Беседа LXXXII. О десятом члене символа веры. О священстве
В таинствах крещения, миропомазания, причащения и покаяния подается нам благодать необходимая для спасения каждого из нас. Посему и таинства эти необходимы для христианина и без них мы не можем получить спасения. Но кроме этих таинств Господь даровал Церкви Своей еще три таинства, которые необходимы не для всех лиц, а только для некоторых. Таково таинство священства, которое необходимо для лиц, посвящающих себя пастырскому служению. Священство есть таинство, в котором Дух Святой правильно избранного, чрез рукоположение святительское, поставляет совершать таинства и пасти стадо Христово.
Еще в ветхом завете Бог благоволил учредить чрез Моисея особых лиц на служение при скинии, каковы были первосвященник, священники и левиты. Точно также и в новом завете Сам Господь установил особых лиц для научения людей истинной вере, совершения таинств и управления верующими. Во время Своей земной жизни Он избрал из Своих слушателей двенадцать учеников, апостолов. Он дал им власть учить все народы, совершать для них таинства и управлять верующих ко спасению (Мф.18:18,28,19; Лк.22:19). Вместе с этим Он весьма ясно и непреложно обязал всех людей и будущих христиан принимать от апостолов учение и таинства и повиноваться их гласу: слушаяй вас, Мене слушает, говорил Он, и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене отметается Пославшаго Мя (Лк.10:16). Шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет (Мк.16:15–16). Облекая апостолов властью учить людей, совершать таинства и управлять верующими, Господь объявил, что эта власть должна перейти от них и на их преемников, а от сих последних, переходя из рода в род, сохраняться в мире до самого скончания мира Ибо Он, сказав апостолам: шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари (Мк.16:15), присовокупил: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф.28:20). Следовательно, в лице апостолов, которые сами, как люди, не могли проповедовать по всему миру, всем людям и жить до скончания века, Он облек тою же властью и послал на то же дело всех их будущих преемников. Посему ап. Павел свидетельствует, что Той, т. е. Сам Иисус Христос, дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению Святых в дело служения, в созидание тела Христова (Ефес.4:11–12). По вознесении на небо, Господь ниспослал на апостолов Святого Духа, Который и облек их потребными для их служения силами (Деян. 1:8; 2:4). С того времени и поныне Дух Святой поставляет пастырей Церкви (Деян.20:28), и это продолжится, по слову Господа, до скончания века (Мф. 28:20). Так вы видите, братие, что Сам Господь положил начало в Церкви Своей таинству священства.
По вознесении Иисуса Христа апостолы были первыми и единственными учителями и руководителями верующих и совершителями таинств. Проходя свое служение, как заповеданное Господом (Деян.5:42;6:1–5; 1Кор.4:1;5:3–5;9:16), несмотря ни на какие препятствия со стороны врагов, силившихся отнять у них это божественное право (Деян.4:19;5:28–29), апостолы с одной стороны убеждали и обязывали всех вообще верующих повиноваться им и уважать пастырей и учителей (Евр.13:17; 1Сол. 5:12–13), а с другой – строго запрещали людям, не облеченным законною властью, священствовать (Рим.10:15; 1Кор.12:29; Евр.5:4–5). Отправляя свое служение, они в то же время учили, что исполняют волю Самого Господа в качестве слуг Его. «Каждый должен разуметь нас», учит ап. Павел, «как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1Кор.4:1). С течением времени, проповедуя о Христе и устрояя в разных местах церкви, апостолы избрали из среды верующих дьяконов, пресвитеров и епископов. И этим то, нарочито избранным, лицам, как своим преемникам, они передали при особом священнодействии, чрез молитву и рукоположение, ту божественную власть, которую сами приняли от Иисуса Христа, удостоверяя в то же время своих преемников, что их поставляет в Церкви Сам Дух Святой. Внимайте убо себе, говорил ап. Павел пастырям Ефесской церкви, и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровею Своею (Деян.20:28). Этими словами апостол ясно говорит, что не человек, а именно Дух Святой поставляет в Церкви епископов с тем, чтобы они пасли Церковь Христову, т. е. наставляли людей в вере, благочестии и добрых делах. Наконец, апостолы ближайшим, непосредственным преемникам своим епископам заповедовали передавать чрез таинственное рукоположение свою божественную власть и иным, нарочито избранным и приготовленным людям (2Тим.2:2; Тит.1:15), подробно описывали те особенные свойства, которыми должны отличаться будущие пастыри и учители (1Тим. 3:1–10; Тит.1:6 и след.). Передавая божественную власть своим преемникам, апостолы не просто избирали и назначали их, но особым образом посвящали их на служение, а именно чрез молитву и рукоположение. Так о рукоположении в сан епископа упоминает ап. Павел, заповедуя ученику своему Тимофею, епископу Ефесскому: не неради о своем даровании, живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества (1Тим 4:14), и в другом послании: воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею (2Тим.1:6). Равным образом в свящ. книге Деяний апостольских повествуется, что апостолы Павел и Варнава, проходя с проповедью малоазийские города Листру, Иконию и Антиохию, рукополагали им пресвитеры по вся церкви (Деян.14:23). В той же книге повествуется и о рукоположении в сан диаконский, именно о первых семи диаконах говорится: ихже поставиша пред апостолы, и помолившися возложиша на ня руце (Деян.6:6). Из всего сказанного нами об избрании апостолов и этими последними их преемников вы видите, братие, что пастыри Церкви ведут свое начало от Самого Иисуса Христа и от апостолов и поставляются на свое служение от Духа Святого особым образом чрез молитву и таинственное рукоположение, а следовательно и самое таинство священства имеет божественное установление.
Необходимых степеней священства, как установили сами апостолы, три: епископ, пресвитер, диакон. Различие между ними состоит в следующем: диакон служит при таинствах, пресвитер совершает таинства в зависимости и от епископа; епископ не только совершает таинства, но имеет власть и другим чрез рукоположение преподавать благодатный дар совершать их. Что степень епископа есть совершенно отдельная от пресвитерской, высшая степень священства, это видно из слов ап. Павла к Титу и Тимофею: сего ради оставит тя в Крите, да недокончанная исправиши, и устроиши по всем градом пресвитеры (Тит.1:5); руки скоро не возлагай ни на кого же (1Тим.5:22).
Видимую сторону таинства священства составляет рукоположение, соединенное с молитвою, посему оно и называется иначе хиротониею, что с греческого значит рукоположение. Так как вы слышали из книги Деяний апостольских, это таинство совершалось во время апостолов; так же оно совершается и теперь. Оно совершается всегда в алтаре и за литургиею. На одной литургии может быть совершено посвящение только одного лица на каждую степень священства, и притом в последовательном порядке, а именно, во священника может быть посвящен только имеющий степень диаконскую, в епископа – степень священническую. Посвящение в каждую степень бывает не в одинаковое время литургии. Диакон посвящается по освящении Даров (пред просительною ектеньею и молитвою Господнею), в знак того, что он может только служить при таинстве, а не совершать его; священник посвящается тотчас после великого входа, чтобы он сам мог участвовать в совершении таинства и во время той литургии, за которою посвящается, епископ же посвящается в начале литургии, после малого входа с Евангелием, как главный священнослужитель, имеющий власть и других посвящать на служение. Посвящение во диакона и пресвитера совершается по одинаковому чину, с различными только молитвами. Посвящаемый во диакона и священника вводится чрез Царские двери в алтарь. Пред сим три раза произносится диаконами воззвание: «Повели, повелите, повели, преосвященнейший владыко». Этими словами испрашивается у народа, клира и священнослужителей позволение, а у епископа кроме этого и благословение посвящаемому приступить к посвящению. Войдя в алтарь, посвящаемый поклоняется епископу, принимает от него благословение, и три раза обходит вокруг престола, целуя углы его, а также и некоторые одежды, и руку епископа. Самое обхождение означает духовное торжество и радость посвящаемого, хождение кругом – обещание посвящаемого всегда (круг – символ, знак вечности) служить Господу, а целование углов престола, одежд и руки епископа – любовь к Богу и покорность своему архипастырю. Во время обхождения поются священные песни: Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся к Господу, спастися душам нашим. Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало и мучеников веселие, ихже проповедь Троица Единосущная. Исаие ликуй! Дева име во чреве и роди Сына Еммануила, Бога же и человека, восток имя Ему, Его же величающе, Деву ублажаем. В этих песнопениях посвящаемому внушается, что он в своей жизни и служении должен подражать примеру мучеников и апостолов и всегда памятовать о Богочеловеке Иисусе Христе. По троекратном обхождении престола посвящаемый во диакона становится пред ним на одно колено, а посвящаемый во священника на оба, как принимающий на себя большее служение Церкви. При сем оба они, в знак своей преданности Богу, крестообразно полагают руки свои на престол, а на них свою главу. Тогда епископ, покрыв главу посвящаемого концом омофора и троекратно благословив его, возлагает на его главу руку и вслух произносит молитву: Божественная благодать всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует (проходит чрез руки, преподается чрез рукоположение) имя благоговейнейшаго иподиакона в диакона·, (или диакона во пресвитера) помолимся убо о нем, да придет на него благодать Всесвятаго Духа. Священнослужащие в алтаре на это приглашение епископа троекратно поют: «Господи, помилуй», а певчие на клиросе: Кирие елеисон. Эти два слова греческие по-русски означают тоже: «Господи, помилуй». Они поются по-гречески в знак того, что наша Русская Церковь приняла Христову веру и священство от греческой и поныне сохраняет с нею единение. Епископ же во время пения этих слов, еще три раза благословив главу посвящаемого, тайно читает молитву, в которой призывает благодать Святого Духа и испрашивает посвящаемому дары, потребные для его служения. После молитвы епископ возлагает на рукоположенного приличные его сану богослужебные одежды, возглашая аксиос, что значит «достоин». Это восклицание повторяется священнослужителями в алтаре и певчими на клиросе. После этого посвященному во диакона дается рипида, металлический круг на рукоятке с изображением херувима, в напоминание ему о том, что он должен служить при таинствах с таким же благоговением, с каким ангелы служат Богу. А посвященному в священника дается часть св. Даров с увещанием, чтобы он с благоговением и усердием проходил свое служение, всегда памятуя об ответе на страшном суде Христовом. Посвящение во епископа совершается еще с большею торжественностью. Самому посвящению предшествует так называемое наречение. Оно совершается в присутствии нескольких епископов и состоит в краткой молитве за избранного и в торжественном изъявлении согласия последним. В самый день посвящения, пред литургиею, нареченный во епископа, стоя среди храма на ковре с изображением орла, летящего над городом (орлец), в знак того, что он должен всегда возноситься мыслью к небесам, к Богу и превышать чистотою жизни паству свою, пред собором епископов клира и народа торжественно исповедует православную веру и дает клятвенное обещание быть покорным православной Церкви и верховной власти. Посвящение совершается после малого входа и притом несколькими епископами, по крайней мере, двоими. Один епископ, по правилу св. апостолов, не может рукополагать во епископа. После пения трисвятой песни посвящаемый чрез Царские двери подводится к св. престолу, становится на оба колена и возлагает руки и главу на престол. Епископы, возложив на главу посвящаемого свои правые руки, держат над ним в то же время св. Евангелие, как бы руку Самого Господа. Первенствующий епископ читает молитву посвящения, и оно совершается подобно посвящению во диакона и пресвитера. По облачении в приличные сану одежды посвященный во епископа принимает участие в служении литургии. После литургии первенствующий епископ в алтаре надевает на него мантию, а среди Церкви пред народом вручает ему пастырский жезл, или посох. Такова, братие, видимая сторона в таинстве священства. Когда придется вам быть во время архиерейского служения при совершении таинства священства, молитесь и вы вместе с епископом и клиром о посвящаемых, чтобы Господь послал им дары Духа Святого, потребные для их служения.
Невидимая сторона в таинстве священства состоит в том, что чрез него действительно сообщается посвящаемому божественная благодать, соответствующая его будущему служению, благодать священства. О ней ясно говорит ап. Павел епископу Ефесскому Тимофею: не неради о своем даровании, живущем в тебе, еже дано тебе быстъ пророчеством с возложением рук священничества (1Тим.4:14); воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею (2Тим.1:6) Тот же апостол говорит Ефесским пастырям, что они получили благодать священства от Святого Духа: внимайте убо себе и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави Епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровею Своею (Деян.20:28). Благодать священства, сообщаемая чрез рукоположение одна, но сообщается в различной степени: в меньшей степени диакону, в большей пресвитеру, еще в большей епископу. Она обитает в душе каждого из них неизменно, посему ни епископ, ни пресвитер, ни диакон в другой раз не рукополагаются в тот же сан, и таинство священства считается неповторяемым.
Степеней священства, как мы сказали, братие, три: епископ, пресвитер и диакон. Каждая из этих степеней имеет разные виды. Епископы, напр., бывают и патриархи, и митрополиты, и архиепископы, самостоятельные и зависящие от других (викарии). Все они по благодати священства равны между собою, различие между ними только в почете и во власти. Также есть разные виды и в степени священства и диаконства. Между священниками бывают протоиереи, иеромонахи (монашествующие священники), игумены и архимандриты (настоятели монастырей. Между диаконами бывают протодиаконы, иеродиаконы (монашествующие диаконы) и архидиаконы. Эти различия между священниками и диаконами так же, как и в епископской степени, не касаются самой благодати: все священники между собою, равно как и все диаконы между собою, по благодати священства равны. Все лица, принадлежащие к указанным трем степеням священства, известны между собою под общим именем священнослужителей. Кроме них при церквах есть еще церковнослужители. Они назначаются для чтения и пения во время богослужения и прислуживания в алтаре. Над ними не совершается таинство священства, а преподается им только благословение епископа на их служение, с правом надевать при богослужении стихарь.
Итак, братие, Сам Господь установил в Церкви пастырей, и они в таинстве священства получают особенную благодать быть учителями веры, строителями тайн Божиих, пастырями духовного стада Христова. Велико и ответственно перед Богом служение их. Споспешествуйте же им вашею усердною молитвою и вашею любовью. Повинуйтесь им и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали сие (служили) с радостью, а не воздыхая: ибо это для вас неполезно (Евр.13:17). Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа