Сотворение мира, творение
I. ПОНЯТИЕ
Творческая деятельность Бога не ограничивается в Библии сферой природы в узком смысле слова, а распространяется также на человеч. историю (Исх. 34:10; Числ. 16:30; Ис. 22:11; Иер. 31:22). Тем не менее под выражением «С.М.» прежде всего подразумевается созидательное деяние Бога, которым Он вызвал мир из небытия (Быт. 1:1 и Быт. 2:1; Пс. 103 и др.). В евр. языке глагол бара применяется исключит. по отношению к Божьему деянию С.М. и, след., отделен от человеч. «творчества» (то же и в НЗ: греч. ктидзо «творить» относится только к Богу). Бара означает «становление, вызванное исключительно Божьей волей», когда Бог Своим словом вызывает нечто из небытия (Быт. 1:1; Ис. 45:5–7; Ис. 48 и др.); следует, однако, иметь в виду, что близкими по значению глаголу бара и даже замещающими его могут быть и другие глаголы, особенно аса и яцар, которые означают «делать», «образовывать», т.е. создавать нечто новое в предметно-осязаемой сфере (Ис. 43:1.7; Ис. 45:7.18; Иез. 28:13; Ам. 4:13; ср. Быт. 1:1.21.27; Быт. 2:3, где употреблен глагол бара, с Быт. 1:7.16.26). След., с т.зр. Библии, становление, разворачивающееся в невидимой Божьей реальности, и начало бытия в нашем видимом мире образуют две стороны одного и того же явления, неотделимые одна от другой.
II. СОДЕРЖАНИЕ БИБЛЕЙСКОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА О СОТВОРЕНИИ МИРА
А) АКТ СОТВОРЕНИЯ МИРА
1) рассказ о С.М. В Библии мы встречаемся с Богом, Который Сам свидетельствует о Себе в истории. Его первонач. созидат. деяние – составная часть единого историч. процесса (Ис. 44:24; Ис. 45:7,11; Иер. 27:5); действующий в истории Бог – это Бог Творец. Из этого следует:
а) начало мира – а именно его сотворение – непостижимо само по себе. Его нужно рассматривать как часть всеохватного деяния Бога, Который установил, что за первым сотворением мира последует второе, за началом – завершение (Ис. 48:12; 1Кор. 15:24; Кол. 1:16). Не случайно Библия заканчивается прозрением «нового неба» и «новой земли» так же, как она начинается с сотворения существующих неба и земли (Откр. 21:1; ср. Ис. 65:17);
б) нельзя из истории о С.М. выделять только т.наз. «достоверные данные». Как бы ни было справедливо утверждение о том, что Бог требует в первую очередь веры, все же рассказ о С.М. никоим образом не свидетельствует лишь о том, что Бог создал мир; в нем – хотя и опосредованно – говорится об «истории» сотворения, т.е. этот рассказ значим и с т.зр. того, «как» был создан мир. Его нельзя переоценивать, рассматривая как протокол, составл. по рациональным правилам человеч. историографии, но нельзя и недооценивать, видя в нем легенду или миф, не имеющие ист. значения. Ведь то, что является историей для Бога, не укладывается в рамки постижимых человеком ист. законов. Так же как сообщ. в пророч. предвидении библ. знание о конце этого мира с Божьей т.зр. представляет собой историю, т.е. действительные, грядущие в перспективе события, так и знание о начале мира, сообщаемое в Божеств. откровении, может быть понято как пророч. ретроспектива, а след., как история с вытекающим из этого факта значением. Конечно, это откровение было дано библ. авторам в понятном для них виде, в контексте представлений о мире, бытовавших в то время; так, напр., рассказ о творении можно истолковать в рамках древневавил. картины мира, особенно, повествование о втором дне сотворения мира, где говорится о создании небосвода как полусферич., покоящегося на диске земли колокола, разделяющего воды мирового океана на земные моря и небесный океан.
Хотя в Библии представлена своя собств. «картина мира», библ. рассказ вместе с тем допускает и такое толкование, которое никак не расходится с той картиной мира, которая существует в совр. естествознании. Поскольку совр. наука стала открытой для «другой (а именно, Божеств.) действительности», то она уже не тщится постичь и истолковать всю реальность (см. прежде всего H.Rohrbach, Bibl. Schoepfungsbericht u. moderne Naturwissenschaft; «Naturwissenschaft u. Gotteserkenntnis», 1959).
Следует иметь в виду, что во всяком пророч. видении обязат. присутствуют метафоры и образы, которые можно было бы «расшифровать», исходя из Писания в целом (см. Откр. 1). Поэтому в принципе было бы правомочно истолковывать, напр. дела семи дней, в соотв. с Пс. 89 – как череду эпох; «твердь» (Быт. 1:6–8) – как разделит. «перегородку» между конечной, видимой действит-стью и действит-стью Божьей, а воды над твердью (Быт. 7:11) – как угрожающие сатанинские силы хаоса, от которых Бог стремится обезопасить человека. Подобным же образом понимание рассказа о С.М. как Божеств. откровения позволяет, с ист. т.зр., серьезно отнестись к повествованию о прародителях в т.наз. «втором» сообщении о С.М. (Быт. 2:4). «Создание» Адама и Евы (примечат. образом переданное глаголом яцар – «образовывать», «формировать», а не глаголом бара) следует понимать как Божье избрание из уже существующего человечества (в Быт. 1 слово адам, «человек», является собират. понятием).
Принимая во внимание образный характер откровения и особенности евр. мышления, отдельные детали повествования должны истолковываться не буквально, а как символы. Напр., Быт. 1по смыслу следует трактовать как «Господь Бог создал человека как прах земной» или, соотв., «глиняным», «из пыли» (для обозначения его ничтожности). Показат. для библ. рассказа о С.М. и то, что в нем совершенно отсутствует тема спора между собой нескольких богов, распростр. в мифах других древних народов. Отзвуки мифов, как, напр., обозначение «бездны», первобытного океана (Быт. 1:2) словом техом, которое лингвистически напоминает о вавил. драконе хаоса Тиамате, относятся лишь к форме, по содержанию же они совершенно не мифологичны.
Это особенно явно следует из того, что звезды, созд. в четвертый день С.М., названы не божествами, а подчеркнуто прагматически – «светилами», т.е. подчиненными Творцу созданиями. Так единый Бог свидетельствует о Себе как о Том, Кто Своим словом постепенно вызывает Свое творение из небытия, как об абсолютно отдел. от всего творения Создателе, тем не менее начинающем с этого творения историю мира. ⇒ Человек с одной стороны, как цель творения, приравнен к прочим созданиям (он сотворен вместе со зверями полевыми, см. Екк. 3:19; Ион. 3:7), с другой – как собеседник и довер. лицо Бога – в своем богоподобии он особо облагорожен и выделен (Пс. 8). И свое предназначение человек находит не в природной сфере, а именно в связи с Творцом;
2) ДРУГИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА БИБЛИИ развивают, дополняют и подтверждают сообщение о С.М.: а) в ВЗ особо подчеркивается способность Бога Своим словом вызывать из небытия: «Ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Пс. 32:9; а также Иов. 38:11; Пс. 32:6; Пс. 148:5; Ис. 41:4; Ис. 44:27; Ис. 45:12; Ис. 48:13; Ам. 9:6). Своим словом Бог властен не только дать, но и отнять жизнь (Втор. 32:39; Иов. 34:14; Пс. 101:27; Пс. 103:29). Со Своими созданиями Он может делать «все, что хочет» (Пс. 134:6), как горшечник с глиной (Иер. 18:1–6; ср. Ис. 29:16; Ис. 45:9). И постоянно продолжающееся рождение нового внутри сотвор. мира – это продолжение Его созидающих деяний, вызывающих из небытия в бытие (Исх. 4:11; Неем. 9:6; Пс. 103:27–30; Иер. 1:5; Ис. 44:2; Мал. 2:10); б) НЗ признает свидетельство ВЗ о С.М. Частое употребление выражений «от начала мира», «в начале создания» или «от создания мира», «от начала творения», «прежде основания мира» и др. (Мф. 13:35; Мф. 25:34; Мк. 10:6; Мк. 13:19; Лк. 11:50; Ин. 17:24; Еф. 1:4; 2Петр. 3:4; Евр. 1:10) показывает, что НЗ рассматривает С.М. как подготовку к главному действию Бога в истории, Его спасит. деянию. Он, Своим словом вызывающий к бытию несуществующее (Рим. 4:17; 2Кор. 4:6) и сотворивший «все» (Деян. 4:24; Деян. 14:15; Деян. 17:24; Еф. 3:9; Кол. 1:16; Откр. 4:11; Откр. 10:6), есть первопричина и цель всего (Рим. 11:36; 1Кор. 15:27), Он достоин вечной славы и восхваления (Откр. 4:11). Но НЗ не просто подтверждает сказанное в ВЗ, а идет дальше, свидетельствуя об участии в процессе С.М. Иисуса Христа. Завуалированно об этом говорит и ВЗ, упоминая о существовании персонифицир. «мудрости» как «художницы», родившейся еще до начала мира и участвовавшей в его создании (Притч. 8:22–31). В НЗ эта вуаль сбрасывается: Словом, ставшим плотью (Ин. 1:14), «все начало быть» (Ин. 1:3; 1Кор. 8:6); «все Им стоит» (Кол. 1:17); через Него и «веки сотворены» (Евр. 1:2). Однако все создано не только «через Него», но также и «для Него» (Кол. 1:16). Это подробнее характеризует деяния Бога в С.М. и в истории, раскрывая их как деяния во спасение, последнее из которых совершено в Иисусе Христе.
Б. ОБРЕЧЕННОСТЬ СОТВОРЕННОГО МИРА
Диссонансом в гармонию мироздания Божьего, которое после сотворения было «хорошо» (Быт. 1), ворвался грех. Человек, одар. дыханием Божьим, ставший образом и подобием Бога и предназнач. быть Его представителем в сотвор. мире, вступил в общение с богопротивной силой. Грехопадение Адама, навлекшее проклятие вины и смерти на все представляемое им человечество, увлекло к погибели и все творение (Быт. 3:17; Рим. 5:12), и ныне «вся тварь совокупно» стенает об искуплении (Рим. 8:19). Весь мир подчинился влиянию и власти сатаны, «бога», «князя» этого мира (Мф. 4:8; Ин. 12:31; Ин. 16:11; 2Кор. 4:4; Еф. 2:2). Сотвор. мир, вступающий в радикальное противоречие с Божьим миром (Евр. 9:11), покорился суете (Рим. 8:20); человечество оказалось заключ. в непослушание и в неверие (Рим. 11:32). Хотя Бог и в этом гибельном мире «не перестал свидетельствовать о Себе» (Деян. 14:17) – и это лишает человека всякого извинения, – но сердце человеч., омрач. непослушанием, извращает Божье творение (Рим. 1:19).
В. ТВОРЕНИЕ НОВОГО МИРА
В Ис. 11:6; Ис. 65 обещано исчезновение взаимной враждебности, свойств. падшему творению. Осуществление этого обетования связывается с явлением «отрасли от корня Иессеева» (Ис. 11:1). У Бога есть замысел обновления падшего мира (см. Еф. 1:10; Кол. 1:28), основ. на Его любви: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11:32). То, что Он планировал с начала мира, но хранил в тайне, то «ныне», когда пришло время, Он осуществил в Христе и позволил возвестить всему миру (Рим. 14:25; Гал. 4:4; Еф. 1:9; Кол. 1:26; 2Тим. 1:10). Одноврем. с искупит. подвигом Христа, Который является «началом [нового] создания Божия» (Кол. 1:18; Откр. 3:14), сатана утрачивает свое право обвинять учеников Иисуса пред Богом (Лк. 10:18; Ин. 12:31), а также и свое абсолютное господство над этим миром: тот, кто через возрождение стал человеком «во Христе», является уже «новой тварью» (2Кор. 5:17; Гал. 6:15; ср. также Ин. 1:13; Еф. 4:24; Кол. 3:10), «творением, созд. во Христе Иисусе на добрые дела» (Еф. 2:10), в то время как до этого он был заключен в «плоть», т.е. в сотвор. мир, находящийся под властью сатаны и обреч. Господом на уничтожение. Через преображение в образ Иисуса «от славы в славу» (2Кор. 3:18) верующий восстанавливает стертое подобие образу Бога (Рим. 8:29; 1Кор. 15:49; Кол. 3:10; Еф. 4:24).
Возрожденному ясно открывается, что этот мир является падшим, неискупленным миром, но не «в себе самом», а из-за своих тесных отношений с богопротивными силами (Рим. 14:14; ср. Мк. 7:14; 1Кор. 10:26; а также Кол. 2:20; Тит. 1:15). «Всякое творение Божие хорошо и ... непредосудительно», если принимается верующим с благодарностью, потому что оно освящается словом Божьим и молитвой (1Тим. 4:3–5). Новое творение, проявляющееся в ⇒ возрождении отдельных верующих внутри этого обреч. на погибель мира, указывает в конечном итоге на то, что и весь сотвор. мир познает «возрождение» (Мф. 19:28). Небо и земля, о которых говорится в Быт. 1:1, перестанут существовать (Мк. 13:31) и сменятся «новым небом» и «новой землей» (2Петр. 3:13; Откр. 21:1), «на которых обитает правда». Это новое творение будет окончат. откровением Христа, приносящим освобождение всему стенающему творению (Рим. 8:21).