Мерзость
(Abomination)
В широком смысле слова мерзость – это нечто отвратительное и отталкивающее в рамках определенных культурных и религиозных ценностей. В глазах египтян израильтяне выглядели мерзкими, так как были пастухами, а это занятие считалось постыдным (Быт.46:33–34). Для израильтян мерзостью была нечистая в обрядовом отношении пища (Втор.14:3). Для глупца мерзость – это уклонение от зла (Притч.13:19 {«несносно»}), а нечестивец и праведник – мерзость в глазах друг друга (Притч.29:27).
С библейской точки зрения, мерзость – это грубое пренебрежение установленными Богом ценностями и активное сопротивление им. Она оскорбляет Божью святость, Его полновластие как Творца и Его цели, выраженные в законе. В образе мерзости есть определенная доля иронии. Это не сознательный и откровенный бунт против Бога, нарушитель считает в соответствии со своей системой ценностей, что поступает правильно и хорошо. Таким образом, жертва нечестивых (Притч.15:8), молитва беззаконника (Притч.28:9) и принесение жертвы с пороком (Втор.17:1) – все это мерзости, хотя их исполнители не считают, что совершают мерзость. Идолопоклонство и связанное с ним аморальное поведение (Втор.27:15; Иер.13:27; Откр.17:4–5), а также чародейство и волшебство (Втор.18:10–12) представляют собой отрицание всемогущества Бога. Нежелание Божьего народа отказаться от языческих обрядов, прямо противоречащих закону (Езд.9:1), столь же отвратительно, как ложь, высокомерие, злые замыслы, убийство (Притч.6:16–19; Откр.21:27) и половые извращения (Лев.18:6–23). Мерзость сопряжена с опасностью, так как совершающие мерзость подвергаются Божьему гневу и суду (Иез.7:1–4).
Высшее проявление мерзости – мерзость запустения, ужасный образ установленного в 167 г. до Р. Х. Антиохом IV Епифаном жертвенника Зевсу на месте жертвенника Богу в иерусалимском храме (Дан.9:27; 11:31; 12:11; 1Мак.1:54, 59; 2Мак.6:1–2). Для иудаизма и христианства эта мерзость была парадигматическим и пророческим образом зла, проявлением язычества или силы, направленной против Бога и Его народа, узурпацией законного поклонения Богу через осквернение храма. В евангелиях о разрушении Римом Иерусалима и храма (Мф.24:15; Мк.13:14; Лк.21:20) тоже говорится как о мерзости. В основе этой мерзости лежат эсхатологические образы человека греха (2Сол.2:3–4), антихриста (1Ин.2:18; 4:3), великой блудницы (Откр.17:4) и зверя (Откр.13).
См. также: АНТИХРИСТ; ИДОЛЫ, ИДОЛОПОКЛОНСТВО; НЕНАВИСТЬ, НЕГОДОВАНИЕ, ОТВРАЩЕНИЕ; СВЯТОСТЬ; ХРАМ.
Библиография:
D. Ford, The Abomination of Desolation in Biblical Eschatology (Washington, DC; University Press of America, 1979).