Беседа XVI. О первом члене символа веры
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым
Вы знаете, братие, что в первом члене символа веры Бог Отец называется Творцом неба и земли, всего видимого и невидимого. Знаете вы, что под невидимым миром разумеются ангелы, которых сотворил Бог и которых мы не видим. Теперь побеседуем о сотворении видимого мира. Было время, братие, когда не было ни земли, ни неба, ни солнца, ни луны, ни звезд, ни животных, ни человека, – словом не было ничего, а был только единый вечный Бог. Но наступило время, когда всемогущий Бог из ничего одним Своим словом сотворил небо и землю. Небо это – не то, которое теперь над нами, потому что это сотворено было после. И земля – не та, на которой мы живем, потому что эта была сотворена после. В начале созданная земля была не образована и пуста, – это был, так сказать материал, из которого после Бог устроил постепенно в течение шести дней видимый нами мир, т. е. небо и землю и все, что в них. В первый день Бог создал свет. При этом свет Он назвал днем, а тьму – ночью, таким образом, было положено начало времени. Во второй день Бог сотворил твердь или видимое нами небо. В этот день часть вод, в виде легких частиц, составивших облака, поднялась вверх, утвердилась в воздушном пространстве и открылось видимое нами небо. Размышление об этом дне творения заставило царя Давида воскликнуть: небеса поведают славу Божию, творенье же руку Его возвещает твердь (Пс.18:1). И действительно, братие, размышление об этом дне говорит нам о величии и славе Божией. Земля, на которой мы живем, представляется нам обширною и даже неизмеримою, а между тем она в тысячи раз меньше солнца. Расстояние нашей земли от солнца, как вычисляют ученые, – 140 милл. верст. Кроме земли есть еще бесчисленное множество звезд. Некоторые из них отстоят от земли в тысячи раз более, нежели она отстоит от солнца. И все эти звезды, которые кажутся нам малыми точками, по всей величине в тысячи раз более нашей земли. Как же велико должно быть пространство, на котором утверждены и солнце, и земля, и звезды? Величины его ум человеческий и представить себе не может. В сознании своей ограниченности и своего бессилия, человек только и может воскликнуть вместе с Давидом: дивна дела Твоя, Господи (Пс.103:24)! В третий день Бог сотворил вместилища вод на земле, сушу и растения. В этот день по слову Божию образовались моря, реки, земля произвела зелень, траву и деревья, и все это на пользу животным и человеку. В четвертый день на тверди небесной по слову Божию появились солнце, луна и звезды для освещения земли и для того, чтобы по ним мы могли определять время: годы и времена года, месяцы, дни и часы. Земля, на которой мы живем, представляет из себя земной шар и не стоит неподвижно, а обращается вокруг солнца. Нам кажется с земли: что будто бы солнце ходит вокруг земли, но на самом деле, как доказали ученые, земля обращается вокруг солнца. Во время обращения земля то приближается к солнцу, то удаляется от него, и поэтому лучи солнца то падают прямо на землю и дают свет и тепло, то косвенно, как бы скользят по земле, и не дают тепла, а только свет, так, напр., бывает зимою. От этого обращения земли вокруг солнца и бывают разные времена года: весна, лето, осень и зима. Обращаясь вокруг солнца, земля в то же время обращается, как принято говорить, вокруг своей оси, подобно колесу. От этого обращения происходят дни и ночи. Если бы не было обращения, то земля была бы обращена к солнцу постоянно одною стороною и поэтому свет и тепло достались бы только одной половине земли, а на другой были бы всегда ночь и холод. Но Бог устроил так, что от обращения земли подобно колесу, вокруг своей оси, происходит то, что когда на одной стороне земли бывает день, то на другой – ночь и обратно. Так премудро устроил Бог! В пятый день Бог создал рыб, и животных земноводных, и птиц, и дал им способность размножаться. Так с пятого дня на земле стали появляться живые существа. В шестой день Бог сотворил животных, живущих на суше, и гадов пресмыкающихся, также как рыб и птиц, со способностью размножаться. Появились разные животные, большие и малые. Наконец в тот же день Бог сотворил человека, мужа и жену, от которых произошли все народы земли. Человеком творение кончилось, и в седьмой день Бог почил от всех дел Своих. От сего седьмой день назван субботою, что с еврейского языка означает покой. Господь благословил этот день, освятил, т.е. постановил, чтобы человек особенно помнил о Боге в этот день, чтил его и прославлял. Помни день субботний, говорит Господь Израильтянам, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя: в день же седьмый, суббота, Господу Богу Твоему... Зане в шести днех сотвори Господь небо и землю, море и вся яже в них, и ночи в день седьмый: сего ради благослови Господь день седьмый, и освяти его (Исх.20:8–11). Если Сам Бог делал в продолжении шести дней, и соверши в них вся дела своя, яже сотвори (Быт.2:2), то и мы должны, по Его примеру, делать и трудиться в продолжении шести дней каждой недели, должны развивать и укреплять данные нам Богом силы и способности, употребляя их на благо себе и ближним, и таким образом совершая в шесть дней все дела свои. Если, далее, Сам Бог почил в седьмой день от дел Своих и благословил этот день, и освятил, то и мы, успокоившись от трудов своих, должны святить его, т.е. посвящать на служение Богу. Таким днем до пришествия Спасителя была суббота, а после Его – воскресение. Вместе с воскресным днем мы должны посвящать на служение Богу другие дни, которые Он Сам освятил особенными своими благодеяниями роду человеческому, и которые св. Церковь отделила от других дней и посвятила на служение Ему и святым Его.
Размышляя, братие, о шестидневном творении мира, будем трудиться в будние дни, а праздничные посвящать на служение Богу, нашему Создателю, Творцу неба и земли, всего видимого и невидимого. Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа