Источник

Беседа XXII. О первом члене символа веры. О промысле Божием

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же вcем и невидимыми

Вы знаете, братие, что, по свидетельству слова Божия, Бог есть наш Промыслитель. Промысл Божий простирается на все творения, особенно же на человека. Бог, говорили мы с вами, дарует ему все необходимое для жизни, оберегает его от всякого зла, особенно заботится Он о праведниках, Он же промышляет о всем роде человеческом, устрояет царства, возвышает или смиряет народы. Этот промысл Божий научает нас, братие, прежде всего славить и благодарить Бога, Который по благости Своей промышляет о нас. «Когда будешь есть и насыщаться», говорится в книгах Моисеевых, «тогда благословляй Господа Бога твоего за добрую землю, которую Он дал тебе» (Втор.8:10). «За все благодарите Господа: ибо такова о вас воля Божия во Иисусе Христе», убеждает апостол Павел (2Сол.5:18). Если, братие, Господь промышляет о нас, то мы должны возлагать нашу надежду на Него в полной уверенности, что все, что с нами ни случается, Он устроит ко благу, и все бывает по воле Его. Не две ли птицы, говорил Иисус Христос, ценятся единым ассарием? И ни едина от них падет на земли, без Отца вашего. Вам же и власи главнии вси изочтени суть. Не убойтеся убо: мнозех птиц лучше есте вы (Матф.1:29–31). «Все, живущии на земле, ничего не значат», говорится в книге пророка Даниила, «по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противится руке Его и сказать Ему: что Ты сделал?» (Пс.4:32). Царь Давид исповедует: «с небес смотрит Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает Он, взирает на всех живущих на земле. Он сотворил все сердца их; Он и вникает во все дела их» (Пс.32:13–15).

Надеясь на промысл Божий, мы должны, братие, обращаться к Богу с молитвою во всех наших нуждах, памятуя слова Спасителя: аще вы лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, колъми паче Отец ваш небесный дает блага просящим у Него (Мф.7:11). Если Господь есть Вседержитель, и все находится в Его власти и силе, и всем Он управляет, то мы и должны просить у Него всех тех благ, какие необходимы нам во внешней природе: благорастворения воздухов, изобилия плодов земных и т. п., просить у Него избавления от всех тех зол, которые постигают нас во внешней природе: от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, междоусобные брани и т.п. Во всех скорбях ваших мы должны обращаться прежде всего к Богу, и при надежде на промысл Божий в молитве мы всегда найдем утешение во всякой скорби. Это не значит, чтобы страдание и горе непременно прекратились, но в нашей душе после усердной молитвы явится мир, покорность воле Божией, надежда на Него, и мы будем чувствовать себя способными перенести все, что ни пошлет нам Бог. В тех же случаях, когда жизнь наша течет мирно и покойно, и мы имеем успех в делах своих, мы не должны гордиться, не должны надменно приписывать успех в делах своим силам и способностям, а Богу, благодарно восклицая вместе с Псалмопевцем: не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей, и истине Твоей (Пс.113:9).

Если Господь, как говорили мы, управляет царствами земными, возвышает или смиряет народы, поставляет над ними царей и другие власти, то отсюда обязанность каждого сына отечества – любить своего царя, повиноваться ему, как Богом поставленному, и молиться за него; повиноваться также и другим властям, как Богом поставленным, и молиться за них. Нестъ власть аще не от Бога, говорит апостол Павел (Рим.13:1). Воздадите всем должная: ему же убо урок, урок: ему же дань, дань: и ему же страх, страх: и ему же честь, честь (Рим.13:7), и молитеся за царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом (1Тим.2:1–3), убеждает тот же апостол.

Если, братие, Господь, как сказали мы, особенно промышляет о праведниках, то это должно побуждать нас к тому, чтобы воздерживаться от грехов, благоугождать Богу правою верою и добрыми делами.

Наконец, братие, веруя и надеясь на промысл Божий, мы должны любить ближних своих, не только друзей своих, но и врагов, по примеру Бога Отца, Который, промышляя о мире, солнце Свое сияет на злыя и благия, дождит на праведныя и неправедныя (Мф.5:45). Любя ближнего, мы исполняем волю Божию, н оказывая любовь на деле, например, помогая ближнему, мы исполняем для него как бы дело промысла Божия вместо Бога. Милуяй нища взаем дает Богови, говорит премудрый Соломон, по даянию же его воздастся ему (Притч. 19:17). Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle