ПОУЧЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ
Умоляю вас, братия, чтобы не было
между вами разделений, но чтобы
вы соединены были в одном духе
и в одних мыслях
Для св. апостола было тяжелой скорбью слышать и знать, что между его слушателями и учениками возникали недоумения, порождавшие споры, приводившие даже к разделению. Каждая мать знает по опыту безотрадную грусть, видя своих единокровных детей разделенными в добрых мыслях и чувствованиях. Еще глубже печаль св. матери нашей Церкви о разделении между ее чадами. С целью соединить в одном духе и единомыслии всех, она ныне предлагает для нашего слуха убедительные слова одного из своих любимых сыновей, нашего величайшего учителя, апостола, вызывая в нас готовность эти слова запечатлеть в наших душах.
Чтобы не было споров и разделений в нашем обществе и в наших семьях, чтобы в них отражался внешний образ царствия Божия, необходимо прежде всего водворить в них правду. Только ту семью можно назвать доброй, где между членами вкоренены правдивые отношения, в которой бы ложь, какого бы предмета она ни касалась, была признана преступлением, неискренность – обидой, недоверие – общим несчастьем. Если в семью внесена несправедливость, то вместе с ней войдет туда же и разлад, за ним – действия богопротивные. Когда кто-либо из семейства изменит правде, – угасает Божественный свет искренности во взаимных отношениях членов семьи и воцаряется сумрак, т.е. лицемерие, скрытность и подозрительность. А если члены семьи (родители с детьми, супруги и т.д.) стали друг с другом неискренни, то союз между ними остается только формальный, натянутый, держащийся в своей основе не на камне любви, которого не сокрушат никакие невзгоды и превратности жизни, но на песке: достаточно повеять ветру недоверия, как он нагонит тучи бедствий и страданий которые разрушат здание семейного счастья. Гонимая своей неправдой вся несогласная семья в конце концов рассеивается. В результате отец и мать терзаются тоской о непочтительности родных детей, супруги укоряют друг друга несходством характеров. Видит этих страдальцев Господь, но не милует, потому что они допустили поселиться среди себя неправде, не исторгли ее в самом начале своей совокупной жизни.
Споры, раздоры, несогласия и разделения в семьях имеют в числе главных причин отсутствие терпения. Святой ап. Павел в Послании к ефесянам указывает, как приобретается терпение. По его убеждению, необходимо «снисходить друг ко другу любовию» (Еф. 4:2). Необходимо связывать свои уста для ответа против необузданных или легкомысленных укоризн. Опасность пожара предупреждается осторожным обращением с огнем; возникший пожар гасят водой и удалением горючих веществ. Раздоры удаляются благоразумной уступчивостью; споры – своевременным прекращением, несчастия – миром, разлады – любовью, готовой принести в жертву все для того, чтобы сохранить ясность чувства и покой сердца. Так побеждал злобу Саула Давид; он доводил его своим терпением до того, что мрачный, раздражительный Саул сам себя осуждал, говоря: «безумно поступал я и очень много погрешал» (1Цар. 26:21).
Неудовольствия в семьях рождаются самолюбивым превозношением одних членов пред другими. Вероятно, к несчастию всех нас, случалось каждому из нас слышать, как часто дети не дают своим родителям лишнего слова сказать, как бы уверенные в том, что должны говорить они, а родители обязаны их только слушать. Видим также и печальный образец супружеских несогласий: муж безрассудно повелевает, а супруга неразумно прекословит; против чего восстает жена, то влечет сочувствие мужа; там, где одним членом семьи произносится утвердительное «да», у другого является решительное «нет». Все это гасит свет доверия, взаимного уважения, поселяет равнодушие, а часто даже – увы! – ненавистный разрыв. Везде гордость – порок противный и гадкий, а в семье, между людьми, соединенными Богом и законом, гордость богомерзка, как чудовищное олицетворение сатаны. Чтобы ее не было, обязательно надо помнить и начертать на скрижалях всей своей жизни слова Господа нашего Иисуса Христа: «кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10:44), «Больший из вас да будет вам слуга» (Мф. 23:11). Чтобы не было у учеников Иисуса Христа горделивой мысли о том, кто из них лучше, Он – Богочеловек, Спаситель – смирил Себя до того, что всем им, двенадцати, даже тому, кто через час продал его за сребренники, умыл ноги. Вот истинный образец величия, данный для подражания, и при этом вовсе не трудный для людей благородного сердца.
Слышу возражения многих: трудно быть в единении с людьми, которые представляются нам врагами. Да, трудно. Но и это несчастие предвидело Слово Божие, произнесшее: «И враги человеку – домашние его» (Мф. 10:36). При этом Слово Божие дает такой совет: «молись за немощных» (3Ездр. 7:42) – за обидчика, за недоброжелателя! «молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Молитва тушит искры гнева и мести. Молитва смягчает жестокие сердца; она сыплет огненные угли на голову наших гонителей (Притч. 25:22). Но важнее всего то, что молитва умилостивляет Провидение Божие к ним, готовое их покарать, и вместо гнева за их неправду привлекает к ним милосердие Божие. Таким образом, наша молитва за творящих нам беды служит им во спасение.
Семейные раздоры и разделения есть болезнь общества. Святой ап. Иаков сказал: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5:16). Как бывает благотворна молитва для болящего телесно, так она спасительна и для душевно страждущих. Если видите детей, враждующих с родителями, людей, порвавших дружеское общение и обративших его в надменное недоброжелательство, если видите супругу, плачущую об измене мужа, или мужа, оскорбляемого прихотью вредного нрава своей жены, помолитесь за них: они – душевно страждущие.
«Умоляю вас, братие, чтобы... не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1Кор. 1:10). Аминь.