Источник

Беседа XXXIV. О третьем члене символа веры. О воплощении Сына Божия (К празднику Рождества Христова)

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.

Вы знаете, братие, что Бог обещал первым людям по грехопадении их послать на землю Спасителя и приготовил людей к принятию Его. Когда пришло время, назначенное Богом, совершилась великая тайна: Бог явися во плоти (1Тим.3:16). Об этом и говорится в символе веры, в словах: и воплотившимся от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Под словом воплощение разумеется то, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом. Само слово воплощение заимствовано в символе веры из Свящ. Писания, из слов евангелиста Иоанна; Слово плоть быстъ (Ин.1:14). В символе веры сказано не только воплотился, но и вочеловечился. Это сказано для того, чтобы кто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть, или тело, но чтобы признавали в Нем совершенного человека, состоящего из тела и души. Свящ. Писание называет Иисуса Христа человеком. Апостол Павел пишет: един Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус (1Тим.2:5). Во втором члене символа веры мы говорили с вами, братие, о том, что Иисус Христос есть истинный Бог. Но Он есть вместе и истинный человек. Священное Писание, как вы слышали, называет его человеком. Оно же приписывает ему различные части тела: главу, руки и ноги, ребра и проч. По изображению Свящ. Писания Он испытывал нужду в пище и питие, подвергался усталости, подкреплял Себя сном и т. п. Иисус Христос имел также и человеческую душу, Он испытывал различные душевные состояния. Как человеку, Ему свойственно было чувство скорби и радости. При гробе Лазаря, при входе Своем в Иерусалим Он плакал. Пред Своими страданиями Он Сам упоминал о Своем душевном состоянии, говоря: «душа моя скорбит смертельно» (Мф.26:88). Свойственно было Иисусу Христу и чувство радости: присутствуя на браке в Кане Галилейской, Он радовался семейной радости. Но впрочем, принявши тело и душу человека, Иисус Христос был совершенно безгрешен. Итак, по учению православной Церкви в Иисусе Христе находятся два естества (природы), Божеское и человеческое, и, по сим естествам, две воли, но Лице одно: Он есть Бог и человек вместе, одним словом Бого-Человек.

О самом событии воплощения, иначе сказать, Рождения Сына Божия известно следующее. Когда наступило предназначенное время, Бог избрал в Матерь Сыну Своему Пресвятую Деву Марию. Она была из рода Авраама и Давида, из потомства которых надлежало произойти Спасителю, дочь праведных родителей Иоакима и Анны, дарованная им, когда они уже отчаялись иметь детей, по молитве в глубокой старости. Еще отроковицею она была посвящена на служение Богу. Когда ей было три года, родители, давшие обещание посвятить ее Богу, повела ее в Иерусалимский храм. Здесь она воспитывалась, проводя время в чтении слова Божия, в молитве и занятиях рукоделием. По достижении совершеннолетия, она отказалась от замужества, дала обет девства и была обручена одному старцу Иосифу, из потомства Давидова, для того, чтобы он был ее хранителем. Она жила вместе с ним в Назарете. Когда наступило время, Архангел Гавриил явился ей и благовестил, что от Нее родится Иисус Христос. Радуйся благодатная, говорил он Ей, Господь с тобою: благословенна Ты в женах. Смутилась от слов архангела Пресвятая Дева и размышляла, чтобы это было за приветствие. Не бойся, Мариам, сказал Ей архангел, обрела бо ecu благодать у Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Услыхав это, Пресвятая Дева выразила недоумение. Како будет сие, идеже мужа не знаю? сказала Она. Архангел ответил ей: Дух Святый найдет на Тя, и Сила Вышняго осенит Тя: темже и рождаемое свято, наречется сын Божий. Се раба Господня, смиренно отвечала Пресвятая Дева, буди мне по глаголу Твоему. Когда наступило время исполниться предсказанию Архангела, Сын Божий благоволил родиться от Пресвятой Девы, согласно предсказанию пророка Михея, в Вифлееме. Римский император Август издал повеление сделать народную перепись. Каждый по сему случаю должен был идти в свой родной город. Иосиф и Мария, как потомки Давида, отправились в город Вифлеем. Здесь, по случаю недостатка места в гостиницах, они остановились в пещере, в которую загоняли скот во время непогоды. Здесь то и благоволил родиться Спаситель мира от Пресвятой Девы, и был положен в яслях.

Спаситель мира благоволил родиться от Пресвятой Марии, которая как была и пребывает Девою прежде рождения, во время рождения и после рождения Спасителя, потому называется Приснодевою. Православная Церковь почитает Ее еще другим наименованием Богородицы. Хотя Иисус Христос родился от Нее не по божеству Своему, которое есть вечно, а по человечеству, однако Она достойно названа Богородицею, потому что Родившийся от Нее в самом зачатии и рождении от Нее был, как и всегда есть, истинный Бог. Основание к названию Пресвятой Девы Богородицею можно найти и в Свящ. Писании. Пророк Исаия предсказал, что Пресвятая Дева родит Еммануила, т.е. Бога, принявшего на Себя человеческое естество. Се Дева во чреве приимет, говорил он, и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Ис.7:14). Также праведная Елисавета, мать Иоанна Крестителя, называет, по внушению Духа Святого, Пресвятую Деву Матерью Господа, а это наименование равносильно наименованию Богородицы. Евангелист Лука повествует, что Пресвятая Дева, получив весть от Архангела о рождении Спасителя, поспешила к родственнице своей праведной Елисавете, и приветствовала ее. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец (будущий Предтеча) во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего. И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? Так праведная Елисавета, исполнившись Духа Святого, назвала Деву Марию Матерью Господа (Лк.1:39–43). Наконец, о рождении Спасителя от Пресвятой Богородицы нужно заметить и то, что, поскольку рождение это было совершенно свято и чуждо греха, то было и безболезненно, потому что в числе наказаний за грех определил Бог Еве в болезни рождать детей. По всему этому мы веруем, что Пресвятая Дева Мария, удостоившаяся быть Матерью Господа, превосходит благодатию и приближением к Богу, а, следовательно, и достоинством, всякое сотворенное существо; и потому православная Церковь чтит Ее, как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle