Говорят о том, что нравственность – это уникальное свойство человека, как образа Божия. Но ведь и животные могут проявлять альтруизм и даже жертвенность...
Животные действительно способны к альтруизму. Например, луговые собачки – грызуны, живущие стаями. Когда одна луговая собачка видит приближающегося хищника, она поднимает свист, который предупреждает ее сородичей, несмотря на то, что этим она может привлечь внимание хищника и погубить себя.
Но это – еще не нравственность. Нравственность возникает там, где есть свободная воля. Луговая собачка не переживает борьбы между страхом и чувством долга: «Свистеть мне или не свистеть? Вот если не буду свистеть, я вероятнее выживу, а остальные – это их проблемы; или нет – надо все-таки свистеть и подвергать себя опасности за друзей своих...». Луговая собачка так не думает, у нее просто срабатывает инстинкт.
Но человек обладает сознанием и свободной волей – пожарный, например, принимает свободное решение исполнять свой долг и подвергать себя опасности ради спасения людей. С одной стороны, он испытывает желание – возможно, инстинктивное – помочь другим людям. С другой – еще более инстинктивный страх за свою жизнь.
Нравственность – это не инстинкт. Это то, на основании чего человек делает свободный выбор между различными инстинктивными порывами. Она возникает только там, где есть сознание и личный выбор.