Беседа XXXIII. О третьем члене символа веры. О приготовлении евреев и язычников к принятию обещанного Спасителя
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Для приготовления людей к принятию обещанного Спасителя Бог послал, как вы знаете, братие, пророков. Все они, по свидетельству апостола Петра, предвозвестили дни спасения нашего чрез Иисуса Христа (Деян.3:24). Господь посылал их к евреям для поддержания в них истинной веры и благочестия. Он открывал им Свою волю, а они, воодушевляясь Св. Духом, передавали эту волю народу еврейскому, наставляли его и вразумляли. При этом им приходилось за свою проповедь переносить со стороны народа и царей угрозы, темничные заключения и даже мученическую смерть. Для того чтобы народ мог верить, что пророки – посланники Божии, Господь давал им силу творить чудеса и предсказывать будущее. Из них одни проповедывали только устно, а другие кроме того оставили после себя и свящ. книги. Первых было много; из них наиболее замечательны Илья и Елисей. Вторых было 16. Из них замечательны Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Иона и др. Они предсказывали судьбу царств, городов, царей и честных лиц, но первым и главнейшим предметом их пророческих предсказаний был обещанный Спаситель мира. Предсказания пророков были средством, чрез которое Бог особенным образом приготовлял людей к принятию обещанного Спасителя, – именно чрез них Он указал людям признаки, по которым они могли узнать Его, так что, когда Он действительно родился на земле, внимательные иудеи по этим признакам не могли не узнать Его. Чрез пророков им было открыто, что обещанный Спаситель будет не просто человек, а Богочеловек, что своими страданиями, крестною смертью и тридневным воскресением Он примирит людей с Богом и избавит от власти дьявола, что Он родится в Вифлееме от Пресвятой Девы из потомства Давидова, получит в изобилии дары Св. Духа и будет творить чудеса. Им было открыто и время Его пришествия, именно Иаков при благословении своего сына Иуды предсказал, что Иисус Христос придет на землю в то время, когда у иудеев не будет царей из потомства Иуды и царский скипетр перейдет в руки иноплеменников. Пророк Даниил предсказывал, что со времени восстановления Иерусалима, после плена Вавилонского, до рождения Спасителя пройдет 70 седмин., то есть 490 лет, и родится Спаситель в то время, когда самым могущественным народом на востоке будет народ римский. – Такими то средствами Бог приготовлял иудеев к принятию Спасителя. Многие из них веровали в грядущего Спасителя и этою верою оправдывались и спасались (Евр.11:8–40; Деян.15:11; Рим.4:10–25; Гал.2:15–16).
В то время, когда иудеи потеряли свою самостоятельность и подпали под владычество римлян, между ними особенно усилилось ожидание скорого пришествия обещанного Спасителя. Но, впрочем, большая часть из них неправильно понимала прообразования и пророчества о Спасителе, или, как в то время говорили, Мессии, и потому имела неправильное понятие о Нем. Она думала, что Мессия будет земным царем и завоевателем, покорит все народы земные, подчинит их власти иудеев и доставит последним все блага мира. Такой взгляд на Него особенно распространяли в народе фарисеи, считавшиеся передовыми людьми между иудеями и имевшие большое влияние на народ. Для этого они выбирали из писаний пророков те предсказания, которые относились к славе Мессии, и оставляли без внимания предсказания о Его смирении, кротости, уничижении в страданиях. Успешному распространению такого взгляда между иудеями способствовали продолжительная зависимость их от различных языческих народов, ненависть к последним завоевателям-римлянам и гордое самомнение о себе, как народе избранном Богом и предназначенном к главенству над всеми другими народами и о своем безмерном превосходстве над ними. Но попечение Божие о приготовлении иудеев к принятию Спасителя не осталось бесплодным. Между иудеями были и такие избранные, которые с верою и любовью ожидали Мессию, как примирителя и Спасителя, с радостью приняли веру в Него по проповеди апостолов и, таким образом, первая Церковь Христова на земле была из иудеев. В своей среде иудейский народ воспитал и ту семью, из которой вышла Пресвятая Дева, удостоившаяся быть Матерью Господа. Наконец тот же народ сохранил вверенные ему священные книги и передал их, а с ними и обетование о Спасителе, всему миру.
Мы сказали с вами, братие, о приготовлении иудеев к принятию Спасителя. Скажем теперь и о языческих народах, так как ожидание Спасителя имело место и между ними. До потопа люди составляли из себя один народ. После же потопа потомки Ноя разошлись по разным странами, начали вести различный образ жизни и говорить разными языками. Так образовались разные народы. После того, как Бог выделил из числа других народов народ еврейский, язычники стали более и более забывать истинного Бога. Но так как человек не может жить без Бога, в душе каждого есть мысль о Боге, как Существе Высочайшем то и язычники придумали себе своих богов, им молились и их умилостивляли, выражая этим сознание вины человечества пред божеством. Ко времени пришествия Спасителя на землю языческая религия приняла вид самого грубого и нелепого идолопоклонства. В народе господствовали разврат изнеженность и страшная жестокость нравов, а вместе тоска и недовольство жизнью. Лучшие люди из язычников – мудрецы восставали против многобожия, высказывали понятие о Едином Боге, о загробной жизни, давали правила для поправления жизни, но и сами томились сомнениями, сознавали бессилие человеческого ума в деле познания Бога и бессилие человеческой воли в деле благочестия и учили ожидать помощи только от Бога. Замечательно, что ожидание какого-то ходатая, посредника между Богом и людьми, который изменит жизнь к лучшему, было распространено и между язычниками. Распространение такого верования между ними объясняется следующими способами: оно перешло к ним частью по преданию от предков, живших еще во времена патриархов до потопа, когда обетования о Спасителе были даваемы Богом для всего рода человеческого, частью в последующее время – от иудеев, при сношениях с ними, и наконец чрез свящ. книги, которые лет за 200 с лишком до Рождества Христова были переведены с еврейского на греческий, в то время самый распространенный язык, так что все образованные язычники могли читать свящ. книги и чрез это знакомиться с верою евреев в обещанного Спасителя. Известно, что между язычниками задолго до Рождества Христова были люди, хотя очень немногие, которые веровали в обещанного Спасителя. Пред пришествием Его на землю многие из язычников принимали иудейскую веру, – это были, так – называемые, прозелиты. Известно также, что Иисус Христос во время Своей земной жизни иногда встречал в язычниках такую веру, какой не обретал в самих иудеях.
Наконец, ко времени пришествия Спасителя, Бог приготовил и внешние средства для удобнейшего распространения учения Его. Почти весь известный тогда мир был под властью римского народа. Повсюду было одно правительство – римское и один язык образованных людей – греческий: учение Спасителя могло поэтому беспрепятственно распространяться по всем пределам римской империи.
Итак, братие, милосердый Господь по грехопадении первых людей обещал послать на землю Спасителя. Обещанный Спаситель пришел не вскоре после обещания, а после довольно продолжительного времени. Как мы сказали, это нужно было для того, чтобы люди сознали свою вину и сами пожелали бы помощи от Бога, и чтобы приготовить их к принятию Спасителя. И мы видели, что люди тяготились жизнью своею, ждали перемены к лучшему, ждали обещанного Спасителя. Размышляя, братие, о том, как Промысл Божий приготовлял людей к принятию Спасителя, будем внимательны к своей жизни, веруя, что все, что с нами случается, происходит по Его воле, будем всегда благодарить и славить Промыслителя нашего Бога, будем из глубины души восклицать с апостолом: о глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове Его, и неизследовани путие Его (Рим.11:33). Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа