Источник

Беседа XXVIΙΙ. О втором члене символа веры. О втором лице Св. Троицы Сыне Божием

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

В нынешнюю беседу, братие, продолжим объяснение второго члена символа веры. В этом члене Господь Иисус Христос называется Сыном Божиим единородным. Этим названием обозначается то, что Иисус Христос есть один только Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, потому есть единаго существа с Богом Отцем; и, следовательно, без всякого сравнения превосходит всех святых ангелов и святых человеков, которые также называются сынами Божиими, но только не по существу, как Иисус Христос, а по благодати, т. е. по милости Божией. Наименование Иисуса Христа единородным взято в символ веры из Свящ. Писания. Евангелист Иоанн Богослов говорит: «Бога не видал никто никогда: единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18). – Во втором члене символа веры о Сыне Божием сказано: Иже от Отца рожденнаго. Этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Все три Лица Святой Троицы, Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, как вы знаете, совершенно равного Божеского достоинства, но между ними есть различие: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын Божий предвечно рождается от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца. Словами Иже от Отца рожденнаго и указывается на личное свойство Сына Божия, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. В символе веры сказано еще, что Он рожден прежде всех век. Это сказано для того, чтобы кто-либо не подумал, что было время, когда Его не было, так как Иисус Христос есть также вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец. – В символе веры сказано: Света от Света. Этими словами несколько изъясняется для нас непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Смотря на солнце, мы видим свет; от сего света происходит свет видимый во всей вселенной: но и тот и другой есть один свет, нераздельный, одной природы. Подобно сему Бог Отец есть вечный Свет; от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет: но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества. – В символе веры сказано далее: Бога истинна от Бога истинна. Этими словами указывается на то, что Сын Божий называется Богом в том же истинном смысле, как Бог Отец. Самые слова заимствованы из Св. Писания, – из следующего изречения Иоанна Богослова: вемы же, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам (свет и) разум да познаем Бога истинного, и да будем в истиннем Сыне Его, Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный (1Ин.5:20). Из этих слов мы видим, что Иисус Христос есть истинный Бог. И действительно Свящ. Писание приписывает Ему те же божеские свойства, как и Богу Отцу: вечность, вездесущие, неизменяемость, всеведение, всемогущество и др. Поэтому мы должны чтить Его так же, как Бога Отца. Да ecи чтут Сына, говорит Слово Божие, якоже чтут Отца: иже не чтит Сына, не чтит Отца пославшаго Его (Ин.5:23). Правда, в Свящ. Писании есть изречения, которые, по-видимому, не согласны с учением о божестве Сына Божия и Его равенстве с Богом Отцом. Но нужно иметь в виду, что, по учению Свящ. Писания, Иисус Христос есть не только Бог, но и человек, принявший на Себя тело человека, – зрак раба, находившийся в состоянии добровольного самоунижения, чтобы спасти мир кровью Своею. Поэтому, если встречаются изречения в Свящ. Писании, в которых говорится о неравенстве Иисуса Христа с Богом, то они относятся всегда, как показывает связь этих изречений с предыдущими и последующими, к человеческому естеству Сына Божия. – В символе веры сказано еще: рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу. Эти слова прибавлены в обличение еретика Ария, который нечестиво учил о Сыне Божием. Первый вселенский собор, на котором составлены были первые семь членов символа веры, как мы с вами говорили, созван был против еретика Ария. Арий был пресвитером в Александрии в Египте. Когда Александрийский епископ Александр в своих беседах именовал Сына Божия равным Богу Отцу, Арий, лично не расположенный к епископу, стал возражать ему и опровергать его и таким образом перешел к отвержению равенства Сына Божия с Богом Отцем. Епископ Александрийский вместе с другими убеждали Ария отказаться от его неправильных мнений. Но Арий не уступал и, не взирая на приводимые ему доказательства из Свящ. Писания о равенстве Сына Божия с Богом Отцем, продолжал мудрствовать по своему. Вскоре по поводу его ереси начались волнения среди христиан. Для умиротворения Церкви император Константин созвал первый вселенский собор в 325 году в Никее, на котором св. отцы и установили православное учение. При этом в обличение Ария внесли в символ слова: рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу. Слово единосущный (равный Богу Отцу) св. отцы заимствовали из Свящ. Писания. Сам Иисус Христос о Себе и о Боге Отце говорит так: Аз и Отец едино есма (Ин.10:30). После этого Арий был осужден и отлучен от Церкви, как еретик. Впоследствии разными хитрыми путями он добился того, что император Константин повелел опять присоединить его к Церкви. В назначенный день Арий с большой церемонией в сопровождении своих единомышленников шел в церковь, но Бог не допустил нечестивца: Арий на дороге внезапно умер. – Наконец в символе веры поставлены слова: Имже вся быша. Эти слова показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим, как вечною Премудростью Своею и вечным Словом Своим. Вся тем (Иисусом Христом) быша, говорит слово Божье, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин.1:3).

Итак, братие, во втором члене символа веры Православная Церковь учит о Сыне Божием Иисусе Христе. Будем же веровать, что Иисус Христос Спаситель наш Сын Божий есть истинный Бог, будем воссылать Ему вместе с Богом Отцем славу, честь и поклонение. Пример Ария да научит нас, братие, в деле вероучения христианского не полагаться только на силы своего разума, но в смиренном сознании своего бессилья пленять его, как, говорит апостол Павел, в послушанье Христу (2Кор.10:5). Не будем поэтому мудрствовать паче еже подобает мудрствовати, как говорит тот же апостол (Рим.12:3), но будем послушны голосу Св. Матери нашей Церкви. В противном случае уподобимся, по слову Спасителя, язычникам и мытарям (Мф.18:17). Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle