день, когда, по милости Божией, по молитвам праведных людей, открылась пред глазами нашими пропасть зла и страх вечной смерти. Тогда стали мы обуздывать свои страсти, бодрствовать над сердцем и своими чувствами. В нашу душу, мрачную, отягченную грехами, благодатный Ангел внес светоч, убрал из нее нечистоты и беспорядок, согрел ее, облегчил ee. И вот появилось в нас памятование о Боге и искренняя молитва, пришло, как весенний поток чистых растаявших вод, всецелое стремление к царству небесному. Мы покаялись. Мы стали бодрствовать: лести и потворства себе не допускали, беспрерывно стали одерживать победы над искушениями. И вот, явился Сам Христос и отер слезы с очей наших (ср. Апок. 7:17). Нелюбимые, осмеиваемые, осуждаемые, оклеветанные миром, мы получили всепрощение у Бога и находимся неотлучно с Иисусом Христом».

Слышатся и многие другие ответы. Нам их даже не перечислить. И самому евангелисту Иоанну было затруднительно упомянуть обо всех праведниках. И вот возникает невольная, но неотступная от души мысль: а мы в свое время какой сможем дать ответ, да и будем ли мы здесь?

Апостол Павел для того, чтобы мы внимательно обдумали этот вопрос, ныне в научение произнес: «Возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Аминь.


Источник: Небесный дар любви : Духовные поучения / Прот. Валентин Амфитеатров. – Москва : Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. — 271 с. (Печатается по изданию: Прот. Валентин Амфитеатров. Духовные поучения. М. 1911 г.)

Комментарии для сайта Cackle