Природа, природный
I. Восхищение П. как таковой, без упоминания о ее Творце, чуждо Библии; поэтому в ВЗ соотв. слова нет вообще. Всё созданное (творение; ⇒ Сотворение мира) существует только благодаря Богу, является исключит. местом Его творчества, Его произведением и одеянием, которым Творец окружает Себя. Развиваясь по Его законам, П. открывает доброту и могущество Бога, вызывает у человека изумление, вселяя в него благоговение пред Богом, а не перед ней самой (см. Иов. 38:1; Притч. 8:22; Пс. 103:1; Мф. 6:26.28). В Библии нет практич. никаких упоминаний о зарождении естеств. наук, исследующих действующие в П. законы. Этим объясняется и то обстоятельство, что природные явления, даже тщательно наблюдаемые, подвергаются весьма приблизит. классификации, о чем свидетельствуют, напр., перечисления, относящиеся к растит. и животному миру.
II. Библии не знакомо и столь привычное, напр. для греч. философии, противопоставление П. духу и духовности; античные авторы (философы) считали, что дух человека создан П. и связан с ней. Однако НЗ проводит четкое разграничение между природным и тем, что вызвано или обновлено ⇒ Божьим Духом. Словом «природа» здесь переданы два разных греч. слова:
1) слова фюсис, фюсикос обозначают обусловленное биологич. происхождением физич. и духовное своеобразие и основанную на этом принадлежность к определ. виду (роду) (см. «природные ветви» в Рим. 11:21.24), а также свойственные этому виду жизненные процессы (см. «естественное употребление» в Рим. 1:26) и сложившийся порядок (1Кор. 11:14). Подразумевается то общее, что свойственно и человеку и животному (физиологическое и инстинктивное) (см. 2Петр. 2:12; Иуд. 1:10);
2) слова псюхе, псюхикос обозначают относящееся к душе как движущей силе «живой твари» и включают в себя (понимаемое под «плотью и кровью») своеобразие смертного земного существа (см. 1Кор. 15:44). ⇒ Душа.
III. К природным составляющим ⇒ человека, присущим ему как созданию, относятся как сфера тела, так и сфера души. Они подчиняются закономерностям земной жизни. кроме того, человек как Божье создание, связан известными нравств. директивами (законами), которые изначально ему известны и даже язычником воспринимаются как обязат., независимо от Бога (Рим. 2:14). Но вместе с тем человек от П. является частью падшего человечества и вместе с П. порабощен греху и смерти (Рим. 5:12; Рим. 7:23). Именно поэтому «душевный человек» не может воспринимать то, что исходит от Духа Божьего (1Кор. 2:14), именно поэтому от П. (т.е. по своему происхождению) он является «чадом гнева» (Еф. 2:3). Спасение человека не может быть достигнуто совершенствованием его П.; только новое творение (2Кор. 5:17), новое рождение от Бога позволяет человеку стать «причастником Божеского естества» (2Петр. 1:4) и воссесть на небесах (Еф. 2:6). Обновление завершается совлечением «тела душевного» и ⇒ воскресением «тела духовного» (1Кор. 15:44–49).