Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Трапеза

I. В Лк. 14 говорится о полуденной и вечерней Т. (в Синод. пер. – «обед» и «ужин»). Нельзя с уверенностью определить, в какое время в Израиле совершалась главная Т.: возможно, это происходило в разное время суток. Многие полагают, что, как правило, она приурочивалась к вечеру, завершая дневные труды (см. Лк. 17:7; 3Цар. 17:6). Первоначально вкушающие пищу восседали на циновках. Позднее вошло в обычай возлежать возле стола на обложенных подушками скамьях (Есф. 1:7; Иез. 23:41; Ин. 21:20). Обычно на столе стояло общее блюдо, в которое обмакивали хлеб (Мф. 26:23). Перед трапезой мыли руки (Мф. 15:2). О том, что перед трапезой молились, видно из различных мест Свящ. Писания (1Цар. 9:13; Мф. 14:19; Мф. 15:36; Мф. 26:26; Деян. 27:35). Благодарств. молитва после трапезы предписана во Втор. 8:10.

II. Приходящих на пиршество гостей приветствовали поцелуем (Лк. 7:45). Им приносили воду, чтобы они (или им) омыли руки и ноги (Быт. 18:4; Быт. 19:2; Лк. 7:44; Ин. 2:6), иногда их также умащивали благовониями (Ин. 12:3). Самый знатный гость занимал почетное место (1Цар. 9:22); об этом особенно заботились жадные до почестей фарисеи, за что Иисус и порицал их (Лк. 14:7–11). В знак почтения гостю могла быть подана большая, чем обычно, порция (1Цар. 9:24). Когда пиршества устраивались во дворе дома, особый блеск празднеству придавали музыка (Ис. 5:12), пение (2Цар. 19:35), танцы (Мф. 14:6; Лк. 15:25) и шутки (Суд. 14:12). Во время больших праздников состоят. хозяева, очевидно, препоручали руководство застольем особому распорядителю пира (см. Ин. 2:8).

III. Как патриархи, так и израильтяне до их поселения в Палестине питались гл. образом ⇒ хлебом и продуктами животноводства (Быт. 18:6–8; Суд. 5:25), традиционной пищей кочевников. Переход к оседлой жизни в Палестине позволил разнообразить питание за счет овощей и фруктов, которые давали сады, огороды и виноградники. Это была чечевица, огурцы, бобы (2Цар. 17:28), гранаты, смоквы, маслины, сладкие и сухие вина (Числ. 13:24; Числ. 20:5; Мф. 7:16). кроме того, израильтяне употребляли в пищу рыбу, птицу, яйца, дикий мед, а также некоторые виды саранчи (акриды) (1Цар. 9:23.24; Неем. 13:16; Мф. 4:18; Мк. 1:6; Лк. 11:12). Наряду со скромной трапезой, состоявшей из хлеба и чечевицы (Быт. 25:34) или хлеба и вина (Быт. 14:18), в ВЗ упоминается трапеза из большего числа блюд на столах богачей, причем здесь важное место занимают мясные блюда (3Цар. 4:22.23; Неем. 5:18). ⇒ Еда, пища, есть, вкушать ⇒ Напиток; см. также статьи, относящиеся к упомянутым здесь названиям продуктов.

IV. Т. в значении «общий стол», вокруг которого семья собиралась вместе, осознавая свою общность (Пс. 127:3). Приготовить к.-л. Т. означало принять его в сообщество, взять под свое покровит-во (Пс. 22:5). ⇒ Богослужение (III,3). «Трапеза Господня» в Мал. 1:7.12 означает ⇒ жертвенник; по поводу текста 1Кор. 10⇒ Вечеря Господня.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle