Источник

Беседа LIII. О восьмом члене символа веры. О благодати Св. Духа

И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго. Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки.

Дух Святой, как говорили мы с вами, братие, есть Совершитель нашего освящения. Все действия Духа Святого в этом освящении нашем известны под общим наименованием благодати.

Благодать, как показывает самое слово, есть благое даяние, благой дар, – все то, что дарует Господь тварям Своим без всякой, с их стороны, заслуги. В этом смысле благодатью называются все дары Божии, какие сообщаются Богом людям для их земной жизни, каковы: жизнь, здоровье, внешнее благосостояние и т. п. Кроме этого благодатью называются дарования особенно чрезвычайные, которые подаются людям на пользу Церкви для ее благоустроения, созидания и распространения, каковы: дар проповедания слова Божия на разных языках, дар чудотворений, пророчеств и проч. Эти дары Святого Духа сообщались особенно первенствующим христианам при первоначальном устроении Церкви Христовой (1Кор.12). Кроме этих чрезвычайных дарований Духом Святым сообщаются христианам и дары обыкновенные, хотя также высокие по своему достоинству. Главнейшие из них указаны пророком Исаиею и суть следующие семь: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух разумения, дух мудрости, дух Господень или дар благочестия и вдохновения в высшей степени (Ис.11:1–3). Имеющий дар страха Божия страшится нарушить заповеди Божии и прогневать Бога. Страх этот сопровождается любовью к Богу; имеющий его страшится Бога не как раб, боящийся господина своего, а как сын, любящий отца своего. Дух познания открывает человеку возможность познавать божественное учение. Лишенный этого дара не понимает божественного учения, о котором, как свидетельствует слово Божие (1Кор.2:14), надобно судить духовно. Дух силы утверждает человека в вере и благочестии. Имеющий его мужественно поборает врагов своего спасения противостоит всем искушениям ко греху. Дух coвеma дает человеку способность правильно рассуждать и поступать в самых затруднительных случаях. Обладающий этим даром может всегда подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении, или не примечаемой им опасности. Дух разумения сообщает человеку знание и понимание христианских обязанностей. Дух мудрости сообщает человеку правильный взгляд на земную жизнь, убеждает его в непрочности всего земного и кратковременности самой жизни. Обладающий дарами мудрости и разумения, по слову апостола Иакова, отличается добрым поведением с мудрою кротостью (Иак.3:13). Мудрость, посылаемая от Бога, по слову того же апостола, «во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак.3:17). Дух Господень есть дар благочестия и вдохновения в высшей степени. При этом даре Дух Святый обнимает все силы человека и управляет им. – Таковы, братие, великие дары, подаваемые Духом Святым христианам и такова важность их в деле вашего спасения. Посему с особенным усердием мы должны молить Духа Святого: «прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, блаже, души наша».

Наконец, братие, благодатью называется особенная сила Духа Святого, сообщаемая нам, по милости Бога Отца, ради заслуг нашего Искупителя, и совершающая наше освящение, то есть с одной стороны, очищающая нас от грехов, обновляющая и оправдывающая пред Богом, а с другой – утверждающая и возращающая нас в добродетели для жизни вечной. По этой-то силе Дух Святой и называется преимущественно Совершителем нашего освящения. Благодатью Его мы очищаемся от грехов своих и соделываемся праведными и святыми. Св. апостол Павел в послании к Коринфянам, сказав, что они прежде до принятия Христовой веры были великими грешниками, говорит, что, сделавшись христианами, они «омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:11). Из этих слов ясно видно, что мы благодатью Святого Духа омываемся, оправдываемся и делаемся святыми. По свидетельству того же апостола, христианин составляет из себя храм Божий, в котором живет Дух Святой (1Кор.3:16; 6:19). Без благодати Духа Святого никто не может, по слову Спасителя, войти в царствие небесное (Ин.3:5).

Сила Духа Святого, совершающая наше освящение, называется, как сказали мы, благодатью. Так называется она потому, что даруется нам туне, ради заслуг Господа нашего Иисуса Христа. Вси согрешиша, учит апостол Павел, и лишени суть славы Божия: оправдаеми туне благодатию Его, избавлением еже о Христе Иисусе (Рим.3:23). Не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей Его милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго, схоже излия на нас обильно Иисус Христом Спасителем нашим (Тит.3:5–6).

Таково, братие, действие благодати, ниспосылаемой вам Духом Святым для нашего освящения! Она очищает, как сказали мы, грешника от грехов и соделывает его праведным и святым. Посему, братие, все мы, православные христиане, обновляемые благодатью Святого Духа в таинствах православной Церкви должны хранить залог Духа Святого в сердцах своих и блюсти себя от всякой скверны плоти и духа. Если благодать Божия даруется нам, как мы сказали, туне, ради заслуг нашего Искупителя, то будем всегда приносить Богу, Благодателю Нашему, и в сердце, и на устах и во всей жизни нашей, благодарение о неисповедимом Его даре (2Кор.9:15). Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle