Беседа ХХI. О первом члене символа веры. Промысл Божий о мире и человеке
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
В прошедшей беседе, братие, на основании Слова Божия мы сказали, что Господь промышляет о мире и человеке. И мы веруем этому. Спросим теперь себя, братие, всегда ли мы управляемся этою верою в Промысл Божий? Если вникнуть в нашу жизнь, то придется сказать, что мало или по крайней мере не всегда. В счастье в богатстве мы забываем о Боге, бываем самонадеянны, горды, презрительно и холодно относимся к бедным и несчастным. В несчастии же и бедности ропщем на Бога, жалуемся на свое положение, бываем малодушны, завистливы в недоброжелательны. Все люди, братие, стремятся к тому, чтобы жить счастливо и хорошо, но что значит жить счастливо и хорошо? До сего времени не решили; и все жалуются на свое положение, все высказывают недовольство. Но заметьте, братие, что причина недовольства лежит ни в чем-либо другом, как в Самом человеке. Мы не потому бываем недовольны, что у нас не достает чего-нибудь, что нам жить не хорошо. И если бы у нас все было и жилось бы нам хорошо, мы все равно не были бы вполне довольны и счастливы. Мы собственно не того хотим, чтобы нам было хорошо, нам собственно хочется того, чтобы было всегда лучше. И действительно мы видим, как нередко человек достигший желаемого высказывает недовольство и начинает желать лучшего, и этому лучшему конца нет. Ясно, значит, что причина недовольства и нашего беспокойства лежит в нас самих. Справедливо говорит св. Иоанн Златоуст, что «не естество вещей, но мысль наша производит в нас обыкновенно печаль или радость» (Слово к Антиохийск. народу. Сборн. поуч., изд. Св. Синод, окт. 21). И действительно мы видим, что одна и та же вещь, один и тот же достаток для одного бывает довольным, а для другого нет. Ясно, значит, что причина довольства или недовольства лежит не в вещи, а в самом человеке. Если мы теперь перейдем к размышлению о нашей жизни, то должны будем сказать, что мы сами для себя затруднили жизнь, сами для себя придумали такие условия и такие порядки, от которых человеку жить труднее. Для него нужно меньше, нежели что требует от жизни современный человек. Можно бы напр., одеться попроще, а мы посматриваем на соседа, тянемся за ним и таким образом сами для себя затрудняем свою жизнь. Подумайте теперь, братие, справедливо ли человеку жаловаться на трудности в жизни и высказывать недовольство его. Лицам особенно жалующимся на трудности жизни и недовольным его св. Иоанн Златоуст советует больше обращать внимание на скорби и несчастия ближних своих, нежели на тех, которые ведут веселую и беззаботную жизнь. «Благо ходити в дом плача, нежели ходити в дом пира», говорит он, «где рыдание, слезы, воздыхание, болезни и всякая печаль, туда лучше идти, а не туда, где лики, кимвалы, и смех, и утешение, и пресыщение, и пьянство: ибо от последних рождается распутство, а от первых всякое целомудрие и смиренномудрие: при том, если кто поспешит на пир к некоему богатее себя, то не с такою уже радостию в дом возвратится, с какою из оного вышел: но печален предстанет пред жену, печален будет вкушать от своея трапезы, досадовать будет на рабов и чад своих, и всех своих домашних, размышляя о довольствии других, оплакивать будет свое убожество». Наоборот, по слову св. отца, тот кто идет в дом, где есть скорбь и плачь, возвратится из него ко всем благосклоннее, снисходительнее, человеколюбивее и благоразумнее, размышляя о непрочности всего земного и укрощая страсти свои боязнью могущих и его постигнуть несчастий (Слово к Антиох. народу. Сборн. поуч. окт. 20). Итак, братие, если мы будем обращать внимание на несчастия ближних наших, то не будем иметь права жаловаться на свою жизнь, и вместе с этим не будем затруднять для себя свою жизнь, сами себя ставить в более трудные жизненные условия, чем какие согласны с нашими силами и способностями. Тогда и жизнь для нас будет казаться проще и легче, сами мы будем покойнее в жизни и искреннее будем веровать в промыслительную о нас благость Божию. Искренно верующий в Бога человек спокоен в жизни: он знает, что ничто не может случиться с ним без воли Божией, во время несчастия знает он, – к Кому обратиться за помощью. Вот как надеется на промысл искренно верующий, в Бога человек. «Господь пастырь мой», говорит св. Давид, «я не буду в скудости, Он покоит меня на злачных пажитях, водит меня на тихия воды. Душе моей дает отраду, водит меня стезями правды, ради имени Своего. Если даже пойду долиною смертной тени, не убоюсь зла; ибо Ты со мною; Твой жезл и Твой посох успокоят меня. Ты поставил предо мною столь в виду врагов моих; умастил елеем главу мою, чаша моя преисполнена. Так! Благость и милость сопровождают меня во все дни жизни моей; и я пребуду в доме Господнем многия лета» (Псал. 22). Не видим ли мы также, братие, как искренно верующие в промысл Божий проводит свою жизнь, как они покойны, как благодарят Бога. Многих из наших ближних постигают различные несчастия, а мы не вразумляемся ими, не ценим милостей Божиих к нам недостойным, ропщем на Бога, если что-либо не удается нам. Искренно же верующий в Бога человек благодарит Бога за каждый прошедший день. «День прошел и слава Богу», говорит он, хотя и никаких выгод не получил в проведенный им день. Итак, братие, будем внимательны к жизни своей, не будем сами для себя затруднять ее, будем обращать внимание на несчастия ближних, будем вразумляться ими и ценить милости Божии к нам недостойным, будем искренно веровать в Бога, Вседержителя, нашего Творца и Промыслителя. Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа