Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Время

Время

I 1) одно из важнейших библ. понятий, связ. с идеей В., выражено греч. словом эон, которое может обозначать как ⇒ вечность в значении «бесконечность», так и особо продолжит. отрезок В. Значение этого слова в каждом конкретном случае выступает из контекста, но очевидно, что в отношении Самого ⇒ Бога (Быт. 21:33; Ис. 40:28) и Его свойств (⇒ Милость, Пс. 88:3; Пс. 137:8; ⇒ Милосердие, 2Пар. 5:13) «вечность» может пониматься только как «бесконечность». Это же относится к Его слову (1Петр. 1:25), Его спасению (Ис. 45:17) и Его Царству (Пс. 144:13). Под словом эон может подразумеваться и большой отрезок Свящ. истории, который, закончившись однажды, начинает принадлежать вечности. Так, Аароново священство считается «священством по уставу на веки» (Исх. 29:9). То же относится и к установлениям культа, которые были лишь тенью грядущего и с его наступлением были отменены (Евр. 7:11–22; Евр. 9:11);

2) В. имеет власть над всем, что сотворено Богом, но для Самого Бога оно не существует. В. и вечность не следуют одно за другим, как бы объедин. одной линией. Неверно полагать, что до сотворения мира существовала вечность и после конца света она наступит вновь. В. и вечность – два различных способа бытия, относящиеся к разным мирам, которые сосуществуют, но имеют коренные отличия, как мир видимого и мир невидимого (2Кор. 4:18). Но эта граница прозрачна, вечность проникает в то, что сковано узами В. Хотя присущие вечности блага спасения пребывают на небесах (1Петр. 1:4), но избр. они доступны уже в их земной жизни (2Тим. 1:12.14; 2Тим. 4:8). Люди могут быть удостоены временного перехода через эту границу (2Кор. 12:2.4); тогда они пребывают «в духе» (Откр. 4:2), слышат и видят то, чего нельзя изречь ни на одном из земных языков. Миры вечности и В. различаются не столько по продолжительности, сколько по содержанию. Там, где надо подчеркнуть, что речь идет о бесконечности, в греч. языке употребляются другие слова;

3) собственно В. в греч. языке обозначается словами хронос и кайрос. Слово хронос обозначает момент, когда совершилось то или иное событие (Мф. 2:7.16; Мк. 2:19; Мк. 9:21; Лк. 1:57; Деян. 1:6), или В., на протяжении которого к.-л. или ч.-л. пребывает в определ. состоянии (Лк. 8:27; Ин. 7:33). Слово же кайрос обозначает определ. срок или отрезок В. (Мф. 24:45; Лк. 12:42; Лк. 20:10). Так, люди, услышав слово Божье, могут уверовать на какое-то время (Лк. 8:13). Соверш. послушание Христа проявляется в том, что Он все совершает в точно определ. В. (Ин. 7:6.8; ср. Мф. 11:25; Мф. 12:1; Лк. 13:1), зная об установл. Ему Отцом сроках (Мф. 26:18). Сатане также отведено свое В. (Лк. 4:13). Но люди, как правило, не различают своего В. (Мф. 16:3; Лк. 12:56; Лк. 19:44), хотя все указывает на то, что им дано В. спасения (Еф. 5:16; ср. 2Кор. 6:2); с другой стороны, ничего нельзя предпринимать раньше установл. В. (ср. 1Кор. 4:5). Сам Бог определяет это В. для всего, что подчинено Ему (Мк. 13:33; Лк. 21:24; 2Фес. 2:6; 1Петр. 4:17; 1Петр. 5:6; ср. Екк. 3:1–8; Авв. 2:3).

II. 1) как и другие народы, израильтяне делили В. на годы (⇒ Календарь), месяцы, ⇒ дни и ⇒ часы, но у них это деление связывалось преимущ. с Богом и богослужением. Слово «ежегодно» встречается почти исключит. в указаниях к богослужениям и в сообщениях о них (Исх. 13:10; Исх. 30:10; Втор. 15:20; 1Цар. 1:3; Зах. 14:16). Бог упорядочивает течение лет, деля его на отрезки, в которые Его заповедь прерывает привычную жизнь ⇒ субботними годами и ⇒ юбилейным годом;

2) историч. книги Библии не знают сквозной хронологии, где отсчет В. начинался бы с определ. момента (⇒ Летосчисление). Годами измеряется только продолжительность ⇒ перехода через пустыню. За точку отсчета В. взят исход из Египта, подобно тому как в Риме отсчитывали годы от основания города. В книгах Царств и Паралипоменон год того или иного события обозначается как год царствования соотв. царя. Перед лицом Бога, для Которого «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Петр. 3:8), событие оценивается как исполнение Божьей воли, а не как «всемирно-исторический» момент. Только однажды библ. событие сознательно вводится в мировую историю: рождение Сына Божьего (Лк. 2:1) и начало Его служения (Лк. 3:1) знаменуют собой начало новой эры в истории человечества;

3) отсюда становится понятным, почему день, как строго определ. календарная дата, встречается в Библии только как срок установл. Богом праздника. Но понятие «час» никогда не встречается в ВЗ как указание на В. и лишь однажды – как указание длит-сти происходящего (Дан. 4:16); в остальном оно замещает понятие «в данный момент», «до данного момента» или «с этого момента». И лишь одно из описываемых событий хронометрируется в Евангелиях по часам: смерть Иисуса на кресте (Мф. 27:45; Мк. 15:25.33; Лк. 23:44). Часы суток указаны и в повествованиях о таких событиях, как сошествие Св. Духа в день Пятидесятницы (Деян. 2:15), первое чудо, соверш. учениками Господа (Деян. 3:1), видение Корнилия и молитва Петра (Деян. 10:3.9.30).

III. Из сказ. выше следует, что Библия рассматривает В. не как процесс, внутренне присущий миру, напр., как круговорот, в котором все повторяется, возвращаясь к своему началу, или как течение из ничего в ничто, а как нечто, данное Богом и направл. к определ. цели. Бог определяет продолжительность жизни (Иов. 14:5; Пс. 30:16), только Он может продлить жизнь людей сверх предусмотр. срока (4Цар. 20:6; Ис. 38:5; ср. Мф. 6:27). Но Бог определяет и содержание каждого временного отрезка, ибо Он записывает в Свою книгу все дни жизни человека начиная с его рождения (Пс. 138:16). По Своей воле Бог определяет во В. события в жизни Своего и других народов (Быт. 15:16; Иер. 25:11; Деян. 17:26). Как для отдельных людей и народов, так и для всего мира Бог определяет цель [греч. телос] их существования (⇒ Приход Царства Божиего на землю). Час последнего решения известен только Ему. Все жившие на земле предстанут тогда пред Божьим ⇒ судом (Откр. 20:11) и должны будут дать отчет об использовании отмер. им В. земной жизни. Правильное использование В. откроет путь к вечному блаженству, злоупотребление им приведет к вечному проклятию. Так В. обретает свой смысл как В. милости, предназнач. для принятия спасения и подготовки к тому, чтобы выдержать испытание в день Божьего суда.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle