Н.И. Оловяшников

История колоколов и колокололитейное искусство

Источник

Содержание

А.Ф. Бондаренко. Николай Иванович Оловянишников и его «История колоколов». (Вместо предисловия)

Часть 1. История колоколов О колоколах в древние времена Легенда о Павлине Милостивом Била и клепала Колокольный звон и Христианская церковь Ограничения и запреты колокольного звона Распространение колоколов Звонницы и колокольни Колокола в Древней Руси Колокола XVI–XVII вв Колокольный звон, его употребление и виды Освящение колоколов. Колокольные имена Крещение колоколов Колокола и чудеса Легенда о «глухом колоколе» Надписи на колоколах Новгородские колокола Владимирские колокола Казанские колокола Колокола России Колокола Санкт-Петербурга Колокола Москвы Колокола иностранного происхождения Русские колокола в Западной Европе Новогородские колокола (окончание) Изречения и стихи на колоколах Царь-колокол Как поднимали Царь-колокол Будет ли звонить Царь-колокол? Колокольня Иван Великий О гибели колоколов Колокола Ивана Великого Ростовские колокола и звоны Колокола Западной Европы Каменные, чугунные, железные, серебряные Легенда о серебряном колоколе Часть 2. В поисках гармонии Форма и звуки Музыка звонов Конкурс звонарей в Брюгге Звонарь Карэ из романа «Бездна» Общества звонарей в Англии Звонарь А.В. Смагин Протоиерей Аристарх Израилев и настройка колоколов Гармонически настроенные колокола в с. Ваулове Карильоны и куранты Куранты в Московском Кремле Куранты Петропавловской крепости Часть 3. Занимательные истории о колоколах Наказание новгородского колокола Ссылка угличского колокола Пленные колокола Самозвоны Пленные колокола (окончание) Набатные, осадные и сторожевые колокола Случай со снятым набатным колоколом Сторожевые морские колокола О значении колоколов для русского человека Писатели о колокольном звоне Колокола в музыкальном искусстве Колокола в изобразительном искусстве Колокола в фольклоре Обычаи, связанные с колоколами Путешествие русских колоколов в Сербию О любви звонить в колокола Тифлисская история Падение Реута Коллекция «отлитых» историй Знак об освобождении Москвы Русский колокол на Афоне Часть 4. Колокололитейное искусство Колокольный металл Форма колоколов. Профили Немецкий профиль Французский профиль Русский профиль Форма колоколов. Добиваясь совершенства Колокольные уши Изготовление формы для отливки колокола Отливка Теофиловы колокола Колокольные языки Ремонт колоколов Доставка и подъем колоколов Подвеска колоколов Колокололитейные заводы Сохранение и правильная эксплуатация колоколов Таблица 1. Вес, диаметр, высота колоколов и вес языков к ним Таблица 2. Подбор колоколов для цельного звона Библиография. При составлении настоящего очерка автор пользовался следующими источниками: Н.Е. Прянишников Николай Иванович Оловянишников. (Биографический очерк) 1. Прошение Ивана Порфирьевича Оловянишникова о предоставлении ему права на потомственное почетное гражданство 2. Свидетельство ярославской градской думы, приложенное к прошению И.П. Оловянишникова 3. Грамота Николая I «О присвоении Ивану Порфирьевичу Оловянишникову с потомством сословного звания потомственного почетного гражданина» Система мер в дореволюционной России Библиография (дополнительная)  

 
А.Ф. Бондаренко. Николай Иванович Оловянишников и его «История колоколов». (Вместо предисловия)

Книга Н.И. Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство» вышла в свет в 1912 г., когда колокололитейный завод товарищества «П.И. Оловянишникова сыновья» существовал уже полтора столетия. Колокола Оловянишниковых пользовались огромным спросом, как в самой России, так и за ее пределами. Они успешно конкурировали со своими собратьями, отливавшимися на более чем двадцати российских заводах аналогичного профиля, среди которых были такие именитые предприятия, как завод Бакулевых в Слободском, братьев Усачевых на Валдае, А.Д. Самгина и П.Н. Финляндского в Москве.

Книга стала вторым, дополненным изданием «Истории колоколов и колокололитейного дела на заводе Товарищества П.И. Оловянишникова сыновья», вышедшей в свет в Ярославле в 1906 г. Задуманная первоначально весьма узко с акцентом на деятельности фамильного колокололитейного завода с приложением каталога отлитых на нем колоколов, работа была значительно расширена во втором издании. Объем ее увеличился почти в три раза, но главное – изменилась направленность, что видно уже из нового заглавия.

Составитель и издатель ежемесячного журнала конца XIX – начала XX в. «Русский архив» Петр Бартенев дал ей очень точное определение: «Весьма замечательная книжка, написанная, как надо полагать, не для зазыва только к заказу колоколов, а из потребности опознаться исторически в своем деле».

Действительно, видимо именно потребность опознаться исторически в своем деле и побудила автора к созданию этого фундаментального труда. Его значение трудно переоценить. «История колоколов...» явилась первой попыткой обобщения знаний о колоколах за их многовековую историю и в результате стала своеобразной колокольной энциклопедией начала XX в. Поскольку же автор, инженер-технолог по профессии, стоял ближе к производству колоколов, чем к их истории, отличительная особенность его работы состоит в том, что, по сути, она является еще и практическим руководством по отливке и эксплуатации колоколов.

Н.И. Оловянишников, изучив большое количество как отечественных, так и иностранных источников, связанных с историей и производством колоколов, собрал богатейший фактологический материал и дал максимально полную для своего времени картину развития колокольного искусства в России и частично в Западной Европе.

До начала XX в. отечественная наука не имела монографического труда, в котором тема колоколов, как огромного пласта российской истории и культуры, была бы рассмотрена с разных сторон. Это тем более удивительно, что к тому времени колокололитейное дело в России насчитывало уже не одно столетие.

Первое летописное известие о литье колоколов на Руси относится к 1259 г., археологические же находки позволяют считать, что в древнем Киеве колокола отливались еще в начале XIII в. По мере распространения и укрепления православия и совершенствования технологии производство колоколов расширялось, как следствие возрастало их количество, увеличивался вес, оттачивалось декоративное убранство. К колоколам на Руси всегда относились с особым почтением и любовью, в результате в силу целого ряда причин в нашем отечестве они получили небывалое распространение.

Российская историческая наука впервые обратила свой взор на колокола во второй половине XVIII в., что было отмечено появлением ряда сочинений, посвященных колоколам и колокольному звону. На протяжении XIX в. интерес к этой теме постепенно возрастал, количество публикаций увеличивалось. Как правило, большинство из них печаталось в различных периодических изданиях, трудах Археологических съездов и Общества истории и древностей российских. Большая часть этих сочинений была не научного, а информационного характера. Год от года круг интересов авторов постепенно расширялся, тематика публикаций становилась все более разнообразной. Преимущественно это были исследования в области литейного дела, отдельные публикации о конкретных наиболее знаменитых колоколах и колокольном звоне.

Н.И. Оловянишников в процессе работы над книгой знакомился со всеми этими источниками. Кроме того, поставив перед собой задачу рассмотреть проблему гораздо глубже, он провел по истине титаническую работу по выявлению литературы, на первый взгляд казалось бы не связанной непосредственно с колоколами. На самом же деле она содержала богатейшие сведения, представляющие огромный интерес для изучения поставленной проблемы.

Речь идет о литературе, в которой описываются древности и достопримечательности храмов, монастырей, а также городов и других населенных пунктов Российской империи. В этих описаниях упоминаются колокола, находившиеся в конце XIX – начале XX в. на многочисленных колокольнях в самых разных уголках нашей необъятной Родины. Особое значение эти сведения приобрели после печально знаменитой «колокольной кампании», хладнокровно спланированной и проведенной Советской властью в 1920-е – 1930-е годы, когда в плавильных печах металлургических заводов погибли десятки тысяч колоколов, некогда оглашавших Россию на всем ее пространстве. Это была невосполнимая утрата, ведь как отдельные колокола, так и формировавшиеся веками колокольные наборы представляли не меньшую художественную и духовную ценность, чем собрания икон в храмах, городские или монастырские архитектурные ансамбли, древлехранилища.

Сегодня по большей части благодаря литературе именно такого рода мы можем составить, к великому сожалению, лишь самое общее представление о навсегда утраченных, зачастую поистине уникальных памятниках литейного искусства тех веков, когда сотни тысяч колоколов, отлитых многими поколениями замечательных мастеров, вызывали удивление и восхищение иностранцев, посещавших Россию в то или иное время.

Список литературы, приведенный Н.И. Оловянишниковым в конце своего труда, стал первой отечественной библиографией по истории колоколов. Фактически же при работе над книгой автор использовал 297 источников, из них 276 на русском языке и 21 – на иностранных. Весь этот список можно условно разделить на несколько разделов:

– история и описание достопримечательностей городов, церквей и монастырей;

– литература о колоколах;

– историческая литература;

– исторические документы и древние рукописи;

– дневники и воспоминания;

– периодические издания;

– фольклор;

– художественная литература.

Раздел, посвященный истории и описанию достопримечательностей городов, церквей и монастырей, самый обширный, он включает 146 названий. Здесь содержится описание около тридцати городов и других населенных пунктов, более пятидесяти храмов, свыше семидесяти монастырей, причем не только существовавших в начале XX в., но также к этому времени уже упраздненных.

Особый интерес представляет литература о колоколах. Всего 59 названий, из которых 21 на французском и немецком языках. Все они содержат описание или какую-либо другую информацию более чем о семидесяти конкретных колоколах, находящихся не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в самых отдаленных уголках России, однако по тем или иным соображениям вызвавших интерес авторов. Из них восемь – непосредственно о колоколах Московского Кремля, в том числе о Большом Успенском и Царь-колоколе.

Менее обширен список используемой автором исторической литературы, он включает 23 названия. Однако источники такого рода неоценимы для понимания места колоколов в социально-политической, экономической и культурной жизни государства, а также их роли в формировании национального самосознания.

То же можно сказать и об исторических документах и древних рукописях. Здесь особо следует отметить такие источники, как русские летописи. Н.И. Оловянишников использовал их в своем труде около десятка. Это Лаврентьевская, Никоновская, Первая, Вторая, Третья Новгородские и некоторые другие. Материал, содержащийся в них, еще ждет своего исследователя.

Раздел, содержащий 30 названий дневников, писем, воспоминаний паломников к святым местам охватывает период с XII по XIX вв. Особый интерес вызывает материал, взятый из путевых заметок, описаний, впечатлений одиннадцати иностранцев, посетивших Россию в разное время, в которых содержится немало сведений о русских колоколах в Москве, Великом Новгороде и других городах.

В разделе, посвященном периодическим изданиям, собран большой материал из различных периодических изданий конца XIX – начала XX в., как-то: Ярославские и Рязанские епархиальные ведомости, Вологодские, Ярославские и Владимирские губернские ведомости, всевозможные издания Императорского московского археологического общества, материалы исторических ежемесячных сборников «Древняя и новая Россия», «Русская старина», «Русский архив» и многих других.

Несомненный интерес представляют былины, народные сказания, собрания пословиц и поговорок, песни, причитания, стихотворения, которые придают изложению определенный колорит.

Свежую струю, образное представление вносят и целые выдержки из художественной литературы четырех русских и трех зарубежных авторов, среди которых имена таких знатоков человеческих душ как В.М. Гаршин, А.И. Куприн, Ф. Шиллер, Ж. Роденбах. В отрывках из их замечательных произведений в основном описывается влияние колоколов и колокольного звона на человека.

Таким образом, даже столь краткий библиографический обзор книги Н.И. Оловянишникова убеждает нас, что автор не только обозначил в ней все основные проблемы отечественной кампанологии, но также наметил по некоторым из них широкую историческую и искусствоведческую перспективу.

Однако, начавшееся в начале XX в. широкое изучение колоколов и колокольного искусства прервалось большевистским переворотом октября 1917 г. Колоколам и всему, что было связано с ними, объявили войну, окончившуюся почти полным уничтожением колоколов и запрещением звонов.

Более чем на 60 лет огромная страна, звуковым наполнением которой на протяжении столетий был колокольный звон, сопровождавший русского человека в течение всей его жизни, стала безгласна. Только в нескольких ее уголках тщательно береглась и передавалась из поколения в поколение традиция звона в колокола. Хранили ее немногочисленные подвижники, свято верившие в возрождение православной Руси, и не представляющие ее без храмов, колоколов, церковного пения, храмовой живописи. Ведь это неповторимое слияние веры, искусства и уклада жизни и составляет основу духовности нации.

Долгие годы советского периода книга Н.И. Оловянишникова была невостребованной и пылилась на библиотечных полках. Лишь единицы брали ее в руки и, прочитав, поражались величием и мощью державы, способной взрастить таких талантливых мастеров, произведения которых вызывали удивление и восхищение посещавших Россию иностранцев.

И вот в последней четверти XX в. наметился существенный сдвиг в сторону повышения интереса к истории памятников литейного искусства. Год от года все больше и больше специалистов включалось в круг людей, изучающих отечественную колокольную традицию. Будет долгим перечислять здесь имена всех энтузиастов, которые, проводя многие часы в пыльных архивах, по крупицам собирали чудом сохранившиеся сведения о колоколах, об отливавших их мастерах, о православном колокольном звоне. В конце настоящего издания читатель сможет познакомиться с библиографией по кампанологии (науки о колоколах) советского периода и последнего десятилетия XX в. и еще раз убедиться, что Россия сильна людьми, в ней живущими и творящими.

Однако, если в Западной Европе кампанология насчитывает не менее двухсот лет, в России она начала складываться лишь недавно. Отечественная кампанология, в связи с огромными утратами вещественных памятников и документальных источников, находится в стадии выявления, накопления и упорядочивания материала. О серьезных теоретических обобщениях, пока не создана надежная фактологическая база, говорить преждевременно.

Здесь и становится понятна актуальность книги Н.И. Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство». Автор, располагая фундаментальными преимуществами перед современными исследователями, а именно непосредственным наблюдением живой традиции, успел осознать важнейшие категории колокольного искусства и, сам не ведая того, обозначил основополагающую проблематику, связанную с его изучением.

Не подлежит сомнению, что для начала XX в. труд Н.И. Оловянишникова был величайшим событием в русской исторической науке и стал выдающимся вкладом в развитие теории колокольного искусства. По прошествии 90 лет с момента выхода книги в свет, она не только не потеряла свою актуальность, но в свете происшедшей с российскими колоколами трагедии, приобрела еще большее значение.

Однако, никоим образом не умаляя ее достоинств, необходимо отметить, что за последние десятилетия в изучении колоколов произошли значительные перемены. Наука в этом направлении продвинулась далеко вперед, были выявлены и введены в научный оборот источники, неизвестные и потому неиспользованные Н.И. Оловянишниковым.

В виду этого следует признать тот факт, что на сегодняшний день книга Н.И. Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство» не отвечает требованиям современной науки. Поскольку же литература подобного рода не только крайне необходима каждому специалисту-кампанологу, будь то практическая или теоретическая деятельность, но также представляет большой интерес для самого широкого круга интересующихся отечественной историей читателей, назрела острая необходимость ее переиздания.

Для работы над третьим изданием книги был создан научно-редакционный совет, в следующем составе: кандидат исторических наук А.Ф. Бондаренко, кандидат искусствоведения М.В. Есипова, доктор технических наук О.Н. Магницкий, этномузыковед-кампанолог А.Б. Никаноров и кандидат физико-математических наук Ю.В. Пухначев. Перечисленных лиц, несмотря на то, что каждый из них специализируется в различных областях знаний, объединяет то, что все они, будучи кампанологами, состоят членами Ассоциации колокольного искусства России – общественной организации, основанной в 1989 году для изучения и пропаганды отечественного колокольного искусства.

Научная работа по обработке текста распределялась соответственно специализации каждого участника. Самым важным было выверить всю библиографию, поскольку в ссылках на источники в книге содержалось огромное количество неточностей, а зачастую даже ошибок, особенно в написании иностранных работ. Отечественным тоже не повезло: целый ряд книг оказался, мягко говоря, неверно описан. Ошибки в годах, произвольные названия, а порой фамилии авторов были просто заменены фамилиями издателей.

Эту, самую сложную и ответственную часть работы, выполнил А.Б. Никаноров, который нашел все выходные данные не только из списка литературы, приведенного в конце книги, но также и все источники, приведенные в подстрочных примечаниях, но отсутствующие в списке. Им же была проведена сверка цитат с подлинными книгами или статьями, выявлены границы цитирования, исправлены опечатки.

Не так хорошо обстоит дело с источниками на иностранных языках. Они как правило, либо цитируются автором, либо пересказываются. К сожалению, выверить данную по ним информацию не представилось возможным, поэтому эта часть книги осталась без комментариев.

Поскольку Н.И. Оловянишников привел в конце своего труда не полный список используемой им литературы, мы посчитали правильным включить в настоящее издание всю литературу, на которую он ссылается в своем труде. Кроме того, этот список был дополнен за счет выявленных нами источников. Он мог бы быть значительно шире, однако, к сожалению, не все источники, цитаты из которых содержатся в книге, удалось идентифицировать. В этом случае в примечаниях дается комментарий «Источник не выявлен».

В результате работы над книгой были составлены научные комментарии, вынесенные в примечания. В них уточнены многие положения с учетом развития современной науки, исправлены неточности и ошибки, разъяснены непонятные места в тексте, даны ссылки на современные источники, в которых читатель может подробнее познакомиться с упоминаемыми в книге колоколами, явлениями, событиями.

Кроме комментариев, вынесенных в приложения, были внесены поправки в основной текст. Это приведение текста в соответствие к нормам современного языка, перевод дат с летоисчисления от Сотворения мира на летоисчисление от Рождества Христова, исправление всех авторских подстрочных примечаний с учетом выверки библиографии, перемещение в нескольких случаях целых блоков текста с целью внесения последовательности в изложение. Текст издания структурирован – произведена разбивка на части и главы (разбивке подверглись и многостраничные абзацы), что безусловно облегчит чтение книги. В большинстве случаях восстановлены пропуски и сокращения (за исключением прямого цитирования). Все редакторские внесения в текст заключены в квадратные скобки.

В конце книги помещены указатели: именной, который поможет читателю сориентироваться в тексте среди огромного числа персоналий, упомянутых в книге, а также географический.

Необходимо сказать, что кое-что осталось за рамками комментариев. Так, например, работающий с текстом должен иметь в виду, что, сведения об описываемых колоколах отражают положение дел не на время написания книги, а на те годы, какими датируются используемые автором источники, а информация, которая по той или иной причине пока не попала в круг интересов современных исследователей, может быть со временем по мере развития науки подвергнута переосмыслению.

Поскольку книга Н.И. Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство» должна быть не просто литературным памятником, а пособием по изучению колоколов и колокольного искусства, редакционный совет посчитал необходимым поместить в настоящее издание список литературы и рукописей, состоящий из наиболее важных работ, вышедших в свет после 1917 года, на которые смогут опереться современные кампанологи.


Источник: История колоколов и колокололитейное искусство / Н.И. Оловянишников ; под ред. А.Ф. Бондаренко. – Изд. 4-е. - Москва : НП ИД «Русская панорама», 2003. - 515 с.: ил., ноты, портр., табл. (Возвращенное наследие: памятники исторической мысли).

Комментарии для сайта Cackle