XIV. Св. Синод при Елизавете Петровне и Екатерине II
В царствование Елизаветы Петровны (1741–1761 г.) Св. Синод не испытал таких изменений, какие он пережил в предыдущие царствования со времени его учреждения. Елизавета Петровна сама как бы неопустительно следила за состоянием Св. Синода и не опускала из вида его интересов. Равным образом и Св. Синод, сознавая подобные взгляды государыни, предпринимал попытки к улучшению положения дел церковных. Сохранилось известие, будто два члена Св. Синода Амвросий Юшкевич, архиепископ новгородский, и Арсений Мациевич325, епископ ростовский обращались к государыне с докладом, в котором просили, что если Ее Величеству не угодно будет восстанавливать патриаршество, то по крайней мере назначить наше церковное управление к характеру управления церковью восточной. При этом доклад касался и других предметов, между прочим, упразднения Коллегии Экономии326. Восстановление патриаршества и назначения в Синод президента не последовало, заведывание же архиерейскими и монастырскими вотчинами сосредоточилось в Синодальной Экономической канцелярии. В общем положение Св. Синода в царствование императрицы Елизаветы Петровны представляется во многом изменившимся как относительно сношений Св. Синода с государственной властью, так и-его внутреннего состава. Государыня непосредственно, через самих членов Св. Синода, принимала и выслушивала доклады последнего327 и в присутствии тех же членов осуждала синодальные дела и давала по ним свои высочайшие резолюции и указы, которые за тем в предложениях синодальных членов и объявлялись Св. Синоду. Как бы интересуясь лично и близко знать каждого из синодальных членов, государыня настойчиво требовала, чтобы синодальные члены сами в знаменитые праздники в Высочайшем присутствии произносили церковные поучения и не одобряла тех случаев, когда они пытались заменить себя другими проповедниками. Принимая живое участие в делах Св. Синода, назначении его членов, Государыня нередко по своей инициативе давала распоряжения, которые в подобных случаях и объявляла Синоду через своего духовника протоиерея Феодора Дубянского. При подобном положении Синод не испытывал ни оскудения, ни недостатка в своем составе, -за выбытием, или временным увольнением одних входили в состав его другие члены. Открытие (1 снт. 1742 г.) самостоятельных епископских кафедр в Москве и С-Петербурге, с образованием особых Московской и С-Петербургской епархий ставило заместителей этих кафедр, по самому месту их нахождения, в положение ближайших и естественных кандидатов на звание синодальных членов для присутствия в Москве и Петербурге328. Впрочем, первые из заместителей с-петербургской кафедры Никодим, епископ с-петербургский и шлиссельбургский, и Феодосий Янковский не пользовались званием синодальных членов; последний при возведении его в сан епископа из наместников Троицкого Сергиева монастыря, получил наименование архиепископа с-петербургского и шлиссельбургского, как собственноручно написала Государыня «для почтения резиденции архиепископов». При назначении (2 июля 1750 г.) преемником Феодосию преосвященного Сильвестра, епископа костромского, последнему повелено было присутствовать в Св. Синоде членом. Назначение Сильвестра синодальным членом вызвало в Синоде рассуждение о месте, какое занимать ему в заседаниях Св. Синода. В разрешение этого вопроса Высочайшим указом от 24 июля 1750 г., согласно мнению Св. Синода, повелено заседать Сильвестру после новгородского архиепископа329. Назначение в Синод с-петербургского архиепископа со старшинством по новгородском очевидно указывало на то, что за отсутствием из С-Петербурга новгородского, с-петербургский оставался старейшим между синодальными членами. Такое положение для с-петербургского архиепископа началось вскоре, ибо Стефан новгородский 13 февраля 1751 г. уволен был в епархию по болезни на год, каковой отпуск, согласно его прошению, был снова ему повторен и разрешен, так что Сильвестр (Кулябка) за это время является старейшим в числе синодальных членов. Достойно примечания, что с этого времени повторяются примеры оставления за синодальными членами этого звания п по увольнении их от присутствования в Св. Синоде по особым Высочайшим повелениям. Так в 1754 г. (9 ноября) при назначении в Казань Гаврила (Кременецкого), епископа коломенского, состоявшего с 1748 г. (5 апреля) в звании архимандрита новоспасского монастыря членом Св. Синода, Высочайше повелено: «Преосвященного Гавриила епископа казанского в бытие в казанской епархии именовать и писать синодальным членом». Равным образом и в 1758 г. (5 марта) при увольнении из Синода донского архимандрита Варлаама « по слабости здоровья и смотрения монастыря и строения нужных в нем дел» повелено: «уволить в Донской монастырь вовсе, и ни к каким делам по жизнь его не употреблять, а членом синодальным ему именоваться и писаться и в собраниях место иметь, какое имел в заседании Св. Синода». Любопытно отметить в синодальной практике и тот факт, что в январе 1752 г. был вызван из Москвы в С.-Петербург для присутствования синодальный член Илларион, епископ крутицкий. Затрудняясь исполнить это распоряжение, Илларион писал Св. Синоду о причинах своего отказа. Государыня, не уважив доклада, повелела «синодальному члену Иллариону епископу крутицкому в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде быть неотменно, а на представление его из Св. Синода отписать выговор и изъяснением, что он не для того в архиереи произведен, чтобы от неумеренных расходов долги наживать». Заслуживают быть отмеченными и обстоятельства, сопровождавшие назначение синодальным членом Димитрия Сеченова, известного впоследствии митрополита новгородского, бывшего депутата от православного духовенства в Комиссии составления нового уложения. Димитрий прежде был епископом нижегородским с 1742 г. (13 сентября), но в 1748 г. по болезни уволился от управления епархией и жил на покое в Раифской пустыни. В 1752 г (24 февраля) Высочайше повелено: Преосвященному бывшему нижегородскому епископу Димитрию быть в С.-Петербурге для присутствования в Св. Синоде». По поводу назначения Димитрия синодальным членом, в Синоде возник вопрос о предоставлении Димитрию вновь епархии. Предварительно разрешения этого вопроса государыня потребовала от Св. Синода точной справки с церковными канонами: «ежели преосвященный Димитрий, бывший епископ нижегородский пожелает ныне паки иметь епархию, то не противно ли будет св. правилам оную ему определить, о том с точным показанием донести за подписанием Св. правительствующего Синода присутствующими членами немедля». Возбужденный вопрос разрешился тем, что 21 июля того же года Димитрий, оставаясь синодальным членом, был назначен епископом рязанским, а в 1757 г. (22 октября) архиепископом новгородским и занял первенствующее положение в Св. Синоде, при совместном присутствии и Сильвестра, архиепископа с-петербургского. Пересматривая назначения синодальных членов в царствование императрицы Елизаветы Петровны легко подметить, что звания синодальных членов удостаивались и к присутствованию в Св. Синоде приглашались архиереи, ближайших к Петербургу и Москве епархий, так что в отношении к заместителям этих кафедр звание синодального члена является как бы наследственным,-наоборот епископы отдаленных от С-Петербурга и Москвы епархий не пользовались этим звание, хотя бы назначавшиеся на кафедры этих епархий лица прежде и были удостоены этого звания. В подтверждение этого предположения укажем примеры. В 1743 г. (24 февраля) бывший синодальный член Варлаам (Скамницкий) архимандрит Чудова монастыря по назначении его вятским епископом не сохранил сего звания, и на его место в Св. Синод назначен членом архимандрит Троице-Сергиева монастыря Кирилл Флоринский; равным образом в том же 1743 г. (10 сентября) бывший синодальный член Феофилакт архимандрит Ипацкого монастыря, по назначении воронежским епископом, заменен был Симоном Тодоровским, назначенным в Ипацкий монастырь настоятелем. В свою очередь бывший синодальный член Амвросий (Зертис-Каменский) архимандрит ставропигиального воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря, по назначении его вологодский епископом, хотя и оставлен по прежнему архимандритом упомянутого монастыря,-но о сохранении им звания синодального члена не сказано; это звание Амвросий вновь получил по докладу Св. Синода на кафедре епископа переяславского и дмитровского, на каковую кафедру Амвросий был переведен в том же 1753 г. (29 октября), не отъезжая в Вологду. Назначавшиеся на кафедры ближайшим к Петербургу и Москве епархий лица обыкновенно сохраняли звания синодальных членов или получали оные вновь. Арсений (Могилянский), епископ переяславский и дмитровский, по назначении его настоятелем Троице-Сергиевой Лавры на место умершего Кирилла Флоринского назначен на его место членом Св. Синода. Симон Тодорский, архимандрит ипацкий, по назначении в 1745 г. костромским и галицким епископом оставлен членом Св. Синода. Платон (Григорович), архимандрит Воскресенского монастыря, по назначении его крутицким архиепископом в 1748 г. на место Платона (Маленовского) призван присутствовать в Св. Синоде. Платон (Петрониевич), архимандрит Рождествена, что во Владимире, монастыря, бывший с 1742 г. (10 мая) членом Св. Синода, с назначением в епископа владимирского, оставлен по-прежнему членом Св. Синода. Гавриил (Кременецкий), архимандрит новоспасский, по назначении епископом коломенский, оставлен по-прежнему присутствовать в Св. Синоде. Гаврил получил звание синодального члена в 1743 г. при назначении его архимандритом новоспасским. Заседавшие в Синоде члены из архимандритов и архиереев не непрерывно в нем присутствовали, -напротив, по требованию нужде монастырских и дел епархиальных были увольняемы к местам их служения или на определенное время, или впредь до обратного вызова.
Таким образом в последнее время царствования Елизаветы Петровны в составе Святейшего Синода входили следующие лица: Димитрий (Сеченов) архиепископ новгородский, Вениамин (Григорович) архиепископ с-петербургский, Гедеон (Гриновский) епископ псковский, Амвросий (Зетрис-Каменский) архиепископ крутицкий, Палладий епископ рязанский, Порфирий (Крайский) епископ коломенский и Лаврентий архимандрит Свято-Троицкой Лавры из придворных иеромонахов. Лаврентий и скончался в звании архимандрита. В поименованном составе своих членов Святейший Синод закончил царствование Елизаветы Петровны и встретил вступление на престол Императора Петра III. Кратковременное царствование этого Государя (с 30 декабря 1761 года по 27 июня 1762 г.) не могло иметь особого влияния на состав Святейшего Синода и произвести в нем крупные изменения. При всем том надо отметить, что 24 апреля 1762 года царский духовник протоиерей ,Феодор Дубенский объявил Святейшему Синоду следующий Высочайший указ: «преосвященному Афанасию (Вольховскому), епископу тверскому, быть синодальным членом и присутствовать в Святейшем Правительствующем Синоде, а синодальному же члену преосвященному Амвросию, архиепископу крутицкому и архимандриту Воскресенскому Новоиерусалимскому отсюда отъезжать в Москву, да обретающихся здесь синодальных же членов уволить преосвященного Порфирия, епископа коломенского , в его епархию на два года, а Свято Троицкого Сергиева монастыря архимандрита Лаврентия в оную Лавру до указу». Следует заметить, что тверскому Афанасию еще 13 января 1762 года Высочайше повелено было прибыть в С.-Петербург для принесения государю императору поздравления; причем находившихся в то время в С.-Петербурге преосвященных Иосафа (Лисянского) архангелогородского и Иоанникея (Павлуцкого) воронежского повелено уволить в их епархии по отдаленности последних. Таким образом за последовавшими изменениями к концу царствования Петра III и при вступлении на престол императрицы Екатерины II (28 июня 1762 г.) в составе Святейшего Синода находились: Димитрий архиепископ новгородский, Вениамин архиепископ с-петербургский, Гедеон епископ псковский, Палладий епископ рязанский и Афанасий епископ тверской.
Между поименованными членами, а также и присутствовавшими в Москве в синодальной конторе первенствующим значением и старшинством пользовался новгородский архиепископ. По поводу предстоявшей и готовившейся коронации Екатерины, тогдашний синодальный обер-прокурор князь Алексей Козловский, 8 августа 1762 года, предложил Святейшему Синоду Высочайший указ следующего содержания: «при встрече и во время имеемой быть Ее Императорского Величества коронации между прочими преосвященными первенствовать преосвященному новгородскому, понеже ка он есть первый синодальный член, да и потому, что и наперед сего в таких процессиях оной епархии преосвященные первенствующими находились, а преосвященному Тимофею митрополиту московскому, пояснялось далее в указе, при будущем Ее Императорского Величества в Москву в шествии, встретить с крестом в соборе». По первоначальным распоряжениям (13 июня 1762 года) по поводу коронации преосвященному Вениамину архиепископу с-петербургскому повелено было остаться в С-Петербурге в синодальной конторе; но потом 26 июля того же года, преосвященный Вениамин был переведен в Казань на место Гавриила (Кременецкого), перемещенного с-Петербург, с назначением его членом Святейшего Синода; при чем тому и другому повелено было прибыть в Москву для присутствия на короновании. Синодальная контора в С.-Петербурге была поручена Тихону (Соколову) епископу кексгольскому и ладожскому, викарию новгородской епархии, которого впоследствии сменил Пахомий (Симанский) епископ тамбовский.
Пребывание Святейшего Синода в Москве по поводу коронации продолжалось с сентября 1762 года по июль 1763 года. В это время в составе его присутствия входили: преосвященный Димитрий, который 8 октября 1762 года получил наименование митрополита новгородской епархии, преосвященный Тимофей (Щербацкий) митрополит московский, Гавриил архиепископ с-петербургский, Гедеон епископ псковский, умерший, впрочем, в июне 1763 г., Амвросий архиепископ крутицкий, Палладий епископ рязанский, Афанасий епископ тверской, Михаил архимандрит новоспасский. В этом составе значатся и синодальные члены, присутствовавшие в московской синодальной конторе. К этим членам, согласно докладу Святейшего Синода, 17 мая 1763 года были назначены: московской академии ректор, Заиконоспасского монастыря архимандрит Гавриил (Петров) и вологодской епархии Кирилло-Белозерского монастыря архимандрит Симон (лагов), который после смерти вышеупомянутого Михаила, 20 октября 1764 года, был переведен в Москву в Новоспасский монастырь. Отмечаем эти данные с мыслью, чтобы нагляднее представить те перемены, которым подвергался Святейший Синод в продолжительное царствование императрицы Екатерины II, которое оставило свой след на положении Святейшего Синода сравнительно с предшествующим временем.
Совершившиеся в это царствование перемены наглядно подтверждают мысль, что, по воззрениям государственной власти, Святейший Синод представлял коллегию для заведывания духовными делами русского государства. Мысль эта отражается во всех переменах, которые пережил Святейший Синод в царствование Екатерины. Из этих перемен прежде всего заслуживает быть отмеченным начертание штатов для Святейшего Синода и московской его конторы. Штат этот был сочинен в Высочайше учрежденной о церковных имениях комиссией и Высочайше конфирмован 1 октября 1763 года. По этому штату в составе Святейшего Синода, независимо от московской конторы, положено шесть членов; из них архиереев 3, архимандритов 2, протопопов 1. Жалование каждому из архиереев назначено по 1.500 руб., архимандритам каждому 1000 руб. и протопопу 600 руб. При чем в штате объяснено, что первенствующему из них архиерею 2000 руб., потому что ныне президента в Синоде нет, а прочим двум по 1500 р. Означенный штат вскоре, именно по Высочайше утвержденной 27 февраля 1764 года росписи, был изменен в том отношении, что было увеличено содержание синодальным членам, а именно: первенствующему архиерею на 346р. 71 коп., прочим двум архиереям-каждому на 259 руб. 55 ½ коп., архимандритам каждому 173 руб. 3 ¾ коп., протопопу на 103 р. 82 ¼ коп.330
Для приведения в действие вновь сочиненного и утвержденного штата и наполнения, согласно сему штату, состава Святейшего Синода, Синод обратился к государыне со всеподданнейшим докладом, в котором писал: «ныне действительно, кроме отсутствующих в епархии, в присутствии состоят в Синоде архиереев два и архимандритов два, о коих и с отсутствующими в епархии Синод подносит именной реестр и всем ли оным действительно в Синоде и конторе оного в присутствии быть, или некоторым из них и какое жалование получает, о том, Синод, оставляя в Высочайшее Вашего Императорского Величества благоволение, требует Вашего Императорского Величества указа. А из протопопов к присутствию в Синоде достойного Синод, избрав Вашему Императорскому Величеству представит имеет впредь.» Настоящий доклад подписали Димитрий митрополит новгородский, Гавриил архиепископ с-петербургский, Лаврентий архимандрит Троицкой Лавры и Симон архимандрит Кириллова монастыря, после новоспасский, которые и были на лицо в присутствии Святейшего Синода. Отсутствующими и находившимися в епархиях состояли: Афанасий епископ ростовский, Палладий епископ рязанский и Порфирий епископ коломенский. На приложенном к сему докладу реестр членов присутствующих и отсутствующих государыня собственноручно против присутствовавших в то время в Синоде и подписавших настоящей доклад написала: «оным быть в присутствии беспеременно», против же показанных отсутствующих архиереев начертала: «чрез два года сменяясь, присутствовать по одному». Во исполнение сего повеления Синод 3 ноября 1763 года докладывал государыне, что из назначенных членов к прибытию в С.-Петербург приглашается Афанасий епископ ростовский, который и является действительно присутствующим в 1764–1765 гг. в Святейшем Синоде. В конце 1765 года, именно 19 декабря, синодальный обер-прокурор князь Козловский объявил Святейшему Синоду Высочайший указ, коим повелевалось в предбудущий год присутствовать в Святейшем Синоде Иннокентию епископу псковскому, занявшему псковскую кафедру после Гедеона Криновского. Что касается остававшейся вакантной штатной должности синодального члена из лиц протоиерейского сана, то на таковую 17 мая 1764 года Синод предположил представить протопопа Иоанна Нарвского, который был переведен в С.-Петербург из псковской епархии. В основание своего представления Синод указывал на то, что Нарвский 9 мая говорил проповедь в присутствии Димитрия митрополита новгородского.
Достойно примечания намерение императрицы Екатерины разделить Святейший Синод на два: московский и с-петербургский. 3 июня 1763 года тогдашний синодальный обер-прокурор, князь Козловский, всеподданнейше докладывал государыне императрице о имеющей за отбытием Святейшего Синода остаться в Москве синодальной конторе. По поводу этого доклада государыня дала особое повеление. которое тот же обер-прокурор сообщил Святейшему Синоду в следующем предложении: «Ее Императорское Величество материнским милосердием в рассуждении происходящих от челобитчиков просьб и затруднений дабы оным в произведении до Санкт-Петербурга излишних убытков и волокиты быть не могло, повелевает оную в Москве Святейшего Синода контору оставит ныне над ближайшими к Москве епархиями на точном основании, как остается по Высочайшему Ее Императорского Величества благоволению Правительствующего Сената контора во всем непременно, и будет из челобитчиков кто похощет дело свое апеллировать не в ту контору, но прямо в Синод, то им дозволит, а под апелляцию Святейшего Синода остаться нижеследующим епархиям, а именно: с-петербургской, псковской, тверской, архангелогородской, устюжской и вологодской, для того оное Высочайшее Ее Императорского Величества благоволение, Ее Величество указать соизволила во Всероссийской Империи обнародовать».
Настоящее распоряжение прежде, чем успело воспринять надлежащее действие, было отменено Высочайшим же указом, полученным в Синоде 29 октября 1736 года следующего содержания: «Мы от 3 июня сего года повелели оставшейся в Москве синодальной конторе иметь апелляцию над ближайшими к Москве епархиями, не возбраняя притом челобитчикам апеллировать в Синод, ежели кто пожелает. Ныне же оставляем мы сие отправлять одному токмо Синоду, а конторе синодальной от сего времени точнейше повелеваем быть на том основании, как она прежде до состояния вышеписанного нашего указа была»331.
По делам Святейшего Синода не встречается указаний, какие ближайшие причины вызвали приведенные распоряжения. Остается отнести их происхождение в собственной инициативе государыни императрицы, которая вообще с редкой решительностью относилась к вопросам церковной сферы.
Начертанный в начале царствования императрицы Екатерины штат Святейшего Синода в действительности или не наполнялся до нормы или подвергался изменению на практике; при чем бывали времена и оскудения состава Синода. Принятый в руководство при первоначальном исполнении начертанного штата принцип, чтобы одни из членов переменялись поочередно через два года, не всегда также выдерживался. На практике встречаемся с тем явлением, что известные лица, вступив в состав Святейшего Синода, продолжают оставаться в нем до конца своей жизни, или до получения нового назначения, делавшего для них затруднительным действительное присутствие в Святейшем Синоде. Из наполнивших состав Святейшего Синода по вновь начертанному штату синодальных членов преосвященный Димитрий оставался присутствующим в Синоде, продолжая занимать первенствующее в нем положение, по день своей смерти, последовавшей в Москве в декабре (11) 1767 года. Преосвященный Димитрий пользовался особым доверием и расположением императрицы. Между другими укажем тот случай, что когда императрица Екатерина готовилась послать в Лейпциг нескольких молодых дворян для образования наукам, она обратилась к митрополиту со следующим рескриптом: «Преосвященный митрополит Димитрий! намерена я нескольких молодых дворян послать на моем коште для обучения разным наукам в Лейпциге. И хотя за ними во всем, что до наук и поведения их касается, добрый присмотр будет; однако потребно, чтобы они и в православной вере наставляемы и к должностям ее побуждаемы были. Есть там правда православная церковь, но служба Божья отправляется в ней на греческом, следовательно, непонятным языке; чего ради постарайтесь преосвященный избрать из иеромонахов человека разумного, ученого, добронравного и хорошего жития, который бы сим молодым людям и духовником быть и православному закону нашему их обучать мог (далее следует приписка рукой самой государыни), впрочем, препоручаю себя в молитвы ваши, пребывая всегда вам доброжелательная Екатерина. 29 января 1766 года».
Смерть преосвященного митрополита Димитрия унесла старейшего иерарха и первенствующего члена Святейшего Синода332. Государыня почему-то медлила назначением покойному митрополиту приемника и замещением новгородской кафедры. После Димитрия старейшим в Синоде оставался Гавриил (Кременецкий) архиепископ с-петербургский, который не был в эту сессию в Москве, а оставался в С-Петербурге согласно указу государыни, который был объявлен Святейшему Синоду 15-го сентября 1766 года в следующей редакции: «По Высочайшем отсутствии из С-Петербурга в Москву, куда и Святейшему Правительствующему Синоду следует отправиться, синодальным членам преосвященному Димитрию митрополиту великоновгородскому ехать в Москву и присутствовать в Святейшем Синоде, Гавриилу архиепископу с-петербургскому остаться в С-Петербурге и присутствовать в синодальной конторе; в Москве же в Святейшем Синоде присутствие иметь синодальному члену преосвященному Тимофею митрополиту московскому, а третьему архиерею из синодальных членов-чередному или другому кому из преосвященных архиереев быть, о том оставлено на рассмотрение Святейшего Синода, и ежели рассудится кому именно, о том бы представить Ее Величеству от Синода докладом». Митрополит Тимофей не вступал в присутствие Синода, ибо за болезнью 4 января 1767 года, по докладу Синода, был уволен от присутствия в московской синодальной конторе. Место Тимофея как в московской синодальной конторе, так и в Святейшем Синоде, занял Амвросий (Зертис-Каменский) архиепископ крутицкий, который после смерти, 18 апреля 1767 года, Тимофея занял и кафедру московскую. Из других первоначально, 21 декабря 1766 г., повелено присутствовать в Москве в Святейшем Синоде синодальному члену Палладию рязанскому. Впоследствии, а именно указом, от 22 января 1767 года повелено-как преосвященному псковскому, так и преосвященному Гавриилу (Петрову) епископу тверскому-ехать в Москву с тем, чтобы преосвященному псковскому наперед заехать на время в свою епархию. Из означенных членов возвратился в С-Петербург в Синод только Иннокентий псковский, ибо указом от 16 января 1768 года государыня организовала присутствие Синода следующим образом. Она повелела: « к присутствующим ныне в Синоде членам Гавриилу архиепископу с-петербургскому и Симону архимандриту новоспасскому, которому токмо один нынешний год присутствовать определяется, повелеваем членами же в Синоде присутствовать Иннокентию (Нечаеву) епископу псковскому и Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Платону (Левшину) да гвардии нашей протопопу Андрею (Михайлову)». Гавриил занимал первенствующее в этом составе Святейшего Синода положение до того времени, пока 22 сентября 1770 года не был перемещен в Киев митрополитом. При этом преосвященному Гавриилу повелено именоваться синодальным членом. Новоспасский архимандрит Симон, по особому повелению, оставлен в Синоде и на будущий 1769 год, в конце которого, именно по указу 23 декабря, он назначен епископом костромским. Троицкий архимандрит Плато в 1770 г. (22 сентября) был назначен архиепископом в Тверь с оставлением по-прежнему в звании архимандрита Троицкой Лавры и присутствующего в Святейшем Синоде члена. Освободившееся за назначением новоспасского архимандрита Симона место синодального члена занял Гавриил (Петров) епископ тверской, который в следующем 1770 г., после Гавриила (Кременецкого), назначен был архиепископом с-петербургским. Не лишне заметить, что этот Гавриил (Петров) уже прежде, после смерти преосвященного Димитрия Сеченова, был вызван в Петербург для участия в комиссии по составлению нового Уложения и значится в числе членов учрежденной комиссии о церковных имениях.
Перемены в описанном составе Святейшего Синода начались с того, что 21 июля 1774 года указом Екатерины к присутствованию в Синоде был назначен духовник государыни благовещенский протопоп Иоанн (Памфилов). Сему лицу по штату Синода не было оклада. Поэтому государыня 30 сентября 1774 года повелела: «назначенному в синодальные члены духовнику протопопу Иоанну производить жалование по тысяче рублей в год из доходов коллегии экономии». 1 января 1775 года Гавриил, архиепископ с-петербургский, назначен совокупно архиепископом и в новгородскую епархию, с наименованием его «архиепископом новгородским и с-петербургским». 21 того же января, Платон архиепископ тверской был переведен в московскую епархию с оставлением его архимандритом Троицкой Сергиевой Лавры и присутствовал в Синоде. Все эти перемены совершились в то время, когда Святейший Синод находился в Москве. Поэтому 20 декабря 1775 г. мы встречаемся с таким собственноручно написанным указом императрицы Екатерины: «при настоящем отбытии нашем в С-Петербург всемилостивейше повелеваем присутствовать в Синоде архиепископам: новгородскому Гавриилу, московскому Платону и Иннокентию псковскому да протопопам духовнику и Преображенскому…позволяя между тем архиепископу московскому пробыть в Москве до великого поста и во время сего пребывания заседать ему в здешний конторе». архиепископ Платон, можно сказать, регулярно отъезжал в Москву для исправления дел епархиальных. Так в 1776 году (18 ноября) Платон, по поводу командирования его присутствовать при открытии наместничества в Калуге, указывая на необходимость ему для личного ознакомления с делами побывать в епархии, просил государыню уволить его на год он присутствования в Святейшем Синоде с сохранением содержания и с правом заседать в московской синодальной конторе. Екатерина разрешила ему это. В 1778 году в октябре Платон вновь обращался с подобным ходатайством к Екатерине. Приведем самое его письмо, писанное по этому поводу государыне. Оно характеризует и положение тогдашних дел и заботу архиепископа об его пастве. Архиепископ писал: «Всеавгустейшая Монархиня! Всемилостивейшая Государыня! имея порученную мне от Вашего Императорского Величества в правления московскую епархию, ничем столь не озабачиваю себя, как чтоб в соответствие богоугодным Вашего Императорского Величества намерениям и учреждениям быть исправным порученные должности исполнителем и право править слов истины. Ныне в отсутствии от моей епархии находясь, хотя по присылаемым делам надлежащее и чиню рассмотрение, но по заочности во всякое дело, особливо же во избрание достойных во священники с подобающим обстоятельством взойти не могу: паче же того град Москва, по многообразному дел стечению, нередко находит нужду в словесном и персональном моем разбирательстве, и наставлении. Того ради Ваше Императорское Величество всеподданнейше прошу Высочайше повелеть уволить меня в мою епархию и притом всемилостивейше дозволить присутствовать мне в синодальной конторе с ныне получаемым синодальным жалованием, так как и в 1776 году при отъезде моем отсюда в Москву, таковым же монаршим благоволением меня нижайше пожаловать изволили"…За увольнением архиепископа Платона в Москву, Святейший Синод остался в составе четырех членов: Гавриила архиепископа новгородского, Иннокентия архиепископа псковского, духовника государыни благовещенского протопопа Иоанна и Андрея, протопопа гвардии преображенского. К описанному составу Синода в 1780 г. (11 марта) был назначен состоящей на петергофской дороге, Троицкой Сергиевой пустыни архимандрит Иоасаф (Заболотский). Вскоре, именно в 1781 году, умер Андрей (Михайлов), протопоп гвардии преображенский. На его место к Преображенскому собору 9 июля 1781 года указано было Святейшему Синоду назначить находившегося в Париже священника Симеона Коронацкого, который, однако вступил в присутствие Святейшего Синода лишь с 8-го января 1783 года, когда ему всемилостивейше повелено присутствовать в Синоде «на том же основании, как оного Лейб-Гвардии Преображенского полка бывший протоиерей Андрей Михайлов присутствовал». До назначения Коронацкого, по смерти Михайлова, Синод с 25 апреля 1782 года оставался при трех членах: двух архиепископах-Гаврииле новгородском, Иннокентии псковском и духовнике государыни протопопе благовещенском Иоанне, -ибо означенного числа архимандрит сергиевский Иоасаф был назначен епископом в Нижний Новгород «с оставлением при нем звания члена Синода». Из них 22 сентября 1783 года, первенствующий член Синода, архиепископ Гавриил, был переименован митрополитом. Того же числа ростовский епископ Самуил, присутствовавший в московской синодальной конторе, назначен митрополитом киевским «с оставлением ему именования синодального члена», а Иоасаф нижегородский переведен в Тверь с тем же званием. Означенные перемены не произвели изменения в составе наличных членов Святейшего Синода, остававшихся в том же числе до 1788 года, когда повелено было присутствовать в Святейшем Синоде переведенному из Воронежа в Тверь епископу Тихону (Малинину) с жалованьем, какое по своему заседанию в Синоде получал архиепископ псковский. Вместе с Тихоном и в указе об его назначении на тверскую кафедру, назначен присутствовать в Синоде Ириней (Клементьевский), архимандрит ростовского Борисоглебского монастыря. 21 мая того же года призван к присутствованию в Синоде определенный 15 апреля протоиереем к собору Преображенскому протоиерей Лукиан Протопопов на таком же основании, как присутствовал (умерший) предместник его Симеон Коронацкий. В новом своем составе Синод продолжал свою деятельность до 1792 года, когда 18 мая сего года повелено было епископу тверскому Тихону «быть архиепископом астраханским с сохранением и именования члена Святейшего Синода, а Иринею, тогда уже архимандриту новгородского Юрьева монастыря, указано быть епископом тверским, с составлением его по-прежнему у присутствия Святейшего Синода».
Архимандритом Иринеем начался прерванный до того ряд присутствия в Святейшем Синоде архимандритов. Ходатайствуя об его назначении, Синод, между прочим, докладывал государыне. «По Высочайше конфирмованному Вашим Императорским Величеством в 1763 году октября 1 дня штату положено быть в Синоде членами двум архимандритам, с жалованьем по оному же статус и по Высочайше утвержденному Вашим Императорским Величеством в 764 году октября 27 дня, подносимому от комиссии о церковных имениях расписанию, каждому по тысяче по сто по семидесяти по три рубля с копейками в год; но ныне оба сии места состоять праздны; хотя же по особенным именным Вашего Императорского Величества 774 года июня 21 и сентября 30 чисел Высочайшим указом, всемилостивейше пожалован в члены Синода Вашего Императорского Величества духовник Благовещенского собора протоиерей Иоанн с жалованием по тысяче рублей в год, однако за включением и сего жалования в число положенной по штату на всех синодальных членов суммы остается еще ежегодно не в производстве от одного архимандрита сто семьдесят три руб. три копейки, три четверни, а от другого полный оклад тысяча сто семьдесят три рубля три копейки три четверти, от обоих же тысяча триста сорок шесть руб. семь копеек с половиной. В сходстве сего штатного положения Синод приемлет смелость представить Вашему Императорскому Величеству: не угодно ли будет всемилостивейше повелеть на одну из помянутых вакансий определить в члены Синода их архимандритов, имеющих способность и к сказыванию проповедей, к чему по усмотрению Синода оказываются достойными бывшие здесь в 1786 и 1787 годах по силе именных Вашего Императорского Величества 1769 г. августа 9 и 26 чисел указов на чреде священнослужения и для сказывания проповедей архимандриты монастырей: Ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского Аполлос (Байбаков) и ростовской епархии Борисоглебского Ириней». По назначении Иринея епископом в Тверь, Синод, вновь указывая на штат Святейшего Синода и в соответствие сему штату, ходатайствовал и после повторял свои ходатайства о назначении в Синод членами их архимандритов ставропигиальных монастырей: Новоспасского Павла (Пономарева) и Воскресенского Ново-Иерусалимского Платона (Любарского). Утвержден был Павел(Пономарев) и пробыл в Синоде до назначения его 12 февраля 1794 года епископом нижегородским. На место его по докладу Синода 22 февраля 1794 года назначен был Мефодий (Смирнов) из архимандритов новоспасских и присутствовал до 12 мая 1795 года, когда был назначен епископом воронежским. Затем с 20 мая 1795 года следовал Амвросий (Орлин) из новоспасских же архимандритов, который 13 мая 1796 г. был назначен епископом вятским. На место Амвросия Синод представлял новоспасского архимандрита Анастасия (Братоновского). Доклад этот был подан императрице Екатерине, но разрешен был 12 ноября 1796 года императором Павлом.
Кроме смены поименованных архимандритов в составе Святейшего Синода последовали другие перемены. 11 февраля 1795 года государыня, назначив священника Савву Исаева московского Благовещенского Собора протоиереем, повелела ему быть своим духовником и присутствовать в Св. Синоде. 31 октября 1795 года всемилостивейше повелено присутствовать в Синоде Амвросию (Подобедову) архиепископу казанскому. Амвросий вступил в присутствие Святейшего Синода в то время, когда в нем находилось на лицо три штатных члена из архиереев: Гавриил митрополит новгородский, Иннокентий архиепископ псковский и Ириней епископ тверской. Вследствие сего назначение Амвросия в Синод вызвало особое высочайшее повеление о содержании сему архиерею. А именно 24 октября 1796 г. государыня императрица повелела: «присутствующему в Синоде архиепископу казанскому и свяжскому Амвросию всемилостивейше повелеваем, сверх окладов им получаемых, производить по две тысячи рублей на год из сумм, остающихся вообще от расходов по Синоду, доколе помянутый архиепископ здесь пребывание иметь будет».
Между синодальными членам, подобно Димитрию Сеченову, и митрополит Гавриил пользовался особым положением. Приведем два рескрипта, разъясняющие в некоторой степени отношение государыни к нему и Иннокентию псковскому и вообще то, как государыня доверительно относилась к современным ей иерархам. В первом рескрипте она писала: «Преосвященный митрополит новгородский и с-петербургский! предположенья мои о заведении школ по всей Империи до такового успеха достигли, что голления об установлении народных училищ в С.-Петербурге нынешнего года намерена открыть главные народные училища в двадцати пяти губерниях. Но как нужно с ними же вместе ввести и учение нижних классов, -то для сего необходимо иметь сорок человек из духовных семинарий, кои через три месяца в здешнем главном народном училище могли бы навыкнуть способу для преподавания учения присвоенному. Я знаю ваше усердие к службе мне и ревность к добру общему, а потому удостоверена, что ваше преосвященство примете труд поспешить доставлением таковых студентов из семинарии епархий-вашей, псковской и других самых ближайших, и что выбор сих людей сделан будет со всем нужным уважением на пользу дела. Ваше преосвященство согласитесь с преосвященным архиепископом псковским, коего усердие и добрая воля мне известны, и распорядите по лучшему вашему усмотрению об исполнении. Пребываю вам доброжелательная Екатерина, 5 марта 1785 года.» Во втором рескрипте государыня еще более сложную задачу возлагала на митрополита. Она писала: «Преосвященный митрополит новгородский и с-петербургский Гавриил! Как для снабжения остальных шестнадцати губерний потребным числом учителей к открытию в них народных училищ и сверх того для посылки в Англию ради обучения разным полезным знаниям потребно сто человек, -то и желаем, чтобы ваше преосвященство снёсшиеся с преосвященным митрополитом киевским и с прочими архиереями о присылке в комиссию народных училищ из киевской духовной академии тридцати, из черниговской и переяславской семинарии по пятнадцать, да из прочих ближних епархий-сорока человек. Выбираемые к сему люди должно уже иметь довольные основания в науках, какие в оных духовных училищах преподаются, и природными своими способностями обещать впредь вящшие успехи в тех занятиях, коим они для главных народных училищ будут обучаемы. Притом поведение и нравы их долженствуют соответствовать не отменно качествам и способностям их разума. Пребываю, впрочем, вам благосклонна Екатерина. 30 октября 1786 г.»
Императрица вообще старалась отличать выдававшихся своими заслугами иерархов. С этого времени начинает входить в практику награждение заслуг иерархов почетным титулом члена Святейшего Синода. Насколько нам пришлось заметить первым из иерархов, удостоенным этого титула, был Георгий Конисский, епископ могилевский. В том самом указе, 22 сентября 1783 года, в коем Гавриил новгородский переименован был митрополитом, Георгий Конисский, с возведением в сан архиепископа, почтен наименованием синодального члена. Тем же титулом 5 февраля 1790 года был пожалован Амвросий (Серебренников) архиепископ екатеринославский, как выражено в рескрипте «в рассуждении отличных трудов и усердия в прохождении должности». Амвросий находился при армии, действовавшей против Турции, ему препоручалось и заведывание паствой митрополии молдо-влахийской. Звание члена Святейшего Синода удостоился католикос грузинский. В договоре с карталинским и кахетинским царем Ираклием, 29 сентября 1783 года, в п. 8 изображено: «В доказательство особливого монаршего благоволения к его светлости царю и народам его и для вящшего соединения с Россией сих единоверных народов, Ее Императорское Величество соизволяет, чтобы католикос, или начальствующий архиепископ их состоял местом в числе российских архиереев в восьмой степени и месте после толольского, всемилостивейше жалует навсегда ему титул Святейшего Синода члена, о управлении же грузинской церкви и отношении, какое долженствует быть к Синоду российскому, и о том составится особый артикул». Киевские митрополиты, хотя и присутствовали в Святейшем Синоде, именовались членами Святейшего Синода, и буде не имели сего титула до назначения, получали оное при возведении на кафедру киевской митрополии.
Екатерина вообще внимательно относилась к членам Синода и старалась отличить их. Так синодальным членам архиепископу казанскому Амвросию и псковскому Иннокентию она пожаловала кресты для ношения на черном клобуке, каковой, впрочем, наградой вместе с ними отличила и тобольского архиепископа Варлаама (Петрова) родного брата митрополита Гавриила. Синодальный член Вениамин, архиепископ казанский, почтен титулом митрополита следующим собственноручным указом императрицы от 23 января 1775 года. «Дознав твердо невинность преосвященного Вениамина архиепископа казанского по делам о мятеже тамошнего края, где он нагло обнесен был бездельником Аристовым, в награждение его добродетели, удовлетворяя тем самое правосудие, всемилостивейше повелели ему быть отныне митрополитом казанским и носить по обычаю белый клобук». В царствование Екатерины возымело в силу правило, чтобы лицо, однажды удостоенное звания синодального члена; сохраняло оное навсегда. «Преосвященного Иннокентия, епископа псковского, говорилось в указе 1 апреля 1767 года, по бытности его преосвященства в присутствии Святейшего Синода, именовать и писать синодальным членом да и впредь кои от Ее Императорского Величества определены будут к присутствованию в Святейшем Синоде, тех, с того времени именовать и писать синодальными же членами». Правило это в точности соблюдалось, распространяя силу даже тех, кои временно заседали в синодальной конторе. Примером сему служит Парфений (Сопковский), епископ смоленский, который присутствовал в с-петербургской синодальной конторе в 1774–1775 г. г. по случаю отбытия Святейшего Синода в Москву и которому при отправлении его на епархию указом 9 января 1776 года оставлен навсегда титул члена Святейшего Синода.
В царствование Екатерины Святейшему Синоду предоставлялось, наравне с Правительствующим Сенатом, пользоваться вакационным временем. 21 июля 1766 года синодальный обер-прокурор Мелиссино предлагал Святейшему Синоду о высочайшем, последовавшем по его докладу, соизволении, чтобы «Святейшему Синоду для нынешнего летнего времени иметь вакации на месяц с тем, чтобы синодальным членам для текущих дел присутствовать в Святейшем Синоде по две персоны с переменой через две недели…и впредь навсегда, когда Правительствующему Сенату повелено будет иметь вакации, то бы и Святейший Синод таковой же свободой пользовался». Подобные высочайшие соизволения повторялись и в последующие годы. Для наглядного ознакомления с тем, как Синод пользовался этим вакационным временем и как он исполнял разрешавшие ему свободу от занятий высочайшими повелениями, приведем последнее по сему предмету определение Святейшего Синода из времени царствования императрицы Екатерины. 14 июля 1796 года тайный советник синодальный обер-прокурор императорской академии художеств президент и кавалер Алексей Иванович Мусин-Пушкин словесно объявил, что Ее Императорское Величество всемилостивейше повелевает членам Синода сего июля с 15 следующего августа по 15 число воспользоваться свободой от присутствия в Синоде, сообразно тому, как Генерального Регламента 9-ю главой узаконено. Вследствие сего, когда рассуждаемо было, кому из синодальных членов в продолжение того вакационного времени, на основании означенной Генерального Регламента главы, иметь в Святейшем Синоде присутствие, то из них преосвященные Иннокентий архиепископ псковский, Ириней епископ тверской и Лукиан, протоиерей гвардии преображенский, объяснили, что они, переменяясь между собой, присутствие в Святейшем Синоде в сие вакационное время приемлют на себя; однако и преосвященный Амвросий архиепископ казанский объяснился, что если в сие время случится какое дело не маловажное, времени не терпящее, то и он, по получении о сем уведомления, имеет быть в присутствие. Приказали: о сем записать в журнал и в течение оной всемилостивейше пожалованной Святейшему Синоду вакации, присутствие иметь в Святейшем Синоде помянутым синодальным членам: преосвященным Иннокентию, архиепископу псковскому, Иринею, епископу тверскому и Лукиану, протоиерею гвардии преображенскому по выше прописанному положению, и сему присутствию быть по однажды в каждой неделе; что же следует до дел, то из оных докладывать сему присутствию только такие, кои хотя и маловажны, однако времени не терять, так же и присылаемые в известие. Есть ли же случится какое дело важнее, и притом требующее полного собрания Святейшего Синода, в таком случае по учинении повесток собираться всем синодальным членам». Независимо от вакационного времени синодальные члены пользовались с высочайшего со позволения отпусками: архиереи- для обозрения епархий и личного исправления епархиальных дел, а архимандриты-для устройства дел монастырских. Подобные отпуски иногда соображались с поездками Святейшего Синода в Москву, и не лишали увольняемых получаемого ими содержания по синодальной должности. Митрополит новгородский и с-петербургский обыкновенно пользовался отпусками в Новгороде в летнее и на довольно продолжительное время (с мая по август). В 1796 году митрополит Гавриил, воспользовавшись отпуском с 19 мая по 30 августа, уведомлял затем Синод, что ему разрешено и осень провести в Новгороде. В отсутствие Гавриила между прочим, в Святейшем Синоде рассматривался по высочайшему повелению вопрос о браке девицы, состоящей в другой религии, с особами из Высочайшего Ее Императорского Величества дома. Для обсуждения сего вопроса по высочайшему повелению приглашался в Синод архиепископ бывший словенский Евгений (Булгарис).
Императрица Екатерина, пользуясь услугами синодальных членов, возлагала на них особые поручения. Так Иринею, епископу тверскому, императрица поручала принимать пастырское участие в открытии губернии курляндской генерал-поручиком бароном фон-дер-Паленом и губернии виленской и слонимской генералом князем Репниным, и для сего указывала Иринею отправиться в первом случае в Митаву, последнем-Вильну. Относительно миссии епископа Иринея в том и другом случае государыня в рескриптах выражалась: «Я желаю, чтобы ваше преосвященство ко времени, когда иметь быть означенное открытие совершено, отправились туда и принесением там в православной церкви нашей Всевышнему молитвы благословили пастырски дело сие Богу угодное и для людей его только полезное». Подобные высочайшие поручения возлагались на митрополита московского Платона в 1776 году по случаю открытия калужского наместничества и на синодального члена ростовского архиепископа Самуила, присутствовавшего в московской синодальной конторе, по случаю открытия ярославского наместничества. Последний говорил при этом случае слова, обратившее внимание императрицы, которая повелела оное слово напечатать «с наивернейшей корректурой» и поднести Ее Величеству «несколько экземпляров».
Последними высочайшими распоряжениями императрицы Екатерины по ведомству Синода, помеченными 24 октября 1796 года, были именные указы Святейшему Синоду-первый о пожаловании синодального члена Иринея епископа тверского и кашинского архиепископом, второй -о назначении, как уже упомянуто, содержания недавно пред тем вызванному для присутствования в Святейшем Синоде Амвросию, архиепископу казанскому и свияжскому. Указывал на последние высочайшие повеления императрицы, отметим, что одной из первых своих резолюций, именно 17 мая 1763 года, по докладу Святейшего Синода о замещении некоторых архиерейских вакансий посредством перемещения епископов из одних епархий в другие6, Екатерина собственноручно изволила начертать: «изъяснит мне-из одной в другую епархию архиереев переводить не будет (ли) не согласовать (ся) узаконениям, а на порожние в епархии архиерейские места представлять на каждое по три кандидата из архимандрита не только в знании Св. Писания искусных, но и поведению такой великой должности искуснейших, из которых же и в синодальные члены способнейших назначать». Выраженный в этой резолюции принцип на практике колебался в том и другом отношении как в виду разделения епархий на классы по высочайше утвержденным для них штатам, так и вследствие того обстоятельства, что членов из архимандритов как в Святейшем Синоде, так и в московской его конторе иногда не было по целым десяткам лет. Примеры из синодской практики известны. Относительно же московской синодальной конторы укажем следующее обстоятельство. 1 марта 1792 года Святейший Синод докладывал государыне: «По конфирмованному Вашим Императорским Величеством 1763 г. штату положено: в московской синодальной конторе присутствовать архиерею одному, архимандриту одному и протопопу одному же. Ныне присутствуют в ней синодальные члены митрополит московский Платон, да московского же Успенского Собора протопоп Александр, а второе членское место по выбытии в 1782 году последнего присутствовавшего архимандрита333 состоит и поныне праздно». Кандидатами на эту вакансию Синод представлял архимандритов Новоспасского Павла (Пономарева) и Воскресенского Новый Иерусалим именуемого Платона (Любарского). Императрица утвердила последнего, а первый, как видели выше в том же 1792 году октября 11, по докладу Святейшего Синода, был назначен членом в Синоде. Оба эти архимандрита в одном указе государыни от 6 февраля 1794 года были назначены епископами -Павел(Пономарев) в Нижний Новгород, Платон (Любарский) в Тамбов, но вследствие отказа тогдашнего тамбовского епископа Феофила (Раеве) отправиться на астраханскую кафедру, 11 марта 1794 года перемещен в Астрахань.
* * *
28 мая 1742 г. встречаемся с таким объявленным Св. Синоду Амвросием, архиепископом новгородским, Высочайшим указом, коим (п. 2) повелевалось: «Амвросия митрополита Тобольского (Сибирского) перевести в Ростовскую епархию и присутствовать ему в Св. Синоде членом».
Знаменский, Истор. Русс. Церк. стр. 408. Прав. Обозр. 1871 г. апрель стр. 367–369.
Так 27 мая 1743 г. Синодальный член троицкий архимандрит Кирилл Флоринский объявил Св. Синоду словесный Высочайший указ, коим повелевалось: «ежели какие о делах синодальных доклады быть имеют к подаче Ея Императорскому Величеству от Св. Синода в Петергофе, -отправлять оные с синодальными членами».
Назначенный архиепископом московским и севским Иосиф Волгонский, епископ белорусский, был вместе и членом Св. Синода, заседал в Москве.
Старшинство положения новгородского архиепископа видимо ограждалось. Так 18 марта 1745 г. при назначении Стефана псковского в Новгороде, вместе с сим Высочайше поручалось ему совершить бракосочетание великого князя Петра Федоровича, коего обручал Симон Тодоровский, в той же Высочайшей резолюции переведенный в Псков на место Стефана из Костромы и состоявший также членом Св. Синода.
Для сравнения сего штата с прежним, составленным в 1741 г. на бывшего Святейшего Синода с Правительствующим Сенатом конференции, следует заметить, что по прежнему штату было положено: архиереев три, каждому по 1500 руб., архимандритов два, каждому по 1000 р., и протопопу одному 600 р.
Ср. П. С. З. № 11959.
Распоряжения по перенесению тела покойного для погребения в Новгород и об имуществе покойного были возложены императрицей на Иннокентия псковского.
Это был Дамаскин Семенов Руднев, архимандрит Заиконоспасского монастыря и академии ректор; он был назначен членом конторы 10 апреля 17719г, а 5 июля 1782 г. епископом севским, викарием московской епархии.