Не считаете ли Вы, что роскошь Православной Церкви отталкивает от неё потенциальных верующих?
Нет, не считаю, потому что, прежде всего, я этой роскоши не наблюдаю. За 27 лет в Церкви я каких-то сказочных поповских богатств не видел. Я не разбираюсь в марках машин, но, по-моему, то, на чем священники ездят, – это не «мерседесы», и священник – это обычный человек среднего достатка, и он живет не лучше своих прихожан, а где-то – и откровенно бедно. В столице, где народ в целом побогаче, и священники побогаче. Где-то в провинции – там и священники победнее. Рассказы о роскоши священников – это, увы, неправда. Может, где-то есть богатые священники – я их не видел, их среди моих знакомых нет.
Но в любом случае решение верить или не верить Евангелию, идти или не идти в Церковь – это не решение священников. Это – ваше решение.
Я помню, как в школе у нас была учительница английского языка. Она у нас спрашивала домашнее задание, а мы начинали объяснять: а вот я не успел; а вот у нас свет выключили; а вот мою домашнюю работу собака съела; еще какие-то были обстоятельства, по которым мы это задание не выполнили.
И тогда учительница нам говорила: это называется «не захотел». Она была права – все это были отговорки. Мы просто не захотели сесть и выполнить свое домашнее задание, а потом начали искать этому некие внешние причины. И если человек не хочет уверовать в Бога, не хочет присоединиться к Церкви – это его выбор. Он принимает это решение сам, это решение за него не принимают какие-то другие люди, не священники и не Патриарх. Это всегда решение самого человека. Человека нельзя оттолкнуть от того, что ему важно и интересно.
Есть немецкая поговорка: «Тот, кто хочет, тот найдет тысячу способов, а кто не хочет, тот найдет тысячу отговорок». Верить или не верить – это всегда ваше решение по отношению к Богу, всегда ваше решение по отношению к Церкви.