Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
6/19 августа
Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил.
Такими словами святой апостол Петр выразил свой духовный восторг под действием Божественной славы Спасителя нашего Иисуса Христа, преобразившегося перед Своими учениками на горе Фавор.
Что же пережил он в это время вместе с двумя другими апостолами – Иаковом и Иоанном? На этот вопрос не только мы, грешные, но и сами апостолы не могли бы дать ответа. На языке человеческом нет слов для выражения духовного блаженства, которое испытывает человек под действием благодати Божией.
Никакая земная радость, никакое временное счастье не может сравниться с блаженным состоянием духовного единения человеческой души и Бога.
Святой апостол Павел говорит о себе, «что он был восхищен до третьего неба, в рай, и слышал там неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор.12:4).
Он сам не мог дать себе отчета в том, что он пережил, что перечувствовал.
"Знаю, – говорит он, – человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба» (2Кор.12:2).
Так и святой апостол Петр в состоянии духовного блаженства от лицезрения Божественной славы преобразившегося Господа только и мог сказать: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк.9:33).
Что же, собственно, значат эти слова, как их понять? На этот вопрос святой евангелист Лука отвечает так: «не зная, что говорил», то есть апостол Петр сам не знал, что говорил.
Никогда он в своей жизни не переживал такого возвышенного отрадного чувства, которое теперь охватило все его существо. И это исключительное, никогда прежде не испытанное состояние духовного восхищения и блаженства настолько было сильно, что вытеснило из его сознания все другие потребности и желания, кроме одного, чтобы это блаженное состояние было постоянным, чтобы оно никогда не прекращалось.
И как ребенок, не отдавая себе отчета, он выразил это желание первым попавшимся на язык словами: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». Иначе говоря, нам здесь так хорошо, что мы хотели бы навсегда остаться на этой горе и лицезреть Божественную славу Твою. Вот оно – доказательство бытия Божия! Не доводами человеческого рассудка постигается Бог, не отвлеченными логическими построениями доказывается Его бытие, не ум, а сердце человеческое – вот действительный, истинный источник Богопознания.
Если человек не чувствует присутствия Бога в своем сердце, то и умом Его не признает. И наоборот: кто хоть раз в жизни своей испытал благотворную силу молитвенного единения с Богом, тот не может не верить в Бога, и никакими доказательствами нельзя его убедить в том, что нет Бога, Которого он чувствует всем своим существом.
«Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс.52:2), – говорит святой пророк Давид. Нет Бога в сердце, нет Его и в уме. «Сердцем веруют к праведности, – подтверждает святой апостол Павел, – а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:10).
Кто из нас, верующих христиан, не испытал, подобно апостолу Павлу, отрадного чувства единения с Богом в молитве и Святых Таинствах? Когда человек всем двоим сердцем предается Богу, тогда он забывает все земное, временное и переносится в область такого блаженства, о котором, по словам апостола Павла, «не лет есть человеку глаголати» (2Кор.12:4), то есть нельзя выразить этого блаженного состояния человеческим языком.
В наше время массового неверия в Бога слова апостола Павла: «сердцем веруют к праведности» (Рим.10:10) – имеют особую силу и заслуживают исключительного внимания.
Почему теперь многие не веруют в Бога? Да потому, что они никогда не переживали того блаженного состояния, того духовного восторга, который испытывали апостолы на горе Фавор, созерцая Божество Иисуса Христа.
Им незнакомо состояние духовного единения человеческой души с Богом в молитве и Святых Таинствах, особенно в Таинстве Святого Причащения, когда верующий принимает Животворящие Таины Христовы.
Наш долг, наша священная обязанность привести всех наших верующих, заблудившихся братьев и сестер к молитвенному общению с Богом, дать им возможность самим лично пережить то отрадное, возвышенное чувство, которое наполняет все существо человека во время усердной молитвы в храме. Пусть и они вместе с нами от чистого сердца искренно скажут: «Господи! хорошо нам здесь быть».