Беседа XXVII. О втором члене символа веры. О втором лице Св. Троицы Сыне Божием
И во единаго Господа Иucyca Христа, Сына Божия. единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Во втором члене символа веры говорится о втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием. Сын Божий есть истинный Бог и равного достоинства с Богом Отцом. Поэтому, как Бог, Он – вечен, но было время, когда Он принял на Себя тело человеческое, когда родился на земле, как человек. Этот же Самый Сын Божий называется Иисусом Христом. Имя Иисус дано было Ему при рождении по повелению Божию Архангелом Гавриилом. Благовествуя Пресвятой Деве Марии о рождении от нее Спасителя, он говорил ей: Не бойся, Мариам; обрела бо ecи благодать у Бога. И се зачнешь во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида Отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца (Лк.1:30–33). Самое имя Иисус значит Спаситель. Оно дано Сыну Божию потому, что Он родился спасти человеков. Об этом также говорил Ангел Иосифу: Иосифе, сыне Давидов, не убойся прияти Мариам жены твоея: рождшеебося в ней от Духа есть Свята. Родит же Сына и наречеши имя Ему Иисус: Той бо Спасет люди своя от грех их (Мф. 1:20–21). И вот действительно, когда родился на земле Сын Божий, Он назван был Иисусом. Евангелист Лука говорит: егда исполнишася осмь дний, да обрежут Его, и нарекоша имя Ему Иисус, нареченное Ангелом прежде даже не зачатся во чреве (Лк.2:21). Другое имя Спасителя Христос. Так называли Его пророки, когда еще ожидали пришествия Его на землю, напр. прор. Даниил. Также назвал Спасителя по рождении Его и Ангел Господень, говоря вифлеемским пастухам: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове (Лк.2:10–11). Самое имя Христос значит помазанник. Это название произошло от помазания священным миром, чрез которое подаются дары Духа Святого. Известно, что в Ветхом Завете помазание совершалось над царями, первосвященниками и пророками. Чрез это священнодействие на них ниспосылались дары Святого Духа, необходимые царям, чтобы править народом, первосвященникам, чтобы служить Богу, ходатайствовать за народ и приносить жертву, и пророкам, чтобы возвещать народу слово Божие. Спаситель не был помазан миром, но Он называется Помазанником в том смысле, что Ему по его человеческой природе по рождении безмерно, в высшей степени, сообщены все дары Святого Духа, – Он был помазан таким образом Самим Духом Святым, как об этом говорит Апостол Петр: Иucyca иже от Назарета, (яко) помаза (его) Бог Духом Святым и силою (Деян.10:38). Спаситель получил дары Святого Духа, как мы сказали, безмерно, во всей полноте, и таким образом Ему в высшей степени принадлежит ведение (знание) пророка, святость первосвященника и могущество царя. В Ветхом Завете пророки возвещали людям волю Божию и открывали будущее. Иисус Христос, знавший будущее, как настоящее, возвестил нам слово о спасении рода человеческого, полученное Им от Отца Своего. Первосвященники в Ветхом Завете приносили жертву за грехи людей и ходатайствовали за них пред Богом. Иисус Христос принес Себя в жертву за грехи людей и есть единый Ходатай между Богом и людьми. Царь в ветхом завете управлял народом. Иисус Христос, как Царь, управляет всем, Он показал власть Свою над природой и над людьми в совершении чудес, над самою смертью и над дьяволом, воскреснув из мертвых. Итак Спаситель, получив дары Святого Духа, по своей человеческой природе был величайшим Пророком, первосвященником и Царем и посему называется помазанником – Христом.
Хотя Иисус Христос и принял на Себя тело человеческое, однако Он, как говорится в символе веры, есть Сын Божий. Сам Бог Отец божественным гласом Своим свидетельствовал, сначала на Иордане, при крещении, и потом на Фаворе, при Преображении, что Иисус Христос есть Сын Его возлюбленный. Сам Иисус Христос нередко в Евангелии говорит о Себе, что Он – Сын Божий, и Бог – Его Отец. Апостолы точно также учили о Нем, как о Сыне Божьем. Сия есть заповедъ Божия, пишет апостол Иоанн Богослов, да веруем во имя Сына Его Иucyca Христа. (Ин.3:23). В том же члене символа веры Иисус Христос называется Господом в том смысле, что Он есть истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. О Божестве Иисуса Христа Сына Божия так говорит священное писание: в начале бе Слово и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Ин.1:1). Здесь Слово называется Богом, а под именем Слова разумеется Сын Божий Иисус Христос.
Итак, братие, Иисус Христос есть Сын Божий, Господь. Будем же веровать всем сердцем и всею душею в Господа нашего Иисуса Христа. По вере во Христа мы называемся христианами, по вере в Него дается нам спасение от Бога. Мы в Христа Ииcyca веровахом, да оправдимся от веры Христовы (Гал.2:16), пишет апостол Павел, и несть иного имене под небесем даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян.4:12), говорит апостол Петр. Вера в Иисуса Христа соединяет нас с Богом и делает нас чадами Божиими. Иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе. (Ин 4:15), говорит апостол Иоанн Богослов. Вси вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе, говорит апостол Павел, (Гал.3:26). Веруя в Сына Божия, будем, братие, любить Его и любовь свою показывать на деле исполнением заповедей Его. Аще кто любит Мя, говорит Иисус Христос, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин.14:23). Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа