Беседа LXXXIII. О десятом члене символа веры. О браке
Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, в образе духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.
Брачный союз установлен был Богом еще в раю при самом сотворении первых людей. Сотворив мужа и жену, Бог благословил их союз и сказал: раститеся и множитеся, и наполните землю (Быт.1:28). На союз брачный указал и праотец Адам, когда, увидев сотворенную для него помощницу, сказал: се ныне кость от костей моих, и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей: и будет два в плоть едину (Быт.2:23–24). После потопа Господь снова утвердил брачный союз Своим благословением: и благослови Бог Ноя, и сыны его, и рече им: раститеся, и множитеся. и наполните землю (Быт.9:1). Вот почему в законе Моисеевом строго ограждается неприкосновенность брачного союза, как установленного и благословенного Богом (Лев.20:10; Втор.7:14; 22:22; 28:11). В новом завете божественное установление брачного союза было подтверждено Самим Господом Иисусом Христом. Он Сам почтил Своим присутствием брачное торжество в Кане Галилейской и совершил здесь первое свое чудо – претворение воды в вино. В другой раз на вопрос фарисеев, по всякой ли вине можно разводиться с женою, Господь отвечал: несте ли чли (не читали ли вы), яко сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть и рече: сего ради оставит человек отца своею и матерь, и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину. Якоже и тому неста два, но плоть едина: еже убо Бог сочета, человек да не разлучает (Мф.19:4–6). В последних словах Господь ясно указывает, что Сам Бог соединяет мужа и жену, вступающих в брак. Чтобы освятить, возвысить и укрепить брачный союз, который вследствие расстройства человеческой природы подвергся зловредному влиянию греха и многочисленным искажениям со стороны людей, предавшихся чувственности, Господь в новом завете установил особое священнодействие, именно таинство брака. На существование этого священнодействия во времена апостольские есть указания в посланиях апостольских. В послании к Коринфянам ап. Павел пишет: жена привязана есть законом, в елико время живет муж ея: аще же умрет муж ея, свободна есть, за негоже хощет, посягнути: точию о Господе (1Кор.7:39). Выражение точию о Господе ясно указывает, что брак христианский еще при апостолах был делом отличным от других брачных союзов, заключался о Господ или во имя Господа, т. е. освящался и запечатлевался особым священнодействием. Вот почему тот же апостол в другом своем послании прямо называет брак таинством. Убеждая жен повиноваться своим мужьям, как Церковь повинуется Христу, и мужей любить своих жен, как Христос возлюбил Церковь, он говорит: сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину. Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и в Церковь (Еф.5:31–32). Из этих слов апостола видно, что супружеский союз знаменует собою союз Христа с Церковью и в этом отношении есть тайна великая. Понятно, что такое высокое значение брачному союзу может быть дано только чрез особое священнодействие. Союз Христа с Церковью исполнен благодати и святости (Ин.1:14; Еф.5:25–26), посему и брачный союз должен быть исполнен благодатью Христовою чрез особенное священнодействие. Отцы и учители Церкви так же ясно учат о браке, как таинстве. Ученик апостола Иоанна Богослова, св. Игнатий Богоносец говорит: «подобает женящимся и выходящим замуж, чтобы союз их совершался по благословению епископа, да будет брак о Господе, а не по вожделению. Блаженный Августин прямо называет брак таинством. «В Церкви, – говорит он, – предлагается не только союз брачный, но и таинство» (Прав. догм. Богосл. Макария М. М. T. II. 481–483 стр.). Таким образом, таинство брака имеет божественное установление.
Видимую сторону таинства брака составляет, во-первых, торжественное свидетельство жениха и невесты пред Церковью и священником о том, что они вступают в брачный союз добровольно и сохранят супружескую верность до конца жизни; во-вторых, возложение венцов на брачующихся и благословение их священником. Самое священнодействие таинства в наше время совершается следующим образом. Оно разделяется на обручение и венчание. Обручение прежде совершалось отдельно от венчания, а теперь в предотвращение отказов между обрученными, оно совершается в церкви уже пред самым венчанием. Жених и невеста становятся сначала посреди церкви близ входных дверей. У них берутся обручальные кольца и полагаются на престоле. Священник трижды благословляет брачующихся возжженными свечами, дает им эти свечи и возгласом: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков, начинает обручение. После ектении и молитвы об обручающихся, о спасении их, о непорочном жительстве, о чадородии, священник дает с престола жениху и невесте кольца с троекратным произношением над каждым из обручающихся: обручается раб Божий (имя) раба Божия (имя) во имя Отца, и Сына, и Св. Духа. Кольца даются брачующимся в знак неразрывности их брачного союза. Жених и невеста меняются кольцами в знак того, что они будут заботиться друг о друге и входить в нужды друг друга. Чин обручения оканчивается молитвою, чтобы Господь утвердил обручение их в вере, единомыслии, истине и любви. После сего священник приводит обрученных на средину церкви и поставляет пред аналоем, на котором лежит крест и Евангелие. Пред лицом всех предстоящих священник спрашивает каждого из них, имеют ли они непринужденное и крепкое намерение вступить в брачный союз и не обещались ли с другими вступить в супружество. После утвердительного ответа начинается венчание. Оно начинается прославлением Св. Троицы: Благословенно царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. После ектении о брачующихся, священник читает три молитвы, в которых, вспоминая благословенные Богом древние брачные союзы святых праотцев, просит, чтобы Господь благословил брачующихся, сохранил их в жизни, помянул не только их, но и воспитавших их родителей, зане молитвы родителей утверждают основание домови, а также и всех сочувствующих брачующимся, рабов невестившихся, сошедшихся в радость их. По прочтении молитв священник возлагает на главу жениха венец, говоря: венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Эти же слова говорит он, возлагая венец на главу невесты, и затем трижды благословляет их, говоря: Господи Боже наш, славою и честию венчай я. Венцы возлагаются на брачующихся с одной стороны в награду за целомудренную жизнь и в напоминание им обязанности их и после брачного союза хранить чистоту жизни, а с другой – в знак того, что увенчиваются как будущие родоначальники, как бы князья будущего потомства. Смысл же молитвы, с которою священник благословляет брачующихся, такой: «Господи Боже наш! како сия чета украшена теперь венцами, так венчай и украшай союз сей во всю жизнь их славою и честью». Возложение венцов, благословение священника с указанною молитвою составляет самую существенную часть таинства брака. После этого читается апостол, где говорится о взаимном отношении мужа и жены, и Евангелие о посещении Самим Господом брака в Кане Галилейской. Затем после просительной ектении и молитвы Господней «Отче наш» священник благословляет чашу с вином и дает пить из нее мужу и жене в воспоминание того, что в древности жених и невеста причащались в день венчания, и совершенного Господом чуда в Кане Галилейской, а также в знак того, что новобрачные отныне должны жить вместе и вместе переносить и горе и радость. По вкушении от чаши, священник соединяет руки новобрачных и обводит их около аналоя три раза. Это обхождение кругом (круг – символ, знак вечности) совершается в знак духовного торжества и неразрывности брачного союза. Во время обхождения поются те же песнопения, какие поются во время обхождения кругом престола при совершении таинства священства. В них прославляется воплощение Сына Божия и Божия Матерь, прославляются и призываются к молитве св. мученики, прославляется Христос, как похвала апостолов и радость мучеников. После обхождения с новобрачных снимаются венцы с пожеланием благословения от Бога, и венчание оканчивается отпустом и взаимным целованием новобрачных. Такова, братие, видимая сторона таинства брака. Вы видите, как благообразно, как знаменательно все это священнодействие. Как прискорбно посему бывает видеть неуважительное отношение к нему православных. Таинство обыкновенно совершается в храме при большем или меньшем стечении народа. Церковь приглашает всех помолиться о брачующихся и сама молится о всех сочувствующих им, о рабах уневестившихся, а между тем присутствующие при венчании, даже родственные жениху и невесте лица, ведут себя неблагопристойно, разговаривают, смеются и т. п. Забывают эти люди, что они своим неблагоговейным поведением оскорбляют святость дома Божия и тяжко согрешают пред Богом. Посему, братие, оказывайте сами и других врязумляйте, чтобы они оказывали должное уважение как самому таинству, так и дому Божию.
Что касается невидимой благодатной силы, подаваемой в таинстве брака, то она состоит вообще в том, что соделывает союз мужа и жены, по выражению апостола, тайною великою, образом союза Христа с Церковью. Брачный союз установлен Господом, во-первых, для сохранения и умножения рода человеческого вообще, как видно из слов Самого Бога, благословившего Адама и Еву словами: роститеся и множитеся и наполните землю (Быт.1:28), и в частности для умножения членов Церкви Христовой. Во-вторых, целью брачного союза было положено взаимное вспомоществование супругов в настоящей жизни. И рече Бог, говорится в свящ. книге, не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему (Быт.2:18). И затем сотворил Бог первую жену Еву из ребра Адамова, чтобы при таком единстве природы, они тем сильнее чувствовали в себе взаимную любовь и старались жить нераздельною жизнью. К этим двум целям брачного союза, после грехопадения, присоединилась еще третья, именно он должен служить обузданием похотений плоти и предохранять от блуда. Добро человеку, говорит апостол, жене не прикасатися: но блудодеяния ради кийждо свою жену да иматъ (1Кор.7:1–2); и еще: глаголю же безбрачным и вдовицам, добро им есть, аще пребудут, якоже и аз. Ащели не удержатся, да посягают: лучше бе есть женитися, нежели разжзатися (1Кор.7:8–9). Сообразно с этими целями в таинстве брака подается благодать, освящающая и, так сказать, одухотворяющая брачный союз мужа и жены; ибо свят и духовен союз Христа с Церковью, образом которого он служит. Посему апостол и говорит о христианском браке: честна женитва во всех и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог (Евр.13:4), и заповедует христианским супругам: сия есть воля Божия, святость ваша, храните себе самех от блуда: и ведети комуждо от вас свой сосуд стяжавати (соблюдать) во святыни и чести, а не в страсти похотней, якоже и язы́цы не ведящии Бога (1Сол. 4:3–5). Та же благодать содействует христианским супругам свято исполнять взаимные обязанности друг к другу, мужам – любить свою жену так, как Христос любит Церковь, а жене – повиноваться мужу так, как Церковь повинуется Христу (Еф.5:24–25), а также содействует и к достижению всех целей брачного союза, т. е. к благословенному рождению детей – будущих чад Церкви, к взаимному вспомоществованию во всем добром и к предохранению себя от связей незаконных или неблагословенных. При указанной благодатной помощи, подаваемой в таинстве брака, брачный союз христианских супругов должен представить собою образ того всесвятого союза, который существует между Христом и Церковью. По такому высокому значению брачного союза апостол Павел называет христианскую семью домашнею церковью (1Кор.16:19).
Освященный благодатью, благословенный Самим Богом чрез священника, христианский брак имеет следующие свойства: 1) единичность, т. е. христианский брак есть союз только одного мужа и одной жены и 2) нерасторжимость. В христианстве решительно запрещается многоженство, ибо оно противно тому первоначальному закону о браке, который указан был Богом при самом создании человека: один был создан муж и одна жена. Иисус Христос говорил о союзе одного мужа и одной жены (Мф.19:4–5), также учили апостолы (1Кор.7:2–4). Впрочем, если первый брак уничтожается смертью одного из супругов, то другому супругу позволяется вступить во второй и даже в третий брак. Но второй и третий брак благославляются Церковью только во избежание больших грехов со стороны овдовевших. Апостол Павел отдает полное преимущество пред такими браками честному вдовству. Посему-то св. отцы положили в своих правилах, чтобы второбрачные не допускались к степеням священства, несли иногда церковное покаяние и самый брак их совершался с меньшею церковною торжественностью. Что касается второго свойства христианского брака – нерасторжимости, то она также определяется из первоначального закона о брачном союзе одного мужа и жены. Впоследствии Сам Иисус Христос ясно указал на нерасторжимость брачного союза, когда сказал: еже убо Бог сочета, человек да не разлучает (Мф.19:6). Когда Ему возразили, что Моисей заповедал отпускать жену и давать ей книгу распустную (разводное письмо), – Господь сказал: Моисей по жестосердию вашему повеле вам пустити жены ваша изначала же не бысть тако (Мф.19:8). Ученикам Своим по тому же поводу Он говорил, что, если муж или жена оставит свою жену или мужа и вступит в брак с другими, то впадают в прелюбодеяние (Мк.10:11–12). Точно также ясно учили о нерасторжимости брака и апостолы. Оженившимся, пишет ап. Павел, завещаваю не аз, но Господь, жене от мужа не разлучатися Аще ли же и разлучится, да пребывает безбрачна, или да смирится с мужем своим: и мужу жены не отпущати (1Кор.7:10–11; Рим.7:2–3). Один только случай указал Спаситель, когда позволяется расторжение брака. Это неверность, измена супружескому союзу кого-либо из супругов: всяк отпущаяй жену свою, говорил Господь, разве словесе любодейнаго (кроме вины любодеяния), творит ю прелюбодействовати (Мф.5:32;19:9). Посему и в правилах соборов и св. отцев указывается на этот случай, как дозволяющей расторжимость браков, хотя вместе с тем замечается, что даже и в этом случае союз супругов может сохраниться в силе чрез их примирение и таким образом оставаться нерасторжимым. По нашим церковным и гражданским законам есть и еще, кроме указанного, случаи расторжения браков, как такие, в которых брачный союз разрывается сам собою, подобно смерти одного из супругов, – это ссылка одного из супругов за преступление (гражданская смерть) и безвестное отсутствие одного из супругов, продолжающееся более пяти лет.
Таинство брака принадлежит, братие, к необязательным. Брачный союз, необходимый для Церкви Христовой, как благословенный способ распространения чад ее, не составляет необходимости для каждого человека в отдельности. Девство почитается лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить его. Об этом именно сказал Иисус Христос: не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть: могий вместити, да вместит (Мф.19:11–12). Девство почитается выше супружества потому, что в нем беспрепятственнее можно служить Богу. Женатый человек обязывается заботиться о жене и детях, и чрез это отвлекается от постоянного служения Богу, сохраняющий же девство свободен от этих забот. Вот почему многие угодники Божии уклонялись от брака и сохраняли девство. Об этом преимуществе девства пред супружеством так говорит ап. Павел: глаголю же безбрачным и вдовицам: добро им есть, аще пребудут якоже и аз. Аще ли не удержатся, да посягают (пусть вступают в брак). Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви: а оженивыйся печется о мирских, како угодити жена. Вдаяй браку свою деву, добре творит, а не вдаяй, лучше творит (1Кор.7:8;9:32,33,38). Но при этом, братие, нужно заметить, что только девство, хранимое в чистоте, лучше супружества и удобнее для служения Богу. Безбрачие же, не хранимое в чистоте, не угодно Богу и строго порицается в слове Божием: блудники царства Божия не наследят (1Кор.6:9,18).
От вступающих в брак, братие, нашими церковными и гражданскими законами требуются особые условия. Лица, вступающие в брак, должны быть оба православного вероисповедания. Впрочем, допускается брак православного супруга с неправославным католиком или протестантом, но только с условием, чтобы имеющие произойти от них дети были воспитаны в православной вере. Между брачующимися не должно быть близкого родства кровного или духовного. Они должны иметь взаимное, непринужденное согласие на вступление в брак, дозволение родителей и начальства, если жених состоит на военной или гражданской службе, и свидетельство о приписке к отбыванию или о самом отбывании воинской повинности. Они должны находиться в здравом уме и иметь узаконенные лета, именно, жених не менее 18 лет, а невеста не менее 16 лет. Жених должен быть холост или вдов после первого или второго брака, а невеста – девица или вдова после первого или второго брака. Желающие вступить в брак, если нет указанных препятствий к нему, заявляют о своем желании священнику своего прихода. В доказательство того, что между ними нет препятствий ко вступлению в брак, они представляют документы, – жених свидетельство о своем звании и о том, что он холост или вдов после первого или второго брака, дозволение от начальства, если состоит на военной или гражданской службе, и свидетельство об отбывании или о приписке к отбыванию воинской повинности; невеста – свидетельство о своем звании и о том, что она девица или вдова после первого или второго брака и метрическое свидетельство о рождении для удостоверения лет ее. Сверх этого о том, нет ли между ними препятствий ко вступлению в брак, – объявляется в церкви в три ближайшие воскресные или праздничные дня после литургии. Это называется оглашением. По оглашении все, знающие какие-либо препятствия к браку, должны объявить о том священнику. Заявление о желании вступить в брак и представление документов священнику должно всегда происходить, братие, заблаговременно, чтобы достаточно было времени для оглашения и для доставления новых документов, если представленные окажутся недостаточными. Между тем многие приходят к священнику почти дней за пять до назначенного срока и, представив не полные документы, сами себе затягивают время совершения таинства. Если о препятствиях к браку никем не заявлено, то приступают к составлению так называемого обыска. О звании жениха и невесты, о их желании вступить в брак, о том, что между ними нет препятствий к нему, о назначенном времени для совершения таинства прописывается с указанием документов, полученных от жениха и невесты, в особой книге. Под записью подписываются жених с невестою и поручители (свидетели), которые свидетельствуют верность записанного в обыскной книге и обязываются в случае неверности своих показаний отвечать за это пред судом. После этого может быть совершено и самое таинство брака. Оно обыкновенно совершается в церкви при свидетелях в положенное для сего время. Таинство брака не может быть совершено во время постов, накануне среды, пятницы, воскресения и великих праздников, а также от Рождества Христова до Крещения, во всю неделю Пасхи и Сырную неделю (масленицу).
Итак, братие, брачный союз мужа и жены освящается Церковью особым священнодействием, в котором подаются им благодатные силы к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Сами брачующиеся пред Богом и Церковью произносят обеты взаимной верности и любви. Пусть всегда памятуют об этом мужья и жены, и воспоминание о том и другом да послужит для них постоянным уроком, как им вести себя по отношению друг к другу и вместе по отношению к детям, какими благословил их Бог. Не вступившие же в брак да сохранят свое девство в чистоте, памятуя слова апостола, что блудники царствия Божия не наследуют. Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа