Источник

Беседа LII. О восьмом члене символа веры. О сошествии Св. Духа

И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходяшаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и ссла вима, глаголавшаго Пророки.

Господь наш Иисус Христос Своею крестною смертью как вы знаете, братие, приобрел людям оправдание и спасение. Воскреснув из мертвых, Он вознесся на небо и предоставил действование в деле оправдания человека третьему Лицу Св. Троице Духу Святому. Дух Святой, как мы говорили с вами, усвояет и прилагает нам то, что приобрел нам на кресте смертью Своею Господь наш Иисус Христос. Посему Дух Святой по преимуществу представляется Совершителем нашего освящения. Деятельность Его в деле нашего освящения открылась после вознесения Господня. В пятидесятый день по воскресении Христовом, в десятый по Его вознесении, Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков. Это было таким образом.

Еще пред Своими страданиями Господь Иисус Христос обещал апостолам, что после Его смерти, воскресения и вознесения приидет к ним Утешитель Дух Святой. По воскресении Своем Он снова подтвердил обетование о ниспослании Святого Духа. И се Аз послю обетование Отца Моего на вы, говорил Он ученикам Своим пред вознесением на небо, вы же седите во граде Иерусалимсте, дóндеже облечетеся силою свыше (Лк.24:49). Это обетование утешило апостолов, и, они по вознесении Господнем, с великою радостью возвратились в Иерусалим и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Спустя десять дней после вознесения Господня у евреев наступил праздник Пятидесятницы, установленный в память того, как Бог в пятидесятый день по выходе евреев из Египта дал им чрез Моисея заповеди на горе Синае. При наступлении праздника все апостолы по обыкновению были вместе и с ними Матерь Божия. Внезапно сделался шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещавать. Так сошел Дух Святой на апостолов. Он явился, как вы слышали, в виде языков. Это было знамением того, что Он сообщал апостолам дар и силу проповедовать людям учение Христово. Он явился в виде языков огненных. Огонь, как свет, с одной стороны освещает вещи, а с другой – сообщает теплоту, согревает и очищает от заразы нечистые места. Огненные языки посему указывали на те действия, которые производит Дух Святой на верующих, а именно: Он просвещает людей светом Христова учения, согревает сердца их любовью к Богу и ближнему и очищает их от «всякия скверны» греховной. – После сошествия Святого Духа на апостолов, с ними произошла чудная перемена: не знавшие прежде никаких языков, кроме своего родного, они вдруг стали говорить на разных языках, так что их понимали сошедшиеся на праздник Пятидесятницы в Иерусалим с разных стран света. Этот дар Духа Святого необходим был им для проповеди учения Христова. Кроме этого апостолы, не получившие никакого образования, до своего апостольского служения бывшие мытарями и рыбарями, робкие, нерешительные, разбежавшиеся, подобно овцам, когда взят был их Учитель в саду Гефсиманском, делаются просвещеннейшими учителями вселенной, бесстрашными проповедниками учения Христова, так что учением этим победили и покорили Христу сильных, мудрых, богатых, царей и царства. Таково было действие Святого Духа на апостолов.

Дух Святой сообщается, братие, и ныне всем истинным христианам и живет в них. «Разве вы не знаете», писал апостол Павел Коринфянам, «что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16; ср. 6:19). Получают Духа Святого истинные христиане чрез усердную молитву и чрез таинства. Что можно получить Духа Святого чрез усердную молитву. – об этом так говорил Сам Иисус Христос: «если вы будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим; тем более Отец небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк.11:18). А что мы получаем Духа Святого чрез таинства, – об этом так учит св. апостол Павел: «когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости, банею возрождения (то есть крещением) и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит.3:3–4).

Будем же, братие, молить Бога о ниспослании нам Духа Святого, будем с усердием и должным приготовлением приступать к таинствам, установленным в Церкви Христовой, будем стараться о том, чтобы быть достойными Духа Святого. Если, братие, каждый христианин составляет, по слову апостола, храм Божий, в котором живет Дух Святой, то мы должны хранить в чистоте душу и тело свое, чтобы прославлять Бога в телесех наших, и в душах наших, яже суть Божия (1Кор.6:20). Помните, братие, увещание апостола Павла. Назвавши христиан храмом Божиим, в Котором живет Дух Святой, он делает такое наставление: «если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а сей храм вы» (1Кор.3:17). Господи иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle