Как праведники могут блаженствовать в раю, когда осужденные будут претерпевать вечную муку в аду? И не будет ли сам Бог несчастен, ведь Он любит, в том числе, и осужденных?
Ад – это ситуация, когда человек принял окончательное решение отказаться от Бога, и ад, как место пребывания тех, кто окончательно это выбрал, в определенном отношении неизбежен.
Некоторое время назад человек поставил мне вопрос о жестоком маньяке, который может покаяться и попасть в рай. Но представьте себе, что он не кается, он остается жестоким маньяком, он желает мучить и истязать людей, и он не отказывается от этого своего желания.
Если мы пустим таких людей в рай, они неизбежно там устроят ад. Для того чтобы рай был раем, маньяк должен перестать быть маньяком и глубоко перемениться; это необходимое условие. Но это условие предполагает, что его можно и не выполнить. Человек может сказать: а я не хочу меняться. Я хочу остаться грешником и злодеем.
Как-то я смотрел документальный фильм ВВС про раздел Индии на Индию и Пакистан, который происходил в конце 40-х годов и сопровождался страшной резней. Там было интервью с участником событий – очень старым сикхом, который сидел, поглаживая кривую саблю, и похвалялся, что тогда ни один мусульманин от него живым не ушёл.
В некотором удивлении корреспондент у него спрашивает: а вы не сожалеете о том, что людей убивали? Он отвечает: а с чего это я должен сожалеть? Эти гады вообще вырезали половину нашего народа!
Наверное, сейчас он уже умер – и вот, в вечность вошел горделивый убийца, который считает, что он прав и так надо было поступать. Если его пустить в рай, он там устроит ад.
Единственная возможность оставить рай раем – это оставить нераскаянных грешников за дверью. Либо вы выставляете их за дверь, либо они устраивают вам ад в любом раю. Для того чтобы войти в рай, нужно глубоко перемениться. И глубоко перемениться не только маньякам и убийцам. Глубоко перемениться всем нам. Бог может и хочет изменить нас Своей благодатью – если мы обратимся к Нему.
Делает ли гибель нераскаянных грешников Бога или святых несчастными? Нет.
Бог и святые любят всех – в том числе, погибшие души в аду, – но эта любовь не причиняет им горя и скорби.
В нашем мире любовь к ближнему связана со скорбью о других – нас подвигает помогать другим то, что их страдания причиняют нам самим скорбь, смущение совести, внутренне беспокойство, которое мы желаем как-то утишить, приходя на помощь страдающим.
Но чистая любовь – какова любовь Бога и святых – творит добро и милость не ради избавления от беспокойства и скорби, а просто по преизбытку любви и милости. Бог и святые продолжают любить и заботиться даже о погибших душах, но не страдают при этом.