Еда, пища, есть, вкушать
Еда, пища, есть, вкушать: 1) для поддержания жизненных сил человеку необходима пища, и Бог «дает пищу всякой плоти» (Быт. 2:9; Пс. 135:25). От того, как человек относится к Богу, зависит, будет ли он есть хлеб в поте лица своего и в печали (Быт. 3:19; Пс. 126:2) или в благословении (Притч. 13:25; Мф. 6:31–33). Вкушение пищи подчинено установленному Богом порядку. Адаму было запрещено есть от древа познания (Быт. 2:17; Быт. 3:6). Господь запретил израильтянам употреблять в пищу кровь (Быт. 9:4; Лев. 17:10–14), а также тук жертв. животных (Лев. 7:23–27). Во время Пасхи нельзя было есть хлеб, приготовленный на закваске (Исх. 12:15). Закон различает чистых животных, мясо которых можно употреблять в пищу, и нечистых, мясо которых есть нельзя (Лев. 11:1; ⇒ Чистота, нечистота). В НЗ запрет (⇒ Пищевые запреты) на употребление в пищу крови и удавленины остается в силе, что делает возможным совместные трапезы между христианами, обращенными из иудеев и из язычников (Деян. 15:29). О других предписаниях в отношении Е. в НЗ ничего не говорится, но ожидается, что такая свобода не послужит соблазном для немощных (Рим. 14:1; 1Кор. 8:1; 1Кор. 10:25–31; 1Тим. 4:1–5; ср. Евр. 13:9). Иногда от Е. следует воздержаться (Быт. 24:33), особенно ради общения с Господом (Исх. 34:28; Мф. 11:18; Деян. 9:9; ⇒ Пост). Относит. вынужденного голодания ⇒ голод и жажда;
2) совместная с гостем трапеза означает, что он принят в семейный круг хозяина дома. Поэтому для фарисеев камнем преткновения стала совместная трапеза Иисуса с мытарями и грешниками (Мф. 9:11). Цари же позволяли есть за одним столом с ними лишь тем, кому они оказывали особую честь (2Цар. 9:7; 3Цар. 2:7; 4Цар. 25:29). Считалось предосудительным предавать того, чей хлеб ты ел (Пс. 40:10; Авд. 1:7; Мк. 14:18; Ин. 13:18);
3) как у иудеев, так и у язычников религ., или жертвенная, трапеза (⇒ Жертва) являлась выражением тесного взаимного общения (Исх. 32:6; Числ. 25:2). Израил. старейшины ели и пили пред Господом (Исх. 24:11), и весь народ должен был есть пред Господом и веселиться (Втор. 12:7). Это установление нашло продолжение в последней вечере Иисуса с Его учениками (Мф. 26:26–28), в трапезе, которую ученики разделили с Воскресшим (Ин 21 и след.; Деян. 10:41), и в церк. традиции, где она превратилась в ⇒ Вечерю Господню (1Кор. 10:14–21; 1Кор. 11:20–34). Вечеря Господня служит провозвестием трапезы в Царстве Божием (Лк. 14:15; Лк. 22:30);
4) в переносном смысле в Библии говорится о вкушении «плодов путей своих и помыслов» (Притч. 1:31) и «плодов дел своих» (Ис. 3:10), а также о последствиях собственных добрых или злых поступков (ср. Пс. 140:4). кроме того, «вкушать» означает получать от Бога духовные плоды и вечную жизнь (Ис. 55:1–3; 1Кор. 10:3; Откр. 2:7.17). Иисус говорит о необходимости есть Его плоть и пить Его кровь (Ин. 6:54–56): «ядущий Меня жить будет Мною». Иезекииль и Иоанн, съедая свиток с письменами, обретают слово, которое им предстоит возвещать (Иез. 3:1–3; Откр 10 и след.);
5) часто в Свящ. Писании употребляется словосочетание «есть и пить». Прежде всего оно означает обычный прием пищи (Руф. 3:3; 2Пар. 28:15; Мф. 11:19), совместное проживание (Лк. 13:26) и удовлетворение от повседневного благополучия (Екк. 2:24; Екк. 3:13). Но кроме того, это означает легкомысленное, беззаботное существование (Быт. 39:6) и напрасную уверенность (Лк. 12:19; Лк 17 и след.) или полное погружение в удовольствия (Ис. 22:13; 1Кор. 15:32). В Рим. 14 Павел выступает против ложной оценки значения Е. и питья для духовной жизни. ⇒ Трапеза ⇒ Сытый ⇒ Напиток.