Источник

ПОУЧЕНИЕ ТРИНАДЦАТОЕ

Разве не знаете, что вы – храм Божий,

и Дух Божий живет в вас?

(1Кор. 3:16)

Благовестник истины, св. ап. Павел стремился утвердить в христианах понятие об их высоком назначении и достоинстве. Последователи Иисуса Христа, именующие себя «рабами Господа» (1Кор. 7:22), обязаны в своем сознании стоять на высоте, не измеряемой взором страсти и грубой привычки. Чтобы ответить на вопрос о том, что есть христианин, что суть ближние наши, мы должны обратить все свое внимание на признак, указанный св. ап. Павлом в нынешнем апостольском чтении: «Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»

Велики успехи того человека в нравственной жизни, который может ответить утвердительно на этот вопрос. Такой человек знает, что он – раб Божий, купленный высокой ценой, дороже которой нет и быть не может. Он, искупленный не серебром, не златом, но чистой и животворящей Кровию Пречистого Агнца Христа (см. 1Пет. 1:18, 19), становится через это живым храмом Божиим, в котором живет Дух Божий. Вот побуждение для христианина: прославлять Бога в своем теле, соблюдая его в чистоте и святыне, употребляя его как орудие правды и добродетели. Все члены тела такого человека одухотворены, облагодатствованы. Его светлое око, отвращаясь суеты и соблазнов, возможно чаще устремляется к небу, отражая в своем взоре, так сказать, глубину доброты и блаженной преданности воле Божией. А обращенный к земле, проницательный его взор видит нуждающихся в помощи и любви, свете и жизнерадостности.

Слух рабов Господних, глухой к непотребным словам, лести, отверзается в храме Божием к восприятию животворных учений, заключенных в Евангелии, апостольских произведениях, молитвословии и песнопениях.

Уста рабов Господних отверзаются на прославление имени Божия, для возвещения, развития и укрепления истинного, доброго и прекрасного. Из них льются слова утешения, ласки, ободрения, правды; никогда из них не исходит слово гнилое, слово клеветы, лести или лукавства.

Руки рабов Господних такие, какие видите у людей, упражняющихся в полезных трудах, – это воистину освященные руки, ведущие борьбу с грехом, с нуждой, с невежеством! По окончании трудов они подъемлются к небу, возносятся горе с благословением, осеняют чело и перси знамением Креста Господня или же, обращаясь к бедному собрату, ко вдове и сиротам, эти щедрые руки делят с ними избыток, приобретенный трудом.

Апостол Павел видел таких христиан и желал, чтобы все были такими, – да, все – и мужчины, и женщины, и всякого звания и возраста, и всякой страны христиане. Поэтому он говорил им: «Неужели вы не знаете, что вы храм Божий?»

Рабы Господни, живя в мире, подвизаясь с утра до вечера, своими душами возвещают славу Божию вместе с солнцем и утренней и вечерней зарей. Жизнь души выражается как в храме Божием, чистыми и святыми помыслами, непорочными желаниями, благородными и благотворными чувствами. В их душах, как в светлом образе Божества, отражаются сердечная доброта, простота, мягкосердечие, ясность невинности, нежность стыдливой непорочности и прочие дивные совершенства человеческой природы. Если бы все мы, здесь присутствующие, были таковы, то могли бы на предложенный апостолом вопрос: «Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» – единым сердцем и устами сказать: Знаем, апостол Божий, и стараемся оправдать дар Божий прославлением Бога и в телах наших и в душах наших, «которые суть Божии» (1Кор. 6:20).

Но – увы! – есть между нами такие, в которых не живет Дух Божий. Они живут, по выражению св. апостола, «духом обольстителем» (1Тим. 4:1). В этом находится существенное различие между рабом Божиим и пленником мира.

Дух обольститель есть дух страсти, дух неразумного увлечения. Люди, им порабощенные, все преобразуют в мирское, плотское; все свои действия и чувства направляют к целям земным, случайным, однодневным. Внушения совести в их существе обессилены; свет чистой мысли помрачен. Даже самые благовидные намерения обращаются у них в гнусность и жестокость. Иисус Христос, Спаситель наш, указал на таких людей в обществе фарисеев. Он обличал фальшивое благочестие, которым они прикрывали свои страсти: честолюбие, корыстолюбие, зависть и другие изуверства. Благочестие у них только наружное, а внутри – это мертвецы, издающие смрадный, тлетворный запах. Неусыпный червь, которым устрашает Евангелие осужденных грешников, в них уже начал свою страшную работу ненасытного питания. К этим людям можно обратить вопрос: «Что вы делаете? Как живете? Неужели не замечаете, что в вас нет Духа Божия, что вы с виду походите не на храм Божества, но на роскошно отделанные гробы, которые внутри полны гниения?»

Характерно то, что люди, в которых отсутствует Дух Божий, а приметно живет дух времени, отличаются подозрительностью. Они презирают, ненавидят людей, живущих несообразно их уставу. Под влиянием болезненной раздражительности они делают иногда то, чего не в состоянии сделать человек здоровый; плохое называют они честным, вредное полезным, спасительное пагубным. Поэтому человеколюбием они называют высочайшую степень своего личного самолюбия. Заботясь о том, чтобы других заставить жить по своему закону, они не в состоянии водворить в своих душах ни порядка, ни братолюбия, ни даже способности к каким-либо делам и подвигам ради вечного спасения.

Рабы Божии, носящие в себе свет Духа Божия, не утрачивают в себе стремлений к исполнению великих, бессмертных дел. Самое намерение совершать такие дела влагает в душу непостыдное упование, крепкую как железо, сладостную надежду. Эта надежда дает им терпение; они убеждены в существовании и в возможности счастья. Но сыны века, дети духа времени вечно остаются в состоянии недовольства, озлобленной досады, страха пред скоротечностью своей жизни. Таким образом, они теряют способность быть счастливыми.

Дух вечный, Дух Божий, Всемогущий, Всезиждущий животворит человека, ведет его над временным и случайным, руководит к вечному его назначению, вдохновляет на дела высокие, на подвиги благоплодные, исполняет мудростью и силой, внушает человеку идти вперед и вперед к постоянному совершенству, к блаженной вечности.

Будем же знать и радоваться о том, что мы, христиане, – «храм Божий, и Дух Божий живет в нас». Аминь.


Источник: Небесный дар любви : Духовные поучения / Прот. Валентин Амфитеатров. – Москва : Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. — 271 с. (Печатается по изданию: Прот. Валентин Амфитеатров. Духовные поучения. М. 1911 г.)

Комментарии для сайта Cackle