Источник

II Учение христианских апологетов II века

§ 99. Общее замечание

И у следовавших за мужами апостольскими христианских апологетов II-го века исходным пунктом в учении о Троице является историческая личность Иисуса Христа, в Котором признавая истинного Сына Божия, они естественно поднимаются отсюда своей мыслью к предвечному существованию Сына у Бога Отца, при Своем ипостасном от Него различии, на каковом предмете по преимуществу и сосредоточивают все свое внимание. Говоря же о Сыне Божием, касаются не редко и Св. Духа, чтимого наравне с Сыном. Но в них замечается та особенность, что они об этом предмете говорят уже не простым, а философским научным языком и излагают его не с прежней, безискусственной простотой, а научным образом, что условливалось частью их же собственной расположенностью и привычкой к философскому образу представления вещей, а частью вызывалось тогдашними обстоятельствами и нуждами самой церкви. Неприязненное христианству язычество, как известно, во II-м веке не только не ослабило своей вражды к нему, а напротив еще с большим против прежнего ожесточением выступило на борьбу с ним, противопоставив ему все находящиеся в руках его средства и между ними силу своей языческой мудрости. Не только народные массы, но и представители языческой науки взводили на христиан и их религию всякого рода вины и укоризны. Между делаемыми христианам упреками всего важнее и чувствительнее для них был упрек в безбожии. Чтобы защитить христиан и их религию от такого упрека борцам за веру необходимо было публично излагать свое учение о триедином Боге и излагать так, чтобы оно было по возможности ясно и убедительно для их ученых противников. Между тем и иудейский сионизм, а в особенности языческий гностицизм, которые близко затрагивали своей низвращенной христологией христианское учение о Троице, во ІІ-ом веке также стали усиливаться и разрастаться ко вреду христианской церкви. Как один, так в особенности и другой имели своими представителями людей научного образования, а вместе с ним и те выгоды и преимущества, какие можно было извлечь в свою пользу из науки. Весьма, поэтому, благовременно и необходимо было явиться в церкви такого рода ученым ратоборцам, которые, быв вооружены оружием науки, равносильным оружию своих противников, могли бы с полным успехом защитить истину Христову и представить ее в таком виде и свете, чтобы она могла явиться торжествующей перед глазами всех образованных людей и насколько это возможно, в глазах самих же ученых своих противников. Таковыми и являются христианские апологеты ІІ-го века, как вообще в отношении к христианству, так и в частности к христианскому учению о Троице. Ничем иным, как их уменьем и искусством пользоваться наукой для блага веры Христовой, объясняется и та особенность в изложении ими учения о Троице, что они в своих рассуждениях о Сыне Божием по преимуществу пользуются образом представления о Нем, как о Слове (Логосе). Выражение Логос или Нус после Филона, употреблявшего его для обозначения посредника или посредствующего начала между Богом и миром (ὅν и μήὅν), как известно, стало общеупотребительным и популярным выражением у всех последователей александрийской и неоплатонической философии, а также и у еретиков, как евионеев, так в особенности гностиков, пользовавшихся им для обозначения того, понимаемого ими в своем особенном смысле, божественного начала, которое проявило себя в лице Иисуса Христа. По примеру Филона, разумевшего под своим Логосом не личное божественное существо, а только безличную мудрость и творческую или промыслительную силу Божию406 и эвионеи, обозначая подобным же термином допускаемое ими во Христе нечто божественное, разумели под ним тоже не самое божество или особенную ипостась божественную, а только во вне простирающуюся или открывающуюся премудрость и силу Божию, которая, проявляя себя по преимуществу в лучших из людей начиная с Адама, только в сравнительно большем обилии своем и полноте почила на Иисусе407. Гностики же, наоборот, под своим Логос или Нус, которым обозначали божественное во Христе, разумели не безличную только силу Божию, а существо личное, только существо, наряду с другими подобными же посредствующими между Богом и миром существами, происшедшее из глубины божественной – βάθος через истечение или отделение от божественного существа, а потому не имеющее в себе ничего существенно общего с самим существом Божиим408. Чтобы противодействовать этому ложному учению о божественном во Христе, называемом Логосом, апологеты пользуются более всего понятным для своих противников их же собственным слововыражением и это было тем уместнее допустить, что начало такому словоупотреблению было положено еще апостолом Иоанном в его учении о Слове. Но, что само собой понятно, применяясь к языку своих противников, они вкладывают в него свои собственные истинно христианские мысли и воззрения, противопоставляя их иудейско-языческому воззрению на слово, то как на безличную силу Божию, то как на личного, но отпавшего от Божества, эона, истинное христианское учение о Слове, как предвечном и ипостасном Сыне Божием.

Нужно впрочем, заметить, что апологеты христианские не всегда одинаково точно и определенно учат, или точнее сказать выражаются при изложении своего учения о Троице. Но при этом нужно иметь в виду то, что, имея дело с противниками, обыкновенно нападавшими на одну какую-либо из сторон христианского догмата, они естественно должны были сосредоточивать здесь все свое внимание, причем другие стороны догмата могли остаться, как бы в тени или на втором плане и при косвенном указании на них могли быть допущены и недомолвки и неточности. Кроме того, не нужно забывать, что в их время еще вовсе не было точной и установившейся богословской терминологии, которой бы можно было пользоваться для точного выражения своих мыслей о Троице. Им поэтому необходимо было самим впервые начать выработку этого языка, а при этом неизбежны были особенно на первых порах некоторого рода неточности и неопределенности. Нужно, поэтому, судить об учении апологетов относительно троичности лиц в Божестве не по одним отрывочным и по местам, встречающимся неточным выражениям, а по той общей и главной мысли, какой проникнуто все их учение.

* * *

406

По Филону, Логос, которого он называет (в отличие от Бога ό Θεός) Θεός или δεύτερος Θεός, ό πρωτωγόνος, πρεσβὐτατος, (Quod Deus sit immut. S. 6. t. 1. 227), есть прежде всего мыслительная и творческая сила Божия – νοῦς или Λόγος ’ενδιάθετος (De mundi opif. Dorner. p. cit. 34. S. Anm 23. De vita Moys. L. III. S. 959. Dorner. 44. Anm. 40), далее он есть самый мир идей, возникших в уме Божием, место или город идей – τοπος, πόλις (De mundi opif. T. 1. § 5. Dorner. 39. Anm. 33), наконец он есть орган – όργανον, через который создан Богом мир (Leg. Alleg. III. 31. t. I, 106 p. Dorner. Op. cit. 33. Anmerk. 22), а также самое начало, связь и основание мирового порядка – οφραγίς, δεσμός κόσμου, νομος, στήλη (De migr. Abr. § 18. Τ. I, 452. De mundi opif § 6. Τ. I, 5. Dorner. ibid.).

407

Мы имеем в виду определившийся и принявший форму научной системы евионизм, в каком виде он встречается у элкезаитов, которых учение сохранено в псевдоклиментинах (см. Homil. XVI, 10. 12; XI, 22; XVII, 7; III, 20. 21 et 22; VIII, 21).

408

Таковы напр: Василид (Іrin. contr. haer. lib. I. с. 24. n. 3), Валентин (Irin. Ibid. с. 1 et 2) и другие.


Источник: Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов) архимандрита Сильвестра, доктора богословия, ректора Киевской духовной академии. / Второе изд. - Киев : Тип. Корчак-Новицкого, / Т. 2. 1885. – 643 с.

Комментарии для сайта Cackle