Источник

ПОУЧЕНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ

Каждый из нас должен угождать

ближнему, во благо, к назиданию.

(Рим. 15:2)

Таково правило величайшего из наставников. Он о себе, пред концом дней своих, писал: «будучи свободен от всех, я всем поработил себя» (1Кор. 9:19). «Я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1Кор. 10:33). Это труднейшее в исполнении правило апостол возлагал на своих учеников, а св. Церковь сообщает его нам в назидание, к укреплению нашей веры.

По этому правилу каждый из нас должен менее всего угождать себе, но служить всегда другим – и словом, и примером, и делом. Каждый из нас обязуется перед Господом простирать обе руки и свое любящее сердце к слабым, заботиться о пользе ближнего, содействовать его довольству, вносить в его душу свет и жизнерадостность.

Чтобы ученики апостола не приняли этих слов за внушение человекоугодия, он положительно его запретил, сославшись на собственное, личное отношение к людям: «испытайте, людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10).

Итак, по словам апостола, человекоугодие пагубно, а благоугождение спасительно. Первое преступно, а второе законно. Человекоугодник – лживый и вредный член общества, а служащий человечеству и готовый служить ему – украшение, сила общества. Человекоугодие растлевает, а благоугождение спасает. Итак, угождать ближним велит апостол не с унижением собственного человеческого достоинства, но с разумением и предусмотрительностью: «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию».

Что же называется человекоугодием? Это есть угождение страстям людей, во вред делу Божию, или угождение людям без внимания к воле Господней и к душевному их спасению.

He случалось ли нам видеть и даже знать людей, потворствующих честолюбию некоторых, превозносящих их в глаза, бесстыдно преклоняющихся перед ними? Этого ап. Павел никогда не делал. Не делал до сего дня и ни один из угодников Божиих, начиная с пророка Божия Илии, обличавшего Ахава и распутницу Иезавель, и Иоанна Крестителя, обличавшего Ирода с Соломией и Иродиадой. Ни один христианин не должен быть человекоугодником.

Не случалось ли нам видеть и даже быть знакомыми с людьми, поддерживающими в явный вред делу Божию своим согласием и участием равнодушие к святыне, к частому посещению храма Божьего, к достойному провождению праздничных и воскресных дней и пр.? Такая человекоугодливость не назидательна ни для кого, но пагубна для многих. Разве не бывало отвратительных примеров, когда родители в угоду своим детям казались равнодушными или даже с виду сочувствовали их дерзким поступкам и увлечениям, явно осуждаемым волею и законом Божиим? В таком человекоугодии, как и во всякой душевной слабости, гибнет здоровое зерно страха Божия, даже и посеянное на прекрасной почве. И не диавол только на этой несчастной почве посеял плевелы, но его орудием явился враг-человек, именующийся ближайшим другом согрешающего, который по неопытности не устоял в добре. Не устоявший в добре в данном случае – жертва человекоугодия.

В чем же, по учению св. апостола, состоит «угождение ближним во благо»?

В том, чтобы, угождая им, иметь в виду их же истинное «благо» и «назидание», не искать своей пользы или своего удовольствия, «но пользы многих, чтобы они спаслись».

Беседуя с ближним, не требуйте, чтобы он соображался только с вашим воззрением, но и его слушайте, благодушно, терпеливо, ведя беседу так, чтобы она вносила в его сознание любовь к правде и добродетели.

Находясь на службе, не заставляйте сослуживцев насильно разделять ваши взгляды на людей и предметы; не унижайте их малых сведений в науках. Но лучше будьте похожи на чистую пчелу, которая к какому бы растению ни прикоснулась, не отнимает у него его свойств и не причиняет ему вреда; однако горькие и сладкие, благовонные и удушливые растения дают трудом пчелы чистый материал для сладкого ароматного меда.

Остерегайтесь говорить ближнему о том, что может нанести ему оскорбление или ввести соблазн. Многие, предполагая в себе большой ум, имеют привычку попрекать других их недостатками. Многие также допускают в себе слабость отзываться о людях и предметах легкомысленно. Их замечания, может быть, действительно остроумны, способны веселить игривое воображение, но они – угождение, а не благоугождение ближним.

В поступках своих являйте доброжелательность и готовность служить ближним. Эта готовность должна иметь основой добродетель: навестить несчастного, всеми оставленного; побеседовать братски с опечаленным; сказать ласковое, ободряющее слово обиженному; не бросать камня вместе с фарисеями в соблазненную женщину; привыкшему впадать в нетрезвость способствовать подняться на высоту трезвости и труда; приласкать униженных человеческим мнением, которое иногда является клеветой, поднять их на более высокий нравственный уровень и даже выше себя; оказать помощь бедняку, но безобидно, правой рукой, чтобы никогда не прознала левая; плакать с плачущими и радоваться с радующимся – «вот угождение» людям «во благо». Угождение низводит благословение Божие на угождающего. Оно, если его делать просто, не ради славы человеческой, – великая честь для человека. В таких поступках в одно и то же время сказываются и вера и добродетель. Без веры жить невозможно, а без добрых дел и самая вера мертва.

Святой апостол, укрепляя своих учеников в правилах благоугождения людям, дает еще наставление: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе... чтобы оно доставляло благодать слушающим... Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякой злобой да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:29–32). Аминь.


Источник: Небесный дар любви : Духовные поучения / Прот. Валентин Амфитеатров. – Москва : Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. — 271 с. (Печатается по изданию: Прот. Валентин Амфитеатров. Духовные поучения. М. 1911 г.)

Комментарии для сайта Cackle