Хлеб
I. ХЛЕБ КАК ОСНОВНОЙ ПРОДУКТ ПИТАНИЯ
Х. с давних времен был основным продуктом питания израильтян (Быт. 3:19; Быт. 14:18; Быт. 21 и др.). В 2Цар. 9под «Х.» подразумевается еда в целом, так же как и в молитве «Отче наш»: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф. 6:11; ср. также Лев. 26:5; Пс. 36:25; Пс. 103:15; Ис. 30:20; Ис. 58:7). Единственно известный вначале ячменный Х. (Суд. 7:13; 4Цар. 4:42) позднее становится пищей исключит. бедняков, а пшеничный, доступный ранее лишь зажиточным людям, получает всеобщее распространение. Выпечкой Х. занимались домашние хозяйки, которые для тяжелой работы привлекали служанок или рабынь. Профессиональные пекари были исключением, хотя они встречались не только в Египте (Быт. 40:1) или в Римской империи, но и в Израиле во времена правления царей (1Цар. 8:13; Ос. 7:4); так, в Иер. 37 упоминается «улица хлебопеков».
II. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХЛЕБА
Х. выпекали, как правило, женщины (Быт. 18:6; 1Цар. 8:13; Иер. 7:18). Для этого они каждое утро в своих домах мололи зерно ( ⇒ Мельница, молоть), затем в глиняной или каменной квашне замешивали на воде муку, клали соль и добавляли закваску. Был известен также пресный Х. (Исх. 12:8.17; Исх. 23:15; Исх. 34:18; Втор. 16 и т.д.). После того как тесто подходило, из него, как правило, лепили плоские круглые лепешки диаметром 30–50 см и посередине протыкали пальцем. После выпечки лепешки, имевшие теперь толщину от 2 мм до 1 см, легко разламывались пополам; их не разрезали (Мф. 14:19). кроме того, существовали более длинные и толстые буханки, хотя, видимо, их выпекали значит. реже.
III. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА
Простейший способ выпечки Х. заключался в том, что лепешки из теста клали на камни, предварит. раскаленные на костре (см. «печеная лепешка» в 3Цар. 19:6), или в горячую золу (Ис. 44:19). Обычно использовались противни, сначала глиняные, позднее металлические. Их ставили на раскаленные камни, а сверху на них клали лепешки, которые через некоторое время переворачивали (Лев. 2:5; Лев. 6:21; Ос. 7:8). Этот способ выпечки Х. широко распространен и в наст. время. Печи были двух видов. Первый представлял собой печную яму, вырытую в форме перевернутого котла с закрывающимся сверху отверстием. Печи второго вида сооружались на поверхности земли. В раскаленную печь лепешки через отверстие клали на внутр. перегородку, где они и выпекались. О том, как в печи поступал воздух, точных сведений нет. Из-за дыма печи делали не в жилых домах, а в непосредств. близости от них, в специальных пекарнях. Благодаря большим размерам печей в них могли печь Х. одноврем. до десяти женщин. Иногда для улучшения вкуса лепешек при выпечке использовалось масло.
IV. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХЛЕБА
В Пс. 103 о Х. говорится, что он укрепляет сердце человека; Сам Иисус метафорич. называет Себя Х. Божьим или «хлебом жизни, Который сходит с небес» (Ин. 6:33.35.41.50.58). Этим Иисус говорит, что решающим условием для обретения вечной жизни является связь с Ним, вера в Него. Т.о., выражение «вкушать хлеб» (Лк. 14:15) означает единение за общей трапезой в Царстве Божьем. Во время Вечери Господней Иисус назвал Своим телом Х., принимаемый Церковью (Мф. 26:26). Этот Х. символизирует единство Церкви, достигнутое жертв. смертью Иисуса и постоянно подтверждаемое и свидетельствуемое (1Кор. 10:16; 1Кор. 11:26). Упоминание Х. в сочетании с вином (Быт. 14:18) служит указанием на пышный пир, а в сочетании с водой (Притч. 25:21; Иез. 12:18) означает простую, но сытную пищу. Слова «отпускай», «дели хлеб свой» выражают призыв к щедрой благотворит-ти (Екк. 11:1; Ис. 58:7). Однако уже в ВЗ, где подчеркивается, что Бог заботится о человеч. благополучии (Исх. 16:8; Исх. 23:25; Лев. 26:5), говорится о том, что «не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8:3). Но духовную пищу дано вкусить лишь тем, кто верует в Иисуса.