Источник

Беседа XXXVI. О третьем члене символа веры. О том, как евреи могли узнать родившегося Иисуса Христа. О значении учения Иисуса Христа для спасения людей

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Вы знаете, братие, что после первого обещания о рождении Спасителя до самого рождения прошло не мало времени, в которое Бог приготовлял людей и особенно евреев к принятию Его. Указаны были признаки, по которым внимательные люди могли узнать родившегося им Спасителя. Когда наступило время исполниться обещанию о рождении Его, между людьми особенно усилилось ожидание Его, и когда Иисус Христос родился и жил на земле, многие узнали Его, как Спасителя, различными способами. Вифлеемские пастухи узнали о Нем от ангелов, которые, по рождении Спасителя, воспели песнь: «слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение», и которые именно сказали им, что родился Спаситель в городе Давидовом. Они поспешно пришли в пещеру, где был родившийся Спаситель и поклонились Ему. Восточные мудрецы, так называемые волхвы, узнали Его посредством звезды, которая пред рождением Его явилась на востоке. Руководствуясь ею, они пришли в дом, где находился родившийся Спаситель, поклонились Ему и принесли дары: золото, ладан и смирну. Симеон Богоприимец и Анна пророчица, по особенному откровению от Духа Святого, узнали Его, когда Он, по исполнении четыредесяти дней от рождения Его, принесен был во храм. Иоанн Креститель на реке Иордане, во время крещения, узнал Его по откровению, по сошествии на Него Святого Духа в виде голубя, и по гласу с небес от Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф.8:17). Подобный глас был о Нем апостолам: Петру, Иакову и Иоанну, во время Преображения Его на горе Фаворе. Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте (Мф.17:5). Кроме этого, весьма многие узнали Его по превосходству Его учения, и особенно по чудесам, которые Он творил. Учение Его имело сильное влияние на современников. После Нагорной беседы народ дивился учению Иисуса Христа, потому что, замечает евангелист, Он учил, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи (Мф.7:29). После праздника Кущей первосвященники и книжники послали служителей взять Иисуса Христа, но последние не исполнили их приказания и, на вопрос первосвященника – почему они не привели Его? – отвечали; «никогда человек не говорил так, как этот человек» (Ин.7:46). Что касается чудес Иисуса Христа, то они были очень разнообразны, но почти во всех своих чудесах Он оказывал милость страждущим людям, и эти чудеса имели сильное влияние на Его современников. Чудеса Его состояли в том, что людей, одержимых неизлечимыми болезнями и беснованием, Он исцелял в мгновение ока, одним словом, или прикосновением руки, и даже чрез прикосновение их к Его одежде. Однажды пятью, а в другой раз семью, хлебами Он напитал в пустом месте несколько тысяч человек. Ходил по водам и словом укрощал бурю. Воскрешал мертвых, а именно, воскресил сына вдовы Наинской, дочь Иаира, и Лазаря, уже на четвертый день после его смерти.

Иисус Христос воплотился, или принял на Себя тело человека, для нашего спасения, как сказано в символе веры, то есть для того, чтобы избавить нас от прародительского греха и власти дьявола, восстановить расстроенную грехом нашу человеческую природу и примирить нас с Богом. Это спасение Господь совершил учением Своим, жизнью Своею, смертью Своею я воскресеньем.

Как известно вам, братие, после грехопадения первых людей, человек стал заблуждаться, ум его помрачился, и воля его получила наклонность более к злу, нежели к добру. Сообразно с этим Иисусу Христу надлежало просветить ум человека светом истины и укрепить волю его в добре. И действительно Иисус Христос возвестил людям волю Божию о спасении мира и научил их истинной вере в Бога и богоугодной жизни. Сам Иисус Христос говорил: Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет (Ин.12:46). Аз на сие родихся, и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину; и всяк, иже есть от истины, послушает гласа Моего (Ин.18:37). Следовательно, кто хочет знать истину, тот послушает учение Христово. Во время своей земной жизни Господь учил людей вере в Бога. Он учил о Боге Творце и Промыслителе мира, о том, что Он дал за людей Сына Своего Единородного, о Самом Себе, как Сыне Божием, о Святом Духе Утешителе, о падшем человеке и о средствах, какими он может воссоединиться с Богом и достигнуть вечной блаженной жизни. Господь учил не только вере, но и богоугодной жизни – тому, как нужно жить по заповедям Божиим. Он учил, чтобы мы любили Бога более всего, любили Его всеми силами души, и ближних Своих, как самих себя. Возлюбиши Господа Бога Твоего, говорил Он, всем сердцем Твоим, и всею душею Твоею, и всею мыслею Твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая те подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко caм себе (Мф.22:37–59). Он учил чтобы мы во всем следовали воле Божией, каялись в своих грехах и оставили порочный образ жизни, заботились более о душе своей, нежели о теле, чтобы охотно отказывались от всяких предметов мира, если они соблазняют и влекут нас ко грехам. Он учил, чтобы мы исполняли заповеди не лицемерно, старались казаться праведными не только пред людьми, но прежде всего пред Богом, и чтобы не гордились своими добрыми делами ни перед людьми, ни перед Богом, но почитали бы себя грешными и недостойными рабами Его. Он учил, чтобы мы старались не грешить не только делом, но даже мыслию и словом. В отношении к ближних наших, Господь учил, чтобы мы любили не только друзей, но и врагов своих, никого не злословили, не осуждали, прощали бы обиды ближним нашим и помогали бы им в нуждах их. Чтобы подвигнуть людей к исполнению заповедей Божиих, Господь учил, что вечные муки постигнут грешников, для праведников же уготованы величайшие блага. Но, однако, истинные христиане призываются к исполнению заповедей не из страха наказания и не из-за награды, но по любви к Богу, – не как рабы, боящиеся господ своих, но как дети, любящие родителей своих. – Путь добродетели Господь называл трудным, узким, но вводящим в жизнь вечную, путь порока легким и широким, но ведущим в погибель. Внидите узкими враты, говорил Он, яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им. Что узкая врата и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его (Мф.7:13–14). Жизнь по заповедям Божиим требует от человека труда и самоотвержения. Господь называл учение Свое и жизнь по этому учению игом и бременем. Но если кто истинно любит Бога и будет стараться следовать учению Его, тому Сам Господь подаст помощь, так что это иго и бремя будет благим и легким. Иго бо мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф.11:30), говорит Спаситель. Кто будет исполнять учение Его, тот найдет покой душе своей. Верно слово Спасителя, а Он говорит каждому: приидите ко Мне вcи труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф.11:28–29). Если ты, христианин, обременен грехами и совесть не дает тебе покоя, прииди ко Спасителю, надейся на Его милосердие и Он успокоит совесть твою. Как бы ни был велик твой грех. Милосердый Господь простит тебе, если ты раскаешься и постараешься исправиться. Если ты даже будешь иметь только намерение исправить жизнь свою, то и на него призрит Господь. По слову св. отца Иоанна Златоустого, Господь и намерение человека (слово на Пасху) целует. Во время Своей земной жизни Господь всегда милостиво обращался с грешниками, ел и пил с ними, и учил, что обращению грешника на путь истинный радуются ангелы на небесах. Если ты христианин угнетен скорбною жизнью, то последуй учению Спасителя и найдешь покой душе своей и силу к перенесению своих страданий. Вспомни, что Сам Господь ради тебя принял зрак раба и крестную смерть, помни, что ты временно живешь на земле и все земное оставишь на ней, что тебе предстоит вечная жизнь, в которой ты должен будешь отдать ответ Богу за свою земную жизнь. Продолжительность жизни твоей неизвестна тебе, научись поэтому быть всегда готовым предстать на суд Божий, терпеливо, ради Бога, переноси свои страдания, и Господь подаст тебе утешение, как здесь на земле, так и по смерти. – Таково, братие, учение Спасителя, – учение о достижении спасения и вечного блаженства, то самое учение, которое и теперь преподается в православной Церкви. Будем внимать ему, будем следовать ему, будем молиться, чтобы Господь просветил нас светом учения Своего и научил бы нас заповедям Своим. Благословен ecи, Господи, научи мя оправданием Твоим (Пс.118:12). Господи к Тебе прибегох, научи мя твopuти волю Твою яко Ты ecu Бог Мой (Пс.142:9–10); Яко у тебе источник живота; во свете Твоем узрим свет, продли милость Твою ведущим Тя. (Пс.35:10,11). Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle