Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Выбор, принятие решения

(Choice, stories of)

Необходимость сделать выбор или принять важное решение – почти неотъемлемый элемент художественного произведения, и трудно представить себе интересный рассказ, в котором бы его не было. Один из распространенных приемов в художественной литературе заключается в том, чтобы поставить действующее лицо в положение, в котором оно проходит испытание и от него требуется сделать выбор. В Библии эта сторона рассказов и жизненных ситуаций приобретает нравственную и духовную глубину, ибо мир понимается как поле битвы добра и зла за власть над душами людей.

Необходимость принятия решения как важное условие человеческой жизни наглядно показана в рассказе о рае (Быт.2), где само присутствие запретного дерева поставило Адама и Еву в положение, в котором от них потребовалось сделать выбор, подчиниться запрету или нет. Первый сделанный человеком выбор привел к трагическим результатам – вкушению плода запретного дерева и, как следствие, к грехопадению рода человеческого и всего мироздания. После грехопадения Бог не изменил основные правила человеческой жизни. Люди сохранили способность делать выбор в пользу или против Бога, или между добром и злом. Каин избрал зло; Ной – добро. Лот предпочел следовать эгоистичным и земным интересам; Авраам в целом жил верой и упованием на Божьи обетования. Иаков по ходу своей неоднозначной жизни постепенно переходил от принятия дурных решений к более правильным. Иосиф избрал путь праведности и веры. Таким образом, с самых первых рассказов о жизни людей человек в Библии показывается стоящим на перепутье, и благочестивая жизнь постепенно рисуется в нашем воображении как жизнь в соответствии с правильно сделанным выбором.

Некоторые решения в библейских рассказах выливаются в трагедии. Народ Израиля делал обычно неправильный выбор, начиная со времени исхода и в дальнейшем, в том числе в периоды судей и царей, пока в конце концов не отправился в плен. Во многих случаях трагические периоды в жизни народа были связаны с его вождями, избиравшими путь идолопоклонства. Персонажи, делавшие дурной выбор, выглядят часто настоящими трагическими героями; прежде всего это относится к Самсону и царю Саулу. Даже в рассказах о добродетельных в целом библейских персонажах мы часто видим побуждения к совершению предосудительных поступков, например, когда Гедеон сделал идола (Суд.8:22–27) или когда Моисей в гневе ударил по скале, что привело к осуждению его Богом (Чис.20:10–12). Семейный и политический закат Давида начался с принятия им аморального решения совершить прелюбодеяние и убийство.

С другой стороны, библейские герои и героини запоминаются главным образом своим мужеством в решающие моменты выбора. Мы помним, как Авраам подчинился Божьему повелению покинуть родную землю и позднее принести в жертву своего сына; как Иосиф отверг настойчивые предложения совершить сексуальный грех; как Моисей неоднократно соблюдал Божьи указания и не поддавался на требования народа; как Руфь приняла смелое решение жить чужестранкой, проявив верность своей свекрови; как Есфирь решилась обратиться к царю со своей просьбой; как пророки провозглашали Божье слово, несмотря на гонения. Нет более волнующей галереи персонажей, принявших великие решения, чем перечень героев веры в Евр.11, где характеристика «верою» равнозначна словам «по своему выбору».

Духовная жизнь в Библии показана, по сути, как выбор в пользу Бога. Наиболее убедительное тому свидетельство мы видим в известной сцене, когда умирающий Моисей говорит народу Израиля о «жизни и смерти, благословении и проклятии» и наставляет его «избрать жизнь» (Втор.30:19). В том же духе выступали Иисус Навин, призвавший израильтян «избрать себе ныне, кому служить» (Нав.24:15), и Илия, осудивший народ на горе Кармил за то, что он колеблется в своем выборе и не следует за Богом (3Цар.18:21).

Необходимость выбора подразумевается в некоторых библейских темах как таковых. Одна из них – заповеди или предписания, которые постоянно даются последователям Бога. Суть предписания выражается в повелении: «Делай то, а не это», – то есть имеется в виду, что человек должен сделать выбор в данном вопросе. В литературе мудрости наблюдения и заповеди, изложенные в виде притчей, также ставят читателя перед выбором, какую вести жизнь. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда показываются образы двух возможных путей (как в Притч.1–9). То же самое относится к некоторым псалмам, например к Пс.1, где возможность выбора обозначена просто путем подчеркивания различия между добром и злом.

В евангелиях возможность выбора подразумевается в самой личности Иисуса и в Его заявлениях. В рассказах, составляющих евангелия, постоянно изображаются люди, либо принимающие, либо отвергающие слова Иисуса о Себе и о духовной жизни. Одни уныло отворачиваются от Иисуса, другие радостно принимают Его послание. В обоих случаях мы становимся свидетелями принятия душой человека важного решения, и это одна из главных тем Библии. Это событие, в котором принимает участие и читатель Священного Писания, поскольку чтение Библии предполагает необходимость выбора со стороны читателя.

См. также: БИБЛИЯ; БЛАГОСЛОВЕНИЕ КАК ВЫРАЖЕНИЕ БЛАГОВОЛЕНИЯ; ГРЕХ; ИДОЛЫ, ИДОЛОПОКЛОНСТВО; НАГРАДА; ПРОКЛЯТИЕ; ТРАГЕДИЯ КАК СЮЖЕТНЫЙ МОТИВ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle