Ненависть, негодование, отвращение
(Abhor, loathe)
Слова ненависть, негодование и отвращение передают библейский термин, который подразумевает крайнее неудовольствие или нетерпимое отношение к чему-либо. Эти слова используются применительно как к Богу, так и к людям. Но, в первую очередь, они относятся к Богу, ненавидящему вещи, к которым люди проявляют терпимость.
Бог, наблюдающий за нами свыше, испытывает отвращение и ненависть ко всем человеческим делам, не соответствующим Его закону (Лев.26:11; Притч.11:1; Иез.23:18). В первую очередь, омерзение у Бога вызывают грех и идолопоклонство (Втор.7:25; 12:3). Его отвращение к ним таково, что Он просто не может терпеть их. Бог предупреждает только что оперившийся народ Израиля не перенимать обычаи хананеев, которых Он намеревается прогнать, поскольку «вознегодовал на них» (Лев.20:23; ср. Втор.18:9, 12). Затем Он предостерегает израильтян, что, если они не внемлют Его предупреждениям и будут следовать примеру идолопоклонников, Его негодование распространится и на израильский народ тоже (Лев.26:30).
Конкретные вещи, которые Бог считает мерзостью, включают в себя употребление в пищу нечистых животных (Втор.14:3), принесение в жертву животных с пороком (Втор.17:1), переодевание мужчины в женскую одежду и наоборот (Втор.22:5), использование платы блудницы в качестве религиозного приношения (Втор.23:18), возобновление отношений мужа со своей разведенной женой (Втор.24:4), нечестность (Втор.25:16), ложь (Пс.5:7), совершение религиозных обрядов непокаявшимися людьми (Ам.5:21) и националистическая гордость (Ам.6:8). В Книге Откровение Христос с отвращением извергает из уст Своих равнодушных лаодикийцев (Откр.3:16). Тогда как далекие от Бога люди часто не воспринимают Его суд, искупленные могут понять, что такое ненависть, и тем самым отвернуться от ненавистных Богу вещей (Пс.30:7; 96:10; 118:104; Ам.5:15; Рим.12:9).
Люди, о которых рассказывает Библия, тоже испытывают чувство отвращения. После изнасилования своей сестры Фамари Амнон возненавидел ее (2Цар.13:15). Раны Иова отвратительны (Иов.2:7), отвращение у него вызывают также пища (Иов.6:7) и сама жизнь (Иов.7:16; 9:21; 10:1). Со своей стороны, его собственная семья и друзья находят отвратительным Иова (Иов.19:17, 19). Страдающие от своего беззакония люди ненавидят пищу (Пс.106:18). В нарисованной Амосом картине общества, утерявшего нравственные основания, люди «гнушаются тем, кто говорит правду» (Ам.5:10), а Михей в аналогичной картине изображает людей, «гнушающихся правосудием и искривляющих все прямое» (Мих.3:9). А Иезекииль рисует кающихся, ненавидящих самих себя за свои злые дела (Иез.20:43; 36:31).
См. также: ИДОЛЫ, ИДОЛОПОКЛОНСТВО; СВЯТОСТЬ.