Беседа XXXVIII. О четвертом члене символа веры. О предании Господа нашего Иисуса Христа на страдания
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна
Вы знаете, братие, что Господь совершил спасение наше, кроме учения Своего и жизни Своей, еще и Своею смертью. Об этом и говорится в четвертом члене символа веры.
Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни учил людей и творил чудеса, подавая чрез них милости страждущему народу. Народ любил слушать учение Его, дивился ему, поражался Его чудесами и ходил за Ним. Но вот, чрез несколько времени, этот же народ, который прежде хотел провозгласить Иисуса Христа царем, толпою стоял пред дворцом римского правителя Пилата и требовал смерти Своего Учителя и Чудотворца. Причинами такого явления были следующие обстоятельства. Евреи были избранным народом Божиим. Посему они горделиво считали себя выше всех других народов и одно только происхождение свое от Авраама признавали достаточным для наследования царства Божия. Когда же Иисус Христос говорил им о том, что для получения царства Божия недостаточно происхождение от Авраама, а необходимо нравственное перерождение человека, то это учение было не приятно для них. Кроме этого, как вы уже знаете, большинство евреев неправильно понимали обещанного им Спасителя. Они ожидали, что обещанный Спаситель, Мессия, придет на землю, как земной царь, покорить Своей власти все народы, устроить блестящее царство и сделает евреев господствующим народом. Когда же Господь Иисус Христос пришел на землю в уничижении, проповедывал о царстве не земном, а небесном, не обещал не только удовольствий земных, а наоборот учил не прилепляться к ним и быть готовым к перенесению скорбей, то они и не признали Его за обещанного Мессию. Особенными врагами Господа Иисуса Христа были иудейские старейшины и книжники. Они ненавидели Его за то, что Он обличал их ложное учение и беззаконную жизнь и завидовали Ему, потому что народ за учение и чудеса уважал его более, нежели их. Эти страсти так ослепили сердце их, что они, видя, не видели, и, слыша, не слышали. Как люди книжные, образованные, они не могли не знать предсказаний об Иисусе Христе, не видеть исполнения их на Нем, не могли не поражаться высотою и чистотою учения Его и чудесами. Но такова, братие, сила самолюбия человека, гордости, зависти и ненависти его, что рассудок его омрачается, сердце – ожесточается, и человек способен на великие преступления. Над таким человеком сбываются слова пророка Исаии: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем и не обратятся чтоб Я исцелил их» (Ин.12:40). Это же самое случилось и с иудейскими старейшинами. Ненавидя Иисуса Христа и завидуя Ему, они всеми мерами старались ослабить влияние Его на народ, клеветали на Него и, наконец, несколько раз покушались погубить Его, побить камнями, свергнуть с высокой горы и пр., но, пока не настал час смерти Его, не могли нанести Ему никакого вреда.
Но Господь наш Иисус Христос для того и пришел в мир, чтобы пострадать за людей. Он Сам говорил об этом ученикам Своим: яко подобает Ему ити в Иерусалим, и много пострадати от старец и архиерей и книжник, и убиену быти, и в третий день востати (Мф.16:21). Когда наступило это, предсказанное Самим Господом, время, враги Его сговаривались между собою, как бы захватить Его. В это время к ним пришел один из учеников Спасителя, Иуда Искариотский и предложил им предать Своего Учителя. Они с радостью приняли его предложение, дали ему 30 сребренников, и Иуда начал искать случая, как бы предать Иисуса Христа. Случай скоро представился. Пред Своими страданиями, Господь по своей человеческой природе имел нужду подкрепить Себя молитвою. И вот, когда Он молился ночью в саду Гефсиманском, Иуда с толпою воинов и слуг архиерейских пришел в сад и предал им своего Учителя. По взятии Иисуса Христа, воины повели Его сначала к Анне, а потом к Каиафе – первосвященникам. В доме последнего, несмотря на то, что была уже глубокая ночь, собрались книжники и старейшины народа, – члены так называемого синедриона. Это было верховное судилище у евреев, состоявшее из 72 человек. Они наблюдали за сохранением религии еврейской. Этот то синедрион и стал судит Иисуса Христа. На суде не нашлось никаких причин, по которым можно было бы осудить Его. Но члены синедриона решили предать Его смерти. И вот невинный и безгрешный Богочеловек осужден был на смерть так, как только осуждались самые тяжкие преступники. «Людие Мои, что сотворих вам?» спрашивает неблагодарных евреев св. Церковь от лица невинно осужденного Господа, «или чем вам стужих? слепцы ваши просветих, прокаженные очистих, мужа суща на одре исправих: людие мои, что сотворих вам, или что мне воздасте? за манну – желчь; за воду – оцетъ; за еже любити Мя, ко кресту Мя пригвоздисте».
Вспоминая, братие, о таком неблагодарном поступке иудейского народа, будем остерегаться того, чтобы и нам не быть неблагодарными Богу за те Его милости, которыми Он удостаивает нас грешных, будем бороться с завистью и ненавистью, как с такими страстями, которые возмущают наш душевный Мир и приводят к тяжким преступлениям. Вспоминая, братие, о той покорности с какою Господь шел на вольные страдания, будем и мы стараться о том, чтобы освободиться от излишней привязанности к житейским удовольствиям. Грядый Господь к вольной страсти, поучает нас св. Церковь, Апостолам глаголаше на пути: се восходим в Иерусалим, и предастся сын человеческий, якоже есть писано о Нем. Придите убо и мы очищенными смыслы, сшествуем Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним, и услышим вопиюща Его: не к тому в земный Иерусалим, за еже страдати: но восхожду ко Отцу Моему, и Отцу вашему, и Богу Моему, и Богу вашему, и совозвышу вас в горний Иерусалим, в царство небесное (Стих. хвали. Понед. утра). Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа