Источник

Беседа XXXIX. О четвертом члене символа веры. О суде над Господом нашим Иисусом Христом

Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.

В прошедшей беседе мы сказали с вами, братие, о том, как Иисус Христос взят был воинами и слугами архиерейскими при помощи Иуды Искариотского и осужден синедрионом на смерть. Продолжаем нашу беседу о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. В то время, как воины схватили Его и отвели в синедрион, Апостолы в страхе разбежались, кроме Петра и Иоанна, которые пошли за Ним, чтобы узнать, чем кончится суд над Ним. В то время как Его судили, к Апостолу Петру три раза приступали с вопросом: не ученик ли он Иисуса Христа? В испуге Апостол три раза отказался от Своего учителя и с клятвою отвечал, что не знает Его. А между тем незадолго до этого, несмотря на предостережение Иисуса Христа, который говорил ему, что, прежде, нежели дважды пропоет петух, он трижды отречется от Него, он с уверенностью заявлял своему учителю, что не отречется от Него и пойдет за Него на смерть. В то время как Апостол Петр в третий раз отрекся от Иисуса Христа, Спаситель был выведен от Каиафы. Он пристально взглянул на Апостола, и взор его потряс ученика. Апостол Петр вспомнил предостережение Господа, сознал свой грех и горько оплакал его. Так, братие, слаб человек, так легко он может пасть, особенно когда надеется более на свои силы, нежели на помощь Божию Темже мняйся стояти, да блюдется да не падет (1Кор.10:12), учит слово Божие. Это значит, что тот, кто думает, что он стоит, должен остерегаться, чтобы не пасть. Посему во всякое время мы должны усердно молить Бога: «и не введи нас во искушение». Милосердый Господь принял покаяние отвергшегося Петра, и он был восстановлен в своем апостольском служении Самим Иисусом Христом после Его воскресения. Итак, апостол Петр раскаялся и получил прощение.

В это же время сознал свой грех и другой ученик Спасителя – Иуда, но он иначе окончил свое покаяние. Иуда, узнав, что бывший его учитель приговорен к смерти, сознал всю тяжесть своего греха, но не таково было покаяние его, как у Апостола Петра. Иудою овладело отчаяние: он потерял всякую надежду на милосердие Божие. В сильной горести пришел он к первосвященникам и старейшинам, говоря: «согрешил я, предав кровь невинную». Они же отвечали ему: «что нам до того? Смотри сам». Иуда бросил пред ними сребреники и с отчаяния пошел и удавился. Таков, братие, конец Иуды. Будем остерегаться грехов своих, будем стараться исправлять себя, чтобы и нам не дойти до отчаяния и не потерять веры в милосердие Божие.

После того, как Иисус Христос был осужден на смерть, первосвященники и старейшины велели связать Его и отвести к Пилату. Евреи в это время не имели своих царей и управлялись римскими наместниками; смертные приговоры синедриона исполнялись не прежде, как по утверждении их римским наместником. Таким был в то время Пилат. Он жил недалеко от храма во дворце, называемом преториею. Пред дворцом была площадка, каменный помост, называемая гаввафою или лифостротоном. Сюда прибыли первосвященники и старейшины для обвинения Иисуса Христа пред Пилатом, прося его предать Спасителя смерти. Они обвиняли Его в том, что Он называл Себя Сыном Божиим, домогался царской власти и запрещал платить дань римскому Кесарю. Иисус Христос, как известно, называл Себя Сыном Божиим и есть действительно Сын Божий. Что же касается других обвинений, то они были прямою клеветою на Него, так как известно, что Он отказывался от царской власти. Так было напр., после насыщения пяти тысяч народа пятью хлебами и двумя рыбами, когда народ хотел провозгласить Его царем. Что касается дани, то Иисус Христос не только не запрещал, но прямо учил платить дань Кесарю. Воздадите убо Кесарева Кесареви, и Божия Богови, отвечал Он на вопрос – позволительно ли давать подать Кесарю, или нет? Пилат видел, что Иисус Христос был невиновен и что первосвященники и старейшины зависти ради хотят погубить Его, и поэтому хотел было освободить Его, но он был судья лицеприятный, заботился не о правде, а только о своих личных выгодах. Он долго колебался: хотел было передать дело Ироду, правителю другой области, но Ирод отклонил от себя это дело, признав, впрочем, невинность Иисуса Христа. Предлагал Пилат отпустить Иисуса Христа, указывая на обычай иудейский отпускать кого-нибудь из узников к празднику Пасхи. Но злоба народа дошла до такой степени, что он стал просить освободить разбойника Варавву, а Иисуса предать смерти. Подверг Пилат в угоду евреям Иисуса бичеванию, и это только для того, чтобы первосвященники и старейшины имели возможность без особенного стыда отступиться от своего несправедливого требования – предать Иисуса Христа смерти. Но и это не подействовало. Первосвященники и старейшины стали грозит Пилату передать дело на суд Кесаря и самого Пилата обвинить, как изменника. Пилат испугался этих слов и решился уступить злобе врагов Иисусовых. Он взял воды, умыл руки пред народом, говоря: «невиновен я в крови праведника сего; смотрите вы». Исступленный народ отвечал на это: «кровь Его на нас и на детях наших». Так сами иудеи наложили на себя клятву. После этого Пилат предал Иисуса Христа на распятие.

В символе веры упомянуто о Пилате, именно сказано, что Иисус Христос был распят при Понтийстем Пилате. Это сказано для того, что бы означить время, когда Он распят. Пилат был, как вы знаете, римским правителем иудеи, которая покорена была римлянами. Это обстоятельство достойно примечания, потому, что в нем видно исполнение пророчества Иакова. Иаков, пред смертью своею благословляя своего сына Иуду, говорил, что из его потомства будут происходить цари и вожди иудейского народа до того времени, пока не придет Иисус Христос, иными словами: Иисус Христос будет жить на земле в то время, когда у иудеев не будет своих царей и вождей из потомства Иуды и когда они будут во власти другого народа. И вот когда иудеи были под властью римлян, родился Иисус Христос, а в то время как они управлялись наместником Пилатом, Он предан был на распятие.

Так, братие, злоба, зависть и неблагодарность совершило свой суд над Тем, кто учил истине и любви и оказывал милость страждущим людям! Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle