Источник

XV. Св. Синод в царствование Павла I и Александра I

Последний доклад, с которым Св. Синод 24 октября 1796 года обращался к государыне императрице, был подписан Гавриилом митрополитом новгородским, Амвросием архиепископом казанским, Иннокентием архиепископом псковским, Иринеем епископом тверским, духовником Саввой Исаевым и Лукианом протоиереем преображенским. В этом докладе, как сказано, Синод ходатайствовал о назначении членом новоспасского архимандрита Анастасия (Братановского) на место Амвросия (Орлина), назначенного епископом в Вятку. Доклад этот был разрешен императором Павлом резолюцией 12 ноября 1796 г. «быть по Сему». Вслед за сим 16 ноября государь дал Синоду указ: «Духовнику нашему придворной церкви протоиерею Исидору Петрову повелеваем присутствовать в нашем Синоде». Назначая в Синод Петрова, государь озаботился определить ему и содержание, -а потому указом придворной конторе повелел: «назначенному производить жалование и прочее довольствие против получаемого по ныне духовником Саввой Исаевым, а равно ему и оному Исаеву производить тоже все жалованье и прочее довольствие, что получал». При докладе сих высочайших указов Синоду, присутствовавший в оном протоиерей Савва Исаев объяснил Синоду «о слабости своего здоровья, не позволяющей ему продолжать более служения; поэтому просил исходатайствовать ему от должности увольнение». Синод, доклёвывая о сем государю, просил уволить Исаева «от всех его должностей с произвождением по смерь его тех же самых окладов, какие он получал». На сем докладе 18 ноября последовала высочайшая резолюция «быть по сему». Духовник Исидор Петров назначен «купно и протоиереем московского Благовещенского собора». Во время этих перемен Иринея тверского не было в Синоде и в С-Петербурге. По указу Екатерины, от 10 августа 1796 года он, ка сказано выше, был командирован к князю Репнину по случаю открытия Виленской и Слонимской губернии. По поводу вступления императора Павла на престол, Ириней приветствовал Его Величество, и в ответ на это приветствие получил следующий рескрипт: «Преосвященный архиепископ Ириней! Принесенное вами мне поздравление и изъявление чувствований ваших, усердия и преданности ко мне, приемлю с благоволением, и благодарю вас за оные, спешу известить вас, что по изменившимся обстоятельствам присутствие ваше в Вильно сделалось более ненужным, а потому и соизволяю, чтобы вы возвратились сюда. Пребываю, впрочем, вам благосклонный». Митрополит Гавриил вскоре, именно в начале 1797 г., отправился с высочайшего соизволения в Москву «для потребных там с духовной стороны распоряжений к Высочайшей коронации». По совершении коронации (5 апреля 1797 г.) пред возвращением императорской фамилии в С.-Петербург, Ириней тверской 1 мая докладывал Синоду, что он с высочайшего соизволения отравляется в Тверь «для надлежащего с его стороны приготовления по случаю предприемлемого через город Тверь обратного путешествия Императорской фамилии». Равным образом и Амвросий с тем же намерением отправился в свою епархию-в Казань. Достойно примечания, что преосвященному Амвросию и во время его пребывания в епархии высочайше разрешено пользоваться дарованным в 1796 г. жалованием по званию присутствующего в Синоде. При приведении сего повеления в исполнение возникло недоразумение, в разъяснение которого последовало от придворной конторы синодальному обер-прокурору уведомление, что «таковое монаршее к преосвященному Амвросию благоволение относиться до производства всех тех окладов, какие его преосвященство, будучи здесь получал». Обращает внимание то обстоятельство, что членам Св. Синода Иннокентию архиепископу псковскому и Лукиану протопопу гвардии Преображенского собора высочайше боли пожалованы командорства, -первому по ордену Св. Александра Невского, второму-по ордену Св. Анны. Пожалованное Иннокентию командорство состояло в московской губернии в серпуховском уезде из селений: села Липатова, села Сопрунова, деревни Шугаревой и Лаврентьевой. Пожалованное Лукиану командорство находилось в московской же губернии в дмитровском уезде и состояло из селения-деревни Степановой. Любопытно отметить, что император Павел «быв самовидцем благолепия и устройства, какое было введено преосвященным митрополитом московским Платоном в занимаемой им Вифании, и отдавая справедливость трудам митрополита во славу Богу и на пользу церкви подъемлемых, всемилостивейше повелел устроить в Вифании второклассный монастырь с таковым положением и содержанием, каковое для прочих второго класса мужских монастырей по изданным штатам определено, для вящего же распространения преподаваемого в семинарии Троицкой Лавры учения, которого полезные успехи Государь Император сам видел, учредить в Вифании таковую же семинарию в числе ста человек учеников, на содержание коих пищей, одежной и прочим, так же на жалование учителям, на потребных к тому служителей, на книги, уроки, свечи и прочее производить на четыре тысячи рублей. При этом на построение училища и покоев для житья учеников и учителей повелено отпустить тридцать тысяч рублей в три года по равным частям, начиная с нынешнего с 1797 года». Об отпуске потребных на все сие сумм дан был высочайший указ государственному казначею тайному советнику барону Васильеву, -равно и о наделении устраиваемого монастыря в потребном количестве десятин сенокосной и лесной земли из казенного ведомства дано распоряжение тайному советнику генерал-прокурору князю Куракину. Указанные распоряжения, если и не касались непосредственно Св. Синода, то обрисовывали предначертания государственной власти относительно круга синодального ведомства. Необходимо прибавить, что не только в года своей коронации, но и вообще во все время своего, правда кратковременного, царствования император ПавелI не ослабевал в мероприятиях к устройству духовного сословия в материальном и моральном отношениях, прилагая попечение об улучшении быта служащего духовенства, призрении его семейств и образовании духовного юношества. В этом отношении царствование императора Павла можно назвать временем, когда сеялись лучшие семена для будущего произрастания. Что касается в частности Св. Синода, то и в отношении к нему ощущается некоторое обновление. Прежде всего обращает внимание то обстоятельство, что государь император бОльшую часть своих распоряжений и повелений по ведомству Св. Синода обыкновенно посредственно или непосредственно обращал к первенствующему или старейшему в Синоде иерарху, так что эти распоряжения и повеления приводились в осуществление при посредстве и деятельном участии получавшего их иерарха. При том все эти распоряжения и повеления отличались ясностью, определенностью, свидетельствовавшими о решительной инициативе. Понятно, что для таковой миссии требовался энергический исполнитель. Между тем первенствующий иерарх, митрополит Гавриил, при котором началось обещавшее кипучую деятельность, царствование Павла I, стоял на склоне своих лет, равно и другой, выдававшийся почти во все предшествовавшее царствование по Синоду деятель, архиепископ псковский Иннокентий, приближался к закату своей жизни. Оставался только недавно призванный к кормилу церковного правления архиепископ казанский Амвросий. Вследствие сего мы и видим, что по мере того, как отодвигаются и уходят первые два лица, выдвигается личность последнего. 17 января 1798 г. Амвросий уже был в С-Петербурге и предлагал Святейшему Синоду полученное им от 18 декабря 1797 года следующее высочайшее повеление: «Преосвященный казанский Амвросий, находя пребывание ваше сюда нужным желаю, чтобы оным ваше преосвященство поспешили». Не медлили исполнением своих намерений и другие иерархи. Иннокентий предупредил в этом отношении Гавриила. Прежде всего Иннокентий отправился в обычный отпуск в епархию с разрешения государя на столько времени, сколько будет необходимо для исправления нужных дел. Затем, спустя немного по возвращении, обратился к государю с просьбой об увольнении его от присутствия в Синоде и управления епархиального. На эту просьбу император Павел 9 октября 1798 года ответил на имя Синода следующим указом: «Преосвященный Иннокентий архиепископ псковский и рижский просит Нас уволить его за старостью и болезнью от Синода и от управления епархиального. Мы не токмо всемилостивейше снисходим на сие прошение его, -но еще в несомненный знак уважения долговременного и радетельного его служения престолу Божию и нашему Императорскому, восхотев оказать ему наше отличное благоволение, повелеваем производить ему по смерь из сумм на духовную часть положенных, без малейшего изъятия все то, что получал он до ныне, оставляя для всегдашнего его пребывания то самое Псковское подворье, которое он ныне занимает. На место его Синоду предоставляем, избрав кандидатов, представить их нам на утверждение». Иннокентий недолго пользовался оказанными ему милостями; 24 января следующего 1799 года он скончался. Государь и по смерти сохранял милостивое расположение к покойному, которое и засвидетельствовал в именном указе 18 мая 1799 г., соизволив «в знак монаршей милости к покойному архиепископу псковскому Иннокентию оставшийся после него бриллиантовый крест, который Святейшим Синодом был назначен к отдаче в Псковскую ризницу, отдал родному племяннику покойного надворному советнику Нечаеву». В начале 1799 года начал устраняться от дел Синода и митрополит Гавриил. От 2 января он доносил Синоду, что «минувшего декабря 26 дня имел счастье получить от Государя Императора повеление отъехать ему в Новгород для поправления его здоровья»334. В отсутствие Гавриила старейшим в Синоде оставался Амвросий, архиепископ казанский. на его имя и адресовались высочайшие повеления и распоряжения. К этому времени значительно изменился прежний состав Синода. Перемены эти прежде всего открываются тем, что в конце 1797 года выбыл из членов Святейшего Синода новоспасский архимандрит Анастасий, который в октябре был назначен, а 20 декабря был поставлен епископом белорусским и могилевским. На место Анастасия 21 января 1798 года был назначен Арсений (Москвин), настоятель Калязинского монастыря, который в том же году, именно 26 октября, был назначен епископом старорусским, викарием новгородской епархии. На место выбывших не замедляли являться в Синоде новые члены. Указом 8 ноября 1798 года были назначены членами в Синод: ростовский архиепископ Арсений (Верещагин) и новгородской епархии Антониева Римлянина монастыря архимандрит Феофилакт (Русанов). Вместе с сим среди бывших в Синоде членов последовали изменения. Ириней тверской, согласно докладу Святейшего Синода, 13 октября был переведен в псковскую епархию с оставлением при присутствии в Синоде по-прежнему. Протоиерей Лукиан так же, согласно докладу Святейшего Синода, от лейб-гвардии полков Преображенского собора с 31 октября занял место протоиерея при московском большом Успенском соборе, освободившееся за смертью протоиерей Александра Левшина, родного брата митрополита Платона. В виду того обстоятельства, что протоиерей Левшин состоял и членом московской синодальной конторы, Синод в начале следующего 1799 года входил к государю с докладом о том, чтобы назначенный к Успенскому собору протоиерей Лукиан заступил после Левшина и место члена в синодальной конторе с присвоением ему содержания, которое получал Левшин. Доклад Синода по этому предмету государь разрешил 19 января следующим именным указом: «Опробуя поднесенный нам доклад Синода, всемилостивейше повелеваем члену оного большого Успенского собора протопресвитеру Лукиану присутствовать в московской Синодальной конторе, именуясь по прежнему Синода членом; жалование же производить ему ежегодно, какое он получал ныне по Синоду (703 р. 82 ½ коп.) и сверх того прибавочных по положенному по штату 764 года Успенского собора окладу (500 руб.) по примеру его предместника, умершего протоиерея Левшина». Указанными назначениями не исчерпываются еще перемены, имевшие место в составе Синода. 11 марта 1799 года высочайше повелено присутствовать в Святейшем Синоде Павлу, епископу тверскому, который в то время находился в С-Петербурге и немедленно вступил в присутствие Синода. 16 мая он наименован архиепископом. 27 марта того же года назначен к присутствованию у Синоде и полевой обер-священник Павел Озерецковский. 21 октября Феофилакт, уже иверский в то время архимандрит, назначен епископом в Калугу, и на освободившуюся архимандричью вакансию 19 ноября назначен присутствовать в Синоде придворной церкви соборный иеромонах Михаил (Десницкий), с производством его в архимандриты новгородской епархии первоклассного Юрьева монастыря и с препоручением ему в императорском шляхетском кадетском корпусе должности законоучителя. В конце года умер ростовский архиепископ Арсений и на его место 26 декабря перемещен Павел, архиепископ тверской, с оставлением по-прежнему присутствовать в Святейшем Синоде.

Среди всех указанных перемен самой крупной была то, что 16 октября 1799 года Амвросий, архиепископ казанский, был назначен архиепископом с-петербургским, а митрополит Гавриил, оставленный при одной новгородской епархии, был переименован новгородским и олонецким. Высочайший указ не объясняет причины такой перемены, кажется она скрывается в личном желании митрополита, искавшего удалиться и успокоиться. Некоторым подтверждением сего могут служить следующие факты. 2 сентября 1799 года скончался киевский митрополит Иерофей (Малицкий). По докладе о сем государю, император Павел предоставил Святейшему Синоду избрать кандидатов на место умершего митрополита и Киево-Печерской Лавры архимандрита и представить о сем доклад. высочайшее о сем повеление от 17 сентября было сообщено тогдашнему синодальному обер-прокурору Хвостову и заслушано Святейшим Синодом 23 сентября. Надо полагать, что при слушании сего высочайшего повеления обсуждался вопрос и о кандидатах на место умершего, предполагалось киевскую кафедру предоставить митрополиту Гавриилу. По крайней мере от 24 сентября мы встречаемся с собственноручно подписанным митрополитом Гавриилом письмом на имя синодального обер-прокурора следующего содержания: «Превосходительный Господин Димитрий Иванович Милостивый Государь. Я довольно себя изведывая не нахожу силы, чтобы принять правление назначаемые мне епархии. Мои лета и возобновляемые припадки обезнадеживают, чтобы получить облегчение. Я располагаюсь просить увольнения от всех нынешних моих должностей. Итак, покорнейше прошу определение и доклад оставить и назначить для избрания другой день. Я с совершенным к вам почтением имею честь быть Вашего Превосходительства Милостивого Государя усердный слуга и богомолец». Подпись руки митрополита: «Гавриил М. Новгородский». 27 сентября в журнале Святейшего Синода заключено: поднести государю императору доклад о кандидатах «на открывшуюся в киевской епархии архиерейскую и Киево-Печерской Лавры архимандритскую вакансию». Таковыми кандидатами были от

Святейшего Синода представлены второклассных епархий архиереи: новороссийский митрополит Гавриил (Бодони) и астраханский архиепископ Платон (Любарский). Составленный Синодом доклад был подписан всеми присутствовавшими в Синоде членами, кроме духовника Исидора Петрова. По сему докладу последовал высочайший указ о назначении киевским митрополитом-Гавриила (Бодони). Митрополит Гавриил на самом деле не замедлил исполнение своего намерения, о котором писал обер-прокурору. От 24 октября 1799 года мы встречаемся с высочайшим повелением императора Павла на обращение к Его Величеству письмо митрополита Гавриила. Император Павел писал митрополиту: «Преосвященный Гавриил, митрополит новгородский и олонецкий! Письмо ваше я получил и соизволяя на отъезд ваш в Новгород, желаю дабы силы ваши пришли в лучшее состояние и уверяя вас о всегдашнем моем к вам благоволении, пребываю вам благосклонный». Остается документально не разъясненным для нас вопрос: предваряло ли письмо митрополита Гавриила, ка которое последовал ответ, назначение с-петербургским архиепископом Амвросия и оставление митрополита Гавриила при одной новгородской епархии, или письмо митрополита Гавриила своим содержанием и подало повод к последовавшей перемене. Во всяком случае не может подлежать сомнению, что митрополит Гавриил тяготился управлением двумя епархиями, по преклонности лет и болезненному состоянию искал отдыха и успокоения от излишних трудов. При докладе в Синоде полученного рескрипта, разрешившего отъезд в Новгород, митрополит Гавриил словесно объяснил, что он имеет туда отправиться по первому зимнему пути. Митрополит пробыл в С.-Петербурге до праздников Рождества, ибо на одном из протоколов от 21 декабря встречается и его подпись, во главе прочих членов Синода. В 1800 году Гавриил видимо готовился к совершенному покою. 19 декабря 1800 года последовал именной высочайший указ Синоду, коим объявлялось «митрополита новгородского Гавриила от управления епархией увольняя, повелеваем ему остаться в новгородском архиерейском домен, где он ныне находится». Вместе с тем другим именным указом того же 19 декабря давалось знать Синоду «соединяя как прежде было епархию новгородскую с епархией с-петербургской, повелеваем и сию первую равномерно ведать архиепископу с-петербургскому Амвросию». Приведенным высочайшим повелением Амвросию вверялось заведывание на правах епархиального архиерея новгородской епархией без изменения его положения в Синоде и в иерархии русской церкви. Подобная перемена последовала в то время, когда Амвросий удостоился получить сан митрополита. 10 марта 1801 года император Павел дал Синоду следующий указ. «Во изъявление благоволения нашего к ревностному служению первенствующего в Синоде нашем члена новгородского и с-петербургского архиепископа Амвросия, всемилостивейше пожаловали мы ему белый клобук для ношения по обычаю, повелевая от ныне именоваться ему митрополитом». Этот указ императора Павла был последним высочайшим распоряжением по духовному ведомству.

Таким образом в конце царствования императора Павла и в начале правления Александра I в составе Святейшего Синода находились следующие лица: Амвросий митрополит новгородский и с-петербургский, Павел архиепископ ярославский, Ириней архиепископ псковский, Варлаам архиепископ грузинский, духовник Исидор, протопресвитер Благовещенский, Михаил архимандрит юрьевский и обер-священник Павел Озерецковский. Из них Варлаам, архиепископ грузинский, назначен присутствовать в Синоде 21 января 1801 года «с жалованием и прочим содержание по сему месту положенным из сумм на духовный департамент определенных». Между поименованными лицами митрополит Амвросий был не только первенствующим членом Святейшего Синода, но и действительным посредником в сношениях правительственных лиц с Синодом по делам и предметам духовного управления. В разъяснение того, как сам император Павел мыслил положение первенствующего члена Святейшего Синода, приведем его рескрипт на имя Амвросия, от 27 мая 1800 года. Государь писал: «Преосвященный Амвросий, архиепископ с-петербургский, узнав, что из тверской семинарии, по требованию не дельному с-петербургского гражданского губернатора, князя Мещерского, уволено десять человек семинаристов для определения в статскую службу, повелеваем вам сделать преосвященному тверскому выговор, подтвердив ему при том, чтобы впредь, без особого моего повеления из сего звания в другие отнюдь не поступали; вы же имейте неослабный надзор над чем, чтобы сия воля моя по всем епархиям равномерно исполнялась». Амвросий предложил этот рескрипт Святейшему Синоду для сведения. Вообще следует заметить, что сношение государя со Святейшим Синодом по делам и вопросам ведомства последнего совершалось главным образом через и при посредстве первенствующего члена Святейшего Синода, и сами члены обращались к государю или непосредственно, или через того же первенствующего иерарха.

Для более полной характеристики воззрения императора Павла на его отношения к Святейшему Синоду укажем следующий факт. 8 июля 1799 года Святейший Синод докладывал государю императору: «По объявленной Синоду 7 марта сего месяца Вашего Императорского Величества воле об избрании на открывшуюся в Синоде вакансию в обер-прокуроры человека заступить и исполнять должность сию достойного, Синод, по общему рассуждению членов сего к заступлению в оном места обер-прокурора находит со своей стороны достойными по известной ревности и усердию к службе Вашего Императорского Величества: 1) Сената 4 департамента обер-прокурора Димитрия Хвостова, 2) юстиц-коллегии лифляндских и эстляндских дел президента действительного статского советника Ивана Вейдемейра и 3) бывшей с-петербургской палаты суда и расправы 2 департамента председателя статского советника Матфея Бородина. Всемилостивейший Государь! Синод, представляя помянутых кандидатов в Высочайшее Вашего Императорского Величества соизволение, осмеливается всеподданнейше просить всемилостивейшего указа об утверждении одного из них по Высочайшей Вашего Императорского Величества воле». Настоящий доклад был подписан всеми, бывшими в то время на лицо в Синоде членами. Указом 10 июня был назначен обер-прокурором Святейшего Синода 4 департамента Сената обер-прокурор Димитрий Хвостов. Факт подобного назначения в Синод обер-прокурора резюмируют в себе многие детальные указания на положение дел в то время…

В первые годы царствования императора Александра I Св. Синод оставался в прежнем составе и при прежнем положении. Первенствующий член Св. Синода митрополит новгородский и с-петербургский Амвросий по-прежнему являлся посредником в сношениях с Синодом по делам и вопросам его ведомства. Назначение в октябре (21) 1803 г. обер-прокурором в Синоде князя Голицына сразу изменило положение дел. Голицын стал на первом плане. Высочайшие повеления объявлялись Синоду через Голицына, в его редакции и за его подписью. Голицына видимо принимал на себя труд думать за Синод и присваивать инициативу направления синодальных дел. Последствием сего было то, что бОльшая часть высочайших повелений по ведомству Синода последовала по словесным, или письменным докладам обер-прокурора, который и исполнял их от своего лица и имени. Влияние обер-прокурора отражалось и на составе Св. Синода, в котором к концу 1803 года начались и перемены. Прежде всего высочайшим рескриптом от 7 октября был уволен в епархию ярославский архиепископ Павел, которого пребывание в его епархии Государь находил нужным «для пользы вверенной ему духовной паствы». к присутствованию в Св. Синоде 4 декабря назначен Мефодий (Смирнов), епископ тульский и белевский, который 31 декабря того же года был переведен в Тверь и 8 мая 1804 г. наименован архиепископом. Мотивом для перемещения Мефодия в Тверь Синод указывал то, что «по присутствию его в Синоде, по ближайшему расстоянию тверской епархии к С-Петербургу управление оной может быть с лучшей удобностью и выгодой для отправления епархиальных дел и производства ставленников в священно-церковно-служительские звания». 11 декабря 1803 г последовало и назначение киевским митрополитом Серапиона, архиепископа казанского, с пожалованием его вместе и членом Святейшего Синода. в начале 1804 года января 16-го князь Голицын объявил Святейшему Синоду, что государь император соизволил Святейшего Синода члену обер-священнику протоиерею Павлу Озерецковскому «за усердную его службу производить в добавок к получаемому им ныне жалованию из положенного по штату в Св. Синоде двум архимандритам следующее на одного годовое жалование по тысяче по сто по семидесяти по три рубля по три коп. с тремя четвертями, начиная с 1 января сего года». Таким благоприятным для Озерецковского, распоряжением закрывалась возможность назначения в Св. Синод членов из архимандритов, которых действительно и не встречается по выбытии из Синода Юрьевского монастыря архимандрита Михаила (Десницкого), с назначением его 6 июля 1802 года епископом старорусским, викарием новгородской епархии. С 1805 г. Озерецковский, по званию синодального члена, получил новую высочайшую милость, которой «из уважения того, что члены Св. Синода имеют жительство в казенных зданиях, повелено обер-священнику Озерецковскому производить сверх получаемого им жалования на наем дома по тысяче пятисот руб. ежегодно из сумм на духовный департамент положенных». В половине 1805 года последовала перемена и относительно порядка назначения в Синод архиереев. 13 июля сего года князь Голицын представил Св. Синоду высочайшее повеление о том, что государь император, желая знать лично преосвященных, управляющих епархиями, предположил вызывать по одному из них для жительства в С-Петербурге и присутствия по прибытии в Св. Синоде до последования Высочайшей воли на обратное возвращение в епархию. К сему Голицын присовокуплял, что «Его Императорское Величество Высочайше указать ему соизволил объявить Св. Синоду, чтобы первоначально вызвать могилевского архиепископа Анастасия, выдать ему на проезд тысячу рублей из суммы на духовный департамент положенной; на случай долговременного отбытия его из епархии сделать Св. Синоду для управления оной зависящее со своей стороны распоряжение». Настоящим высочайшим повелением отчасти изменялся прежний порядок назначения в Св. Синод для присутствования членов, отчасти отменялось и правило о постоянных членах Св. Синода. Как бы то ни было, только по приведении сего правила в действие, звание члена Св. Синода оставалось за теми, кои могли постоянно заседать в Синоде, также, кому оное звание могло быть пожаловано. Вызванный для присутствования могилевский Анастасий не пробыл и года, ибо вскоре был переведен в Астрахань, и на его место 22 февраля 1806 г. «для жительства в С-Петербурге и присутствия в Св. Синоде» на том же основании был вызван пензенский епископ Гаий (Такаов). Анастасию 7 декабря было пожаловано звание члена Св. Синода с оставлением его в епархии по отдаленности от С-Петербурга. В конце того же 1806 года (28 ноября) был вызван в С-Петербург и для присутствия в Св. Синоде калужский епископ Феофилакт (Русанов), на место пензенского епископа Гаия и на том же основании. Впрочем, Феофилакту, вследствие доклада Св. Синода, повелено остаться в епархии для окончания объявленного в том же году (26 октября) разбора священно-церковно-служительских детей. Таким образом к началу 1807 года в составе присутствия Св. Синода входили: Амвросий, митрополит новгородский и с-петербургский, Ириней, архиепископ псковский, Мефодий, архиепископ тверской, Варлаам, архиепископ грузинский, Феофилакт, епископ калужский, духовник протопресвитер Сергий Федоров и обер-священник Павел Озерецковский. Из них духовник Сергий Федоров назначен присутствовать в Синоде 14 января 1806 года, когда он из сакеллария придворной церкви был наименован духовником государя и протоиереем московского Благовещенского собора на место прежнего духовника умершего Исидора Петрова. Из состава поименованных членов прежде других выбыл (в 1807г.) обер-священник Озерецковский, который скончался; а его место занял новый обер-священник Иоанн Державин, до назначения-с-петербургской Вознесенской церкви протоиерей. Державину, при назначении в Синод, повелено производить сверх положенных по штату Св. Синода протоиерею семи сот трех руб. восьмидесяти двух с четвертью коп., на наем дома по тысяче пяти сот руб. Впоследствии, 26 октября 1808 года, указано производить и ему добавочное содержание в размере архимандричьего по штату Синода оклада т. е. 1173 р. 3 2/4 коп. Равным образом и место умершего духовника Сергия Федорова занял с 3 апреля 1808 г. новый духовник государя протопресвитер прежде придворного, а теперь московского Благовещенского собора Павел Криницкий, которому повелено производить жалование и прочие оклады, каковые получал его предместник из сумм, положенных на духовный департамент. С 15 мая 1808 г. уволен, согласно прошению, Св. Синода член Варлаам архиепископ грузинский, с разрешением ему иметь пребывание в Грузии и с пожалованием ему пенсиона в 2350 р. из государственного казначейства. Оставшийся в Синоде калужский епископ Феофилакт 21 февраля 1808 г. всемилостивейше пожалован членом Св. Синода; причем повелено производить ему из сумм, на духовный департамент положенных, по 1759 р. 55 ¼ к. в год. В 1809 г. по переименовании архиепископом, Феофилакт 5 марта был назначен в Рязань; при чем первенство рязанской епархии было предоставлено лично другому старейшему члену Св. Синода Мефодию, архиепископу тверскому, которому в 1808 году высочайше был пожалован бриллиантовый крест для ношения на клобуке. Отмечаем этот, по-видимому мало знаменательный, факт потому, что он указывает устойчивость в то время строгой градации старейшинства в иерархическом сане. Назначенные в Синод членами обер-священник Державин и протопресвитер Криницкий и оставались в этом звании во все последующее время царствования Александра I, пережив крупные превращения, которые, как увидим, испытал Св. Синод в это царствование. Другие члены постепенно выбывали из Синода и заменялись новыми. В октябре (2) 1812 г. высочайше уволен, согласно прошению, в виду тогдашних обстоятельств, в епархию синодальный член Мефодий, архиепископ тверской с разрешением ему «пробыть в епархии столько времени, сколько нужно будет». Впрочем, в декабре (8) того же года князем Голицыным было сообщено тверскому архиепископу высочайшее повеление: «Государь Император, находя, что по управлению епаршискими делами присутствие архиерея должно быть сопряжено с вящшей пользой для паствы, и приняв то в соображение, что преосвященный Мефодий так долго не был в епархии, повелел сообщить его преосвященству, чтобы он оставался в епархии ему вверенной впредь до того, когда об обратном его вызове в С.-Петербург дано будет повеление». Сего повеления и не последовало; но 1 января 1813 г. князем Голицыным было объявлено Св. Синоду другое, коим указывалось присутствовать в Св. Синоде минскому архиепископу Серафиму (Глаголевскому) на том же самом основании, на каком был вызван в 1806 г. бывший епископ калужский Феофилакт. Серафим, как в свое время Феофилакт, не получал содержания, пока 6 ноября 1813 г., как в свое время относительно Феофилакта, не последовало особого высочайшего повеления о производстве минскому архиепископу Серафиму «из общих сумм на духовный департамент положенных жалования по штату Синода противу прочих членов во все то время, пока он будет присутствовать в Синоде, считая его производство с 1 января текущего года». В декабре того же года вызван присутствовать в Синоде и черниговский архиепископ Михаил (Десницкий) на том же самом основании, как и минский архиепископ Серафим. Михаилу также повелено производить содержание из сумм на духовный департамент положенных по штату Синода против прочих членов во все то время, пока он будет присутствовать в Синоде. Вызов в Синод Серафима и Михаила для присутствования надо поставить в связи прежде с отсутствием, а потом и с совершенным увольнением из Синода рязанского архиепископа Феофилакта. Последний по высочайшему повелению от 27 ноября 1812 г. был командирован в разоренные во время нашествия Наполеона, епархии для приведения из в должный порядок. Отсутствие Феофилакта из Синода продолжалось до весны 1813 г. и 23 апреля сего года князь Голицын докладывал Св. Синоду: «Его Императорское Величество усмотрев из доклада моего ,что архиепископ рязанский окончил данное ему поручение по части восстановления порядка в тех епархиях, где проходили войска неприятеля, Высочайше дозволил ему возвратиться в С-Петербург для присутствия в Св. Синоде, а пребывание на Ярославском подворье, которое занимал прежде тверской архиепископ335. В ознаменование же монаршего благоволения за полезные труды Всемилостивейше пожаловать ему соизволил бриллиантовый крест для ношения на клобуке при рескрипте, коего список у сего прилагаю для сведения». Приведем и сам рескрипт, чтобы видеть, как ценил Государь заслуги доблестного и распорядительного иерархи. «Преосвященный Феофилакт архиепископ рязанский! Всегда с удовольствием взирал Я на отличную службу к пользе церкви и отечества относящуюся, ныне, когда поручил вам восстановить разоренные церкви и устроить участь служителей алтарей Господних в тех епархиях, где хищная рука неприятеля оставила следы опустошения, вы совершили дело сие с таким успехом, какого мог Я ожидать от вашей деятельности. В ознаменование совершенного моего благоволения препровождаю к вам бриллиантовый крест для ношения на клобуке, оставаясь уверенным, что сие послужит поощрением к дальнейшим подвигам. Пребываю к вам благосклонный. Александр. 4 апреля 1813 года». Обстоятельства, при которых и рескрипт, с которым возвращался ко присутствованию в Синоде Феофилакт, по-видимому, упрочивали его положение в Синоде. Между тем в действительности оказалось противное. От 11 ноября того же года последовал на имя Феофилакта высочайший указ следующего содержания: «Находя полезнейшим для епархии пребывание в оной архипастыря, повелеваю вам отправиться ныне же к пастве вашей впредь до указа»336. В половине декабря Феофилакт уехал в епархию. Ярославское подворье, которое он занимал, предоставлено для пребывания черниговского архиепископа Михаила. Серафим и Михаил, призванные присутствовать в Синоде, в 1814 году в день тезоименитства государя 30 августа высочайше были пожалованы в члены Св. Синода. В тот же день, 30 августа, последовал и высочайший указ о перемещении могилевского архиепископа Серафима в Тверь с оставлением ему той стипендии, какая присвоена минской кафедре. Тверской архиепископ Мефодий тогда же переведен во Псков на место Иринея, который обращался к государю с просьбой об увольнении его в епархию; но государь император, находя нужным по состоянию здоровья и старости лет Иринея дать ему совершенное успокоение от дел, уволил его от управления епархией «и в воздаяние прежней не маловременной его службы повелел производить ему по смерь все получаемые им оклады с предоставлением ему на выбор иметь пребывание там, где сам он пожелает».

За последовавшими таким образом переменами в составе Св. Синода, членами оного в 1815–1816 годах оставались: Амвросий, митрополит новгородский и с-петербургский, Михаил, архиепископ черниговский, Серафим, архиепископ тверской, духовный протопресвитер Павел Криницкий, обер-священник Иоанн Державин. Из них Серафим и Михаил в 1816 г. согласно их желанию отлучались в епархии первый-с 15 мая до первых чисел сентября, последний-с 27 ноября на четыре месяца «для обозрения вверенной ему епархии». В составе поименованных членов Св. Синод встретил и ту, знаменательную по необычайным для него последствиям, реформу, когда при учреждении «министерства духовных дел и народного просвещения», дела ведомства Св. Синода были соединены с делами других вероисповеданий Империи в одно управление под высшей дирекцией министра духовных дел и народного просвещения князя А. Н. Голицына.

* * *

334

Отсутствие митрополита Гавриила продолжалось с января по июль, нам свидетельствуют о сем его подписи на синодальных протоколах.

335

Как и при каких обстоятельствах Феофилакт исполнил Высочайшее поручение, см. в книге И. А. Чистовича «Руководящие деятели духовного просвещения в России…» стр. 62–77. СПБ. 1894г.

336

Об обстоятельствах удаления Феофилакта от Синода см. упомянутую книгу И. А. Чистовича стр. 77–81.


Источник: Барсов Т.В. Святейший Синод в его прошлом. – СПб, 1896. – 446 с.

Комментарии для сайта Cackle