Беседа XXXV. О третьем члене символа веры. О воплощении Сына Божия
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята Марии Девы, и вочеловечшася.
В прошедшей беседе мы говорили с вами, братие, о воплощении Сына Божия от Пресвятой Девы Марии. Много поучительного для нас в этом событии. Поэтому и еще остановимся на нем своим вниманием. В воплощении Сына Божия выразилась, прежде всего, любовь к Нам. Сам Иисус Христос говорил об этом: тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в онь не погибнет, но иматъ живот вечный (Ин.3:16). Эта любовь Божия научает и нас, братие, любви к Богу и к ближним нашим, которых Бог возлюбил, как самой главной добродетели. Возлюбиши Господа Бога Твоего, говорил Иисус Христос, всем сердцем Твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе (Мф.22:87–39). Воплощение Сына Божия принесло нам на землю мир от Бога и благоволение Божие. По рождении Спасителя явилось множество ангелов, которые воспели песнь: слава в вышних Богу и на земли мир во человецех благоволение (Лк.2:14). Такими словами ангелы прославили воплощение Сына Божия. Еще более обнаружится пред нами безграничная любовь Божия к нам, если мы обратим внимание на обстоятельства самого воплощения и на жизнь Спасителя на земле. Воплощение Его и жизнь земная были состоянием Его уничижения. Сын Божий принял на Себя тело человека, родился в пещере, куда загоняли скот, и положен был в яслях. Жил Он в бедной семье, пропитывавшей Себя трудами рук Своих. Сам Иисус Христос говорил о своей жизни: лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же Человеческий не имать где главы подклонити (Мф.8:20). Он проповедывал людям учение Свое и оказывал им милости Своими чудесами, но Его ненавидели, преследовали и наконец предали смерти. Так вся жизнь Его была уничижением. На это-то состояние уничижения и указывает апостол Павел, когда говорит, что Иисус Христос Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек; смирил себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Фил.2:7–8). Такова сила любви Божией к нам.
Воплощение Сына Божия научает нас, братие, уважать в себе и в других людях достоинство человеческой природы. Так как Господу угодно было воспринять на Себя тело наше, то мы не должны уничижать его грехами своими. Тело наше после воплощения Сына Божия стало храмом живущего в нас Духа Святого. Или не весте, яко телеса ваша храм живущего в вас Святого Духа суть Его же имать от Бога, и несте свои? Куплени бо есте ценой, – писал апостол Павел Коринфянам (1Кор.6:19–20). Поэтому мы должны хранить тело свое в чистоте, служить Богу не только душею, но и телом. Тот же апостол убеждал коринфских христиан: прославите (убо) Бога в телесех ваших, и во душах ваших, яже суть Божия. Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы (1Кор.6:20;3:17).
Наконец, братие, воплощение, Сына Божия научает нас прославлять пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию. Она удостоилась быть Матерью Господа и чрез это сослалась как бы виновницею нашего спасения. Посему о Ней радуется всякая тварь и Ее ублажают все роды христианские. Православная Церковь почитает Ее превыше херувимов и серафимов. Посему и мы, братие, должны ублажать Пресвятую Богородицу. Обращаясь к Ней с молитвою, будем с любовью взывать к Ней: Богородице Дево, радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего; яко Спаса родила еси душ наших. Достойно есть, яко воистину, блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего, честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. По качеству Матери Господа, Пресвятая Дева Мария является Предстательницею христиан, ходатаицею и усердною заступницею за нас пред Богом. Посему и мы должны прибегать к Ней во всяких бедах и напастях, на Нее возлагать надежду и упование. Обращаясь к Ней с молитвою, будем усердно взывать к Ней: Пресвятая Богородица, спаси нас Мати Божия, сохрани нас под кровом Твоим! Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вcи по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимей стене и предстательству. Призри благосердием, всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление и исцели души моея болезнь. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
Ублажая Пресвятую Богородицу и призывая Ее в своих молитвах, будем, братие, стараться и подражать Ей. Научимся от Нее тому смирению и той преданности воле Божией, какую выказала Она во время благовеста Ей Архангела Гавриила и которыми отличалась вся Ея жизнь. Се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему, так отвечала Она Архангелу на его благовестие. Будем и мы, братие, обращаясь к Богу, с сокрушенным и смиренным сердцем всегда взывать к Нему: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа