Беседа XLII. О пятом члене символа веры. О воскресении Господа нашего Иисуса Христа
И воскресшаго в третий день по писанием.
Господь наш Иисус Христос совершил спасение наше, учением Своим, жизнью Своею, смертью Своею. Это спасение Он запечатлел Своим воскресением из мертвых. Его воскресению предшествовало, по учению православной Церкви, сошествие Его во ад.
После крестной смерти Спасителя, пречистое тело Его, было положено во гробе. Но почивая плотью Своею во гробе, Господь душею Своею, как Бог, сходил во ад. Об этом состоянии Спасителя после Его смерти до воскресения так говорит следующая церковная песнь: во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был ecu, Христе, с Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный. Все ветхозаветные праведники, жившие до пришествия Спасителя, после своей смерти, несмотря на свою праведность, находились в аду под властью дьявола, потому что на них тяготел первородный грех, и только вера в обещанного Богом Спасителя давала им надежду на избавление от власти дьявола и на вечное блаженство. После того, как Господь Своею крестною смертью совершил спасение людей, снял с них первородный грех, Он сошел во ад к этим ветхозаветным праведникам, чтобы поразить дьявола в собственной его области, там чтобы и проповедать победу над смертью, и избавить души, которые с верою ожидали Его пришествия. Об этом так учит слово Божие: Господь, «отняв силу у начальств и властей (то есть дьявола) властно подверг их позору, восторжествовав над ними собою (Кол.2:15). Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи (наши), праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошедши, проповедал» (1Пет.3:18–19). Итак, Господь Своим сошествием во ад победил дьявола со всеми его ангелами. Вера в победу Спасителя над адом дает человеку силу вступать в борьбу с исконным врагом его спасения – дьяволом. Надеясь, братие, на помощь Божию, будем и мы смело вступать в брань с дьяволом, последуем убеждению апостола Павла «братья мои», говорит он, «укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его: облекитесь во-всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских» (Еф.6:10–11).
На третий день после смерти Господь со славою воскрес из мертвых. Об этом событии так рассказывается в Евангелии. При наступлении третьего дня, ночью, когда воины стерегли гроб, сделалось великое землетрясение. Ангел Господень сошел с неба и, отвалив камень от двери гроба, сел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стерегущие гроб, до того были поражены этим видением, что сделались, как мертвые. Придя в себя, они возвратились в город и рассказали первосвященникам о всем случившемся. Первосвященники и старейшины, посоветовавшись между собою, дали им денег и упросили распространить в народе слух, что будто бы ученики украли Иисуса, в то время как они (воины) спали. Между тем ко гробу пришли жены мироносицы, чтобы помазать тело Иисуса. Пораженные тем обстоятельством, что камень был отвален от гроба, они в недоумении остановились пред самым гробом. В это время ангел Господень, обратившись к ним, сказал: «не бойтесь; ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых, и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам». – Итак, Господь Иисус Христос воскрес из мертвых, – пречистая душа Его опять соединилась с телом, только уже прославленным и светоносным, на третий день после Его смерти. О вере в воскресшего Господа и говорится в пятом члене символа веры. Самые слова символа: воскресшаго в третий день по писанием, – взяты составителями символа из слов Свящ. Писания, именно из следующего места послания к коринфянам: предах бо вам исперва, еже и приях, яко Христос умре грех наших ради, по писанием: и яко погребен бысть, и яко воста в третий день, по писанием (1Кор.15:3–4). В этом изречении словом по писанием указывается на то, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том предсказано было в ветхом завете за несколько сот лет до рождества Его; так напр., пророк Исаия предсказывал о страданиях и смерти Иисуса Христа, говоря: Той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелихом (Ис.53:5). О воскресении Христовом предсказывал Давид, говоря: яко не оставиши душу Мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления (Пс.15:10). Наконец, тридневное воскресение Христово предъизображено было в ветхом завете тридневным пребыванием пророка Ионы в чреве кита.
Воскресение Христово есть важнейшее событие в деле нашего спасения. Господь Своим воскресением запечатлел наше спасение и показал, что жертва, принесенная Им, принята Богом Отцем. Апостол Павел говорит, что Господь «предан был за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим.4:25). Без воскресения Христова не было бы спасения нашего. Тот же Апостол прямо говорит: «если Христос не воскрес; то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15:14). Кроме этого воскресение Христово важно в деле нашего спасения и потому, что Господь Своим воскресением одержал победу над смертью и тем положил основание и нашему блаженному воскресению. «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших», – учит Апостол Павел. Как вы знаете, братие, наказанием за грехи первых людей в раю была смерть, как душевная, вечное удаление от Бога, вечное проклятие, так и телесная. Все потомки Адама подверглись этому наказанию. Господь Своим воскресением одержал победу над смертью, приблизил человека к Богу, и дал ему надежду на получение вечной блаженной жизни по воскресении из мертвых. Хотя полная победа над смертью совершится по кончине мира, как учит апостол Павел: последний же враг испразднится смерть (1Кор.15:26), но тем не менее смерть уже не страшна для христианина, потому что она есть для него только переход к новой жизни. Чтобы понять, каким образом, вследствие воскресения Христова, воскреснем некогда и мы, и довершится полная победа над смертью, нужно принять во внимание то, что по учению слова Божия, мы чрез веру во Христа и чрез приобщение св. таинствам Его становимся причастниками Христу (Евр.3:14), едино со Христом (Ин.6:26; 15:4–5), а в Нем и причастниками Его жизни. Потому то и учил Он Сам: Аз есмь воскрешение, и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет (Ин.11:25). Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ин.6:54). Равным образом и апостол Павел относительно таинства крещения учил: или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся... Аще же умрехом со Христом, веруем, яко и живи будем с Ним: ведяще, яко Христос воста от мертвых, ктому уже не умираешь: смерть Им ктому не обладает (Рим.6:3,8–9) Итак, братие, не будем страшиться смерти: она приведет нас к вечной блаженной жизни, если будем достойны ее. Не будем скорбеть при виде смерти, как скорбят прочие не имущии упования (1Сол.4:13), то есть не имеющие веры в воскресшего Господа. Никтоже да убоится смерти, свободы бо нас Спасова смерть! восклицает св. Иоанн Златоуст. Будим твердо надеяться, братие, что грядет час, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и, услышавши, оживут (Ин. 5:25). Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа