Источник

Беседа XL. О четвертом члене символа веры. О страданиях Господа нашего Иисуса Христа (К Страстной неделе)

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.

В прошедшей беседе, братие, мы сказали с вами о том, что Иисус Христос по требованию иудейского народа осужден был Пилатом на крестную смерть. Теперь побеседуем о самых страданиях Спасителя. После осуждения, воины взяли Иисуса Христа, одели Его в Его одежды, возложили на Него крест и повели Его на место распятия. Таким местом была гора Голгофа, называвшаяся иначе лобным местом. Измученный предшествующими страданиями, Иисус Христос падал под тяжестью креста, и воины сложили с Него крест и возложили на одного человека, шедшего с поля, по имени Симона Киринеянина. Пришедши на Голгофу, они поставили три креста, и на одном из них повесили Иисуса Христа, пригвоздив руки и ноги Его ко кресту. На других крестах распяты были два разбойника, один по правую, а другой по левую стороны. Таким образом исполнилось предсказание пророка Исаии и со беззаконными вменися (Ис.53:12). Для облегчения страдания распятым предлагали вино, смешанное с миррою. Такой напиток производил некоторого рода беспамятство; но Иисус Христос, отведав, не стал пить. Над главою Иисуса Христа, по повелению Пилата, была повешена доска с надписью Иисус Назарянин, Царь Иудейский. Иудеи просили прибавить к надписи, что повешенный выдавал Себя за Царя, но Пилат ответил: «что я написал, то написал». Между тем воины разделили одежды Иисуса Христа на части, причем о хитоне, который был не сшивной, а весь тканый, бросили жребий, как об этом еще задолго предсказывал царь Давид, и он достался одному из воинов.

Так совершилось распятие Спасителя. Злодеи причинили Ему ужасные страдания, ибо крестная смерть есть самая жестокая. Кроме того эта смерть была и самою позорною и такой смерти подвергали только рабов или страшных злодеев. Посему крест у язычников был предметом отвращения. С презрением относились к нему и иудеи: распятый считался проклятым, так как закон Моисеев говорит: проклят всяк висяй на древе (Втор.21:23). Страдания Спасителя усиливались еще от тех насмешек, которым подвергали Его иудеи. Проходящие мимо креста, кивая головою, говорили: «разрушающий храм и в три дня созидающий! спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий; сойди со креста». Подобно и первосвященники с книжниками, старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: «других спасал, а Себя Самого не можешь спасти. Если Он Царь Израилев; пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын». Даже один из разбойников, распятых с Ним, нашел в себе силы присоединиться к насмешкам старейшин и первосвященников. «Если Ты Христос», говорил он, «спаси Себя и нас». Но другой разбойник был благоразумен. Вопреки товарищу своему, он говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли: а Он ничего худого не сделал». И затем, обратясь к Иисусу Христу, сказал: «помяни меня, Господи! когда приидешь во царствие Твое». «Истинно говорю тебе», отвечал Господь уверовавшему в Него разбойнику, «ныне же будешь со Мною в раю».

Пример благоразумного разбойника указывает нам, братие, что и самые великие грешники могут спастись, если только от всего сердца уверуют в Иисуса Христа и покаются пред Ним во грехах своих.

Господь кротко переносил страдания Свои и на кресте молился за врагов своих: «Отче! прости им; ибо не знают, что делают». В то же время Он проявил трогательную заботливость о Матери Своей. С креста, среди мучений, Он поручил ее попечению любимого Своего ученика Иоанна. Обращаясь к Матери Своей, Господь сказал ей: «жено! се сын твой». Потом обращаясь к ученику, сказал: «се, матерь твоя». И с этого времени ученик этот взял ее к себе.

Иисус Христос мучился на кресте от 12 до 3 часов пополудни. Когда страдания Его достигли высшей степени, Он, почувствовав всю тяжесть грехов человеческих, принятых Им на Себя, как бы оставленный Богом, воскликнул: «Или, Или, лама савахфани?» то есть, «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Приближался конец страданиям Его, и Он воскликнул "жажду». Один из воинов поднес к устам Его губку напоенную уксусом. Иисус Христос, вкусив уксуса, воскликнул громким голосом: «совершилось!», то есть окончилось то дело, для которого Он пришел на землю: умилостивительная жертва за грехи людей принесена. Затем со словами: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой», Он преклонил главу и испустил дух. И вот, в это время, завеса в храме разодралась на двое, сверху донизу, и земля потряслась, и камни расселись, и гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов, по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. Между тем день клонился к вечеру, иудеи, чтобы не оставить тела распятых на крестах, так как наступала Пасха, испросили у Пилата позволение перебить голени распятым. Пилат позволил. И вот воины, найдя в разбойниках признаки жизни, перебили им для ускорения смерти голени. Видя же, что Иисус умер, они не стали перебивать ему голеней, и только один из воинов копьем пронзил ему ребра, в тотчас истекла кровь и вода. Так исполнились пророческие слова: «кость Его да не сокрушится» (Исх.12:46) и «воззрят на Того, Которого пронзили» (Зах.12:10). После смерти Иисуса Христа к Пилату пришел один из тайных учеников Господа Иосиф Аримафейский и просил у Него позволения похоронить тело Иисуса. Получив позволение, он вместе с другим тайным учеником Никодимом, взял тело Его, омыл, помазал благовонными мастями, обвил чистою плащаницею, перенес в свой сад, близ Голгофы, и положил в новой погребальной пещере. Вход в нее загражден был большим камнем. Первосвященники приложили печать и поставили стражу, чтобы кто-либо не украл тела Иисуса. – Так Господь наш Иисус Христос страдал, умер и был погребен. Страдания Его, смерть и погребение были подлинными, действительными, а не одним только видом их. В символе веры и сказано поэтому не только распятого, но прибавлено и страдавша. Этим словом указывается именно на то, что распятие Его было не один вид страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучители, но подлинное страдание и смерть. В символе веры сказано еще и погребенна. Это также относится к удостоверению в том, что Он действительно умер и воскрес; ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу Его и запечатали его. Это так и должно было быть, потому что призрачные страдания были бы для нас бесполезны и кроме этого не согласны с божеским достоинством Иисуса Христа.

Размышляя, братие, о страданиях Господа нашего Иисуса Христа, будем всегда помнить о неизреченной любви к нам Бога Отца, Который так возлюбил нас, что отдал на смерть Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него·не погиб, но получил жизнь вечную. Будем также терпеливо, без ропота на Бога и людей, переносить те бедствия, которые постигают нас, даже и в том случае, если бы нам казалось, что мы не заслуженно страдаем, потому что только в этом случае мы покажем свою любовь к Иисусу Христу и, так сказать, примем участие в Его страданиях. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle