Беседа XV. О первом члене символа веры
Верую во Единаго Богa Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
В прошедшей беседе мы говорили с вами, братие, о служении ангелов и сказали, что оно состоит в том, что ангелы прославляют Бога и возвещают волю Его людям. Но этим не ограничивается служение их.
Ангелы невидимо присутствуют при наших молитвах и церковном богослужении, молятся и ходатайствуют за нас пред Богом. Святой евангелист Иоанн в откровении видел на небеси ангела, которому дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил на золотой жертвенник, который пред престолом; и вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога (Откр.8:3–4). Ангелы наблюдают за нашею жизнью, знают все, что происходит с нами, и радуются, когда мы делаем добро и обращаемся на путь истинный. Тако глаголю вам, говорит Иисус Христос, радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся (Лк.15:10). Таким образом, ангелы принимают в нас участие. Мало этого, каждому христианину, при самом крещении, дается Богом особый ангел, так называемый Ангел Хранитель. Ангел хранитель сопутствует человеку до самой смерти, помогает ему в добре и предохраняет от зла. «Ангелы Господа», говорит пророк Давид, «ополчаются вокруг боящихся Его и избавляют их» (Пс.33:8). Об ангелах хранителях говорил и Иисус Христос в следующих словах: «смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10). Под малыми здесь разумеются христиане, и каждый из них, по слову Спасителя, находится под охраною своего ангела. Самое название ангела хранителя взято из Священного Писания, и именно из следующих слов: Ангелам своим заповесть о Тебе, сохранити тя во всех путех Твоих (Ис.90:11). Ангел хранитель является помощником и заступником христианина от злого духа, дьявола, в страшный час смерти. Но, братие, наш ангел хранитель тогда только находится в общении с нами, когда мы слушаемся внушений его и стараемся жить по заповедям Божиим. Если кто не заботится о жизни своей, от того удаляется ангел хранитель, и им овладевает злой дух-дьявол.
Будем же, братие, внимательны к своей жизни, будем с особым усердием просить у Бога ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших». Будем помнит страшный час смерти и усердно молиться ангелу хранителю: Ангеле Божий Хранителю мой святый, да узрю тя одесную окаянныя моея души предстояща, светла и тиха, заступника и предстателя моего, внегда исчезати от Мене нуждно духу моему, и ищуща мя пояти горькия враги отгоняюща. Егда имать ми судити судия, и Бог мой, и осудити мя осужденнаго от совести, прежде онаго суда не забуди раба твоего, руководителю мой. (Кан. ан. хр.).
Я сказал вам, братие, что мы должны быть внимательны к своей жизни. Это потому, что кроме добрых ангелов есть еще злые, которые всегда стараются вредить человеку. Их мы иначе называем дьяволами. Они прежде были добрыми: Бог всеблагой не мог сотворить злых ангелов. Они сделались таковыми сами. Некоторые из добрых ангелов нарушили долг повиновения Богу и таким образом отпали от Него и впали в самолюбие, гордость и злобу. По изречению апостола Иуды, это суть ангелы, не соблюдшие своего начальства, но оставльшие свое жилище (Иуд.6), т.е. ангелы не сохранившие своего первоначального состояния, но оставившие жилище, которое соответствовало этому состоянию. Причиною падения злых ангелов была гордость. Они пожелали быть больше того чем были, пожелали быть равными Богу и таким образом нарушили долг совершенного повиновения Ему. Итак, гордость была первым грехом, который вошел в мир. На нее, как на первый грех, указывает и премудрый сын Сирахов, когда говорит о грехе: начало греха гордыня (Сир.10:15).
По своей природе злые ангелы, подобно добрым, суть духи бесплотные, не имеющие тела, выше человека по уму и могуществу, но все-таки ограниченные. Число их велико и между ними есть также различие. Сам Иисус Христос упоминает о духе нечистом, который, исшедши из человека, приводит потом в него семь других, горших себе (Лк. 11:26), о веельзевуле князе бесовском (Мф.12:24), о дьяволе и ангелах его (Мф.25:41). Падение злых ангелов настолько велико, что они никогда не восстанут. Слово Божие свидетельствует, что они сохраняются в вечных узах, под мраком, на суд великаго дня (Иуд.6), и что им уготован огонь вечный (Мф.25:41).
Деятельность злых духов состоит в том, что они стараются коварствовать над человеками и, обольщая их, внушать им ложные мысли и ложные желания. Поэтому они и называются дьяволами, – слово дьявол значит клеветник или обольститель. Об этом Сам Иисус Христос говорит к неверующим иудеям: вы отца вашего дьявола есте, и похоти отца вашего хощете творити; он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит, яко нестъ истины в нем: егда глалолет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи (Ин.8:44). Здесь дьявол называется отцом лжи и человекоубийцею; – это потому, что он, обманув первых людей, соблазнил их ко греху и подверг их проклятию и вечной смерти. После этого дьявол приобрел некоторую власть над людьми и, по попущению Божию, поражает иногда различными бедствиями, а иногда соблазняет их ко греху и удаляет от Бога. Из истории многострадального праведного Иова мы узнаем, что дьявол, по попущению Божию, лишил этого праведника всего его имущества, детей и самого его подверг проказе, одной из самых страшных болезней, и все это он делал для того, чтобы удалить его от Бога. Наконец дьявол ослепляет умы людей, чтобы они не веровали в Бога, не принимали Слова Божия и таким образом не спасались. Сам Иисус Христос говорит, что ко всем слушающим Слово Божие и не разумевающим приходит дьявол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись (Мф.13:19; Лк. 8:12).
Вы слышали, братие, что злые духи прежде были добрыми, но не устояли в своем чине, возмутились против Бога и поэтому погибли. Научимся, братие, отсюда, – как опасно противиться воле Божией, восставать против того чина и порядка, какой Сам Он устрояет, и на небе и на земле, управляя миром. Грех, которым пали злые духи, была гордость. Будем же, братие, оберегать себя от этого страшного греха, не будем самонадеянны; все хорошее, если его делаем, будем приписывать не себе, не своим силам, а Богу и Его помощи, твердо памятуя, что без Него мы не можем ни помыслить, ни совершить ничего истинно доброго и совершенного. Если, наконец, дьявол старается погубить человека, то будем внимательны к своей жизни. Трезвитеся и бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1Пет.5:8), предостерегает апостол Петр. Будем молиться, чтобы не впасть в искушение. Бдите и молитеся, да не внидете в напасть, говорил Своим ученикам Иисус Христос (Мф.26:41). Господи, не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа