Письмо № 109. Н.С. Фуделю
6 II [1953, Усмань] 642
Милый Николаша.
Спасибо за письмо с Машей.
Надо бы подвести некоторые итоги переезда в Усмань, но это затруднительно, т<ак> к<ак>, во-первых, они пока безрадостны, а во-вторых, они изменчивы, т<ак> что завтра могут быть и радостны.
Начать с того, что из комнаты, куда мы приехали, нам пришлось уже через неделю переехать в новую, из-за совершенно невозможных семейных ссор хозяев. В новой комнате хозяева смирные, но сама комната далеко не такая теплая, как та, что особенно неприятно из-за Вареньки, после московского тепла. Вообще отправка Вареньки 643 до нашего письма была, конечно, большая ошибка, но исправлять ее возвратом нельзя: она не мячик. Может быть, все обойдется, если только мама будет себя получше чувствовать. Сейчас она чувствует себя плохо, к печени прибавились почки, анализ дал плохие результаты – белок, – появились или усилились боли. Как мы будем ездить в Воронеж и как оставлять одну Вареньку – неизвестно. Что касается покупки дома, то и это пока неудачно. Ходим по всем объявлениям, но цены не для нас. Конечно, еще может что-н<ибудь> найдется, но учти, что в прошлом году я обошел домов 20 и ничего не нашел. 644 Неужели я «от хорошей жизни» поехал в Лебедянь? Сейчас просили несколько лиц искать в деревнях срубы. Посмотрим еще, если дальнейшая утечка денег не остановит все это смотрение.
У меня все последнее время болей совсем нет, после отъезда Машеньки 645 поеду в Воронеж, чтобы стать на учет в псих. диспансер и чтобы выяснить с желудком и грыжей. Грыжу хотелось бы оперировать, чтобы можно было весной копать огород. Но как быть с Варенькой в случае операции, тоже неизвестно. Вот каковы «итоги». Тревожнее всего за маму. Ученье Вареньки из-за всех поездок вряд ли тоже наладится. Начну заниматься с ней дома, чтобы довести до конца 3-го класса. Стоят лютые морозы, и это еще более осложняет все.
Посылаю тебе немного выписок: из Щедрина кое-что о «лишних» людях, типах и т. д., может, что-н<ибудь> пригодится, и из Писарева, хотя это, может быть, и вторично.
Деньги 500 р. через Машу получил. Из них 100 р. ей на дорогу обратно, 125 на комнату, на остальное живем, т<ак> что нужно перевести еще хоть 200 на этот месяц.
Маше, конечно, надо было бы жить в каком-то серьезном тепле, а не на том ветре, на котором она живет 646. Но сердце у нее от т<ети> Маруси, и тем более страшно за нее.
Я сам что-то эти дни «зазяб» и больше всего от двух вещей: маминого нездоровья и надвигающейся, как фатум, окончательной невозможности что-н<ибудь> купить.
Целую тебя и Лялю.
Твой п.
Сегодня (8 II) пойдем смотреть еще ½ дома в две комнатки с маленьким участком 5 соток, цена 15 т., да еще надо доремонтировать рублей на 500. Такие цены.
Прошу тебя дать Маше 200 р. на покупку меховых сапог, она ходит замороженная. Это пойдет и на будущую зиму, а тогда денег у нас не будет ни копейки.
Кроме того, дай ей же 50 руб. еще на одно дело, после того как она тебе о нем скажет.
Об «Иудушке Головлеве» 647 я сказал бы так: я бы заставил всех верующих «проработать» эту вещь, если бы я только не знал, что уже 1900 лет назад было написано 23 главы Ев<ангелия> от Матфея 648, где лицемерие в вере (или верующих) было разоблачено навеки. «Горе вам, лицемеры! Вы как гробы окрашенные, по которым люди ходят и не знают, что они полны костей мертвых и всякой нечистоты» 649. «Горе вам, вожди слепые, отдающие десятину с мяты, аниса и тмина, и оставившие суд, милость и веру» 650. Да и не только эта глава. Все Евангелие главное свое острие направляет против лицемерия в вере ветхого иудейства. Ложь в вере хуже неверия. Подделка под золото веры хуже языческой меди, дешевле его.
Ап<остол> Петр пишет: «...Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота...» 651 А Господь сказал: «Огонь пришел низвести я на землю, и как бы я хотел, чтобы он уже возгорелся!» 652
Сохранилась, кроме Евангелия, апокрифическая запись слов Господа: «Близ Меня – близ огня» 653. Поэтому всякий, входящий на путь веры, должен готовить себя к огненному испытанию:
светлячки ли он будет собирать и их на себя навешивать или же истинно будет загораться его сердце небесным огнем. Проверка искренности – не слова, а дела любви. Вот в этом-то «огне» и есть вся трудность для людей истинного христианства, вот здесь-то и есть для них «узок путь ведущий в жизнь» 654. «Узок», «обжигает», не терпит «теплоты» («ты не-холоден и не горяч»... 655). И эту трудность и «узость» лицемерие пытается обойти внешностью «десятинами с мяты, аниса и тмина», пламенеющую любовь к Богу заменить ханжеством, вместо вина веры дать скверный суррогат.
Но если люди не читали Евангелия, то пусть внимательно прочитают «Головлевых». Благодаря тому, как эта вещь окончена, она сделалась документом религиозной правды. Она доказала еще раз, что уже на Тайной Вечери сидел Иуда, и что он после распятия «раскаялся и, придя к первосвященникам, сказал: «согрешил я, предав кровь невинную» и бросив сребреники пошел и удавился» 656. Все это вспоминается, читая последнюю главу Щедрина. А ведь если здесь «доказан» Иуда (или Иудушка), то ведь тем самым «доказана» «Тайная Вечерь», т<о> е<сть> «доказан» Христос. И вот поэтому-то, когда я дочитывал эту вещь, такое волнение радости охватило меня, такой трепет правды. Христос победил!
* * *
Датируется по указанию на переезд из Лебедяни в Усмань (см. примеч. 1 к письму 108).
То есть приезд младшей дочери Вари из Москвы, где она жила у родственников и знакомых, в Усмань.
С.И. Фудель уехал в Лебедянь летом 1952 г. после неудачных поисков работы и жилья в Усмани.
Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина (1875–1880).
Мф. 23, 27. Ср.: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты».
Здесь соединены в один два стиха из Мф. 23, часть стиха 16 («Горе вам, вожди слепые...» и часть неточно процитированного стиха 23 («Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять».
В трех первохристианских источниках находится текст слов Христа, не записанных в Евангелии (аграфы): «Кто близ Меня, тот близ огня; кто далеко от Меня, тот далеко от Царства». – См.: Ориген. Толкование на Иеремию. Гл. 20. Ст. 8; Дидим. Толкование на псалом 78, 8; Евангелие от Фомы (найденное в 1945 г.), изречение 86.
Мф. 27, 3–4. Ср.: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам. Говоря: согрешил я, предав Кровь невинную».