Н.И. Оловяшников

Источник

Н.Е. Прянишников824 Николай Иванович Оловянишников. (Биографический очерк)

Родился Николай Иванович 12 октября (25 по новому стилю) 1875 года в семье Ивана Порфирьевича Оловянишникова, ярославского первой гильдии купеческого сына825, и жены его Евпраксии Егоровой (урожденной Горошковой). Прадед Николая Ивановича, Иван Порфирьевич Оловянишников, получил по именному указу Николая I потомственное почетное гражданство (см. Приложения). Дед, Порфирий Иванович, превратил традиционное для семьи колокольное производство в современное промышленное предприятие.

Родители поселилась в Москве в начале 70-х годов, не прерывая торговых и коммерческих связей с родным городом. В Москве семейство проживало в доме купеческой вдовы Молчановой на Покровке, в Мясницкой части. Ныне это дом под №10.

Николай появился на свет четвертым. Третий сын, Виктор, родился годом раньше, и братья-погодки были очень близки друг другу. Так в семье сложились три возрастных пары: старшая – Порфирий и Иван, средняя – Виктор и Николай, и младшая – Владимир и Георгий. Между девочками Марией и Татьяной было 13 лет разницы по возрасту.

Надо сказать, что еще в семье были дети, умершие в младенчестве. Так, в книгах, фиксирующих сборы за венчики за 1879 год, от 10 мая имеется запись о смерти младенца Владимира, 3-х месяцев. На Леонтьевском кладбище в Ярославле покоится младенец Николай. В метрических книгах за 1894 год сказано, что в половине 6-го утра 6 февраля родился сын Сергей, причем крестным отцом его был города Кронштадта Андреевского собора протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (отец Иоанн Кронштадтский). Младенец скончался от воспаления оболочек мозга на новый 1896 год и был похоронен на кладбище Алексеевского монастыря.

Крещение младенца Николая было произведено спустя семь дней, 19 октября, в приходской церкви Троицы, что на Грязях у Покровских ворот. Крестил протоиерей Александр Соколов, а восприемниками новорожденного были его дедушка Порфирий Иванович Оловянишников, купец первой гильдии и потомственный почетный гражданин, и его бабушка по материнской линии, тоже потомственная почетная гражданка Ираида Константиновна Горошкова (урожденная Волгина)826.

Начальное и среднее образование Николаем было получено в Мужском училище при Евангелическо-Лютеранской церкви святых Петра и Павла, расположенной неподалеку от Покровских ворот в Петроверигском переулке. Состояло оно из трех отделений: начальной школы, реального училища с коммерческим отделением и гимназии. К сожалению, мы не знаем, в каком из двух последних учился Н.И. Оловянишников.

В училище преподавали немецкий и французский язык, давали сведения по коммерческой арифметике, бухгалтерии. Обязательны были Закон Божий, танцы и гимнастика. Душа и тело должны были воспитываться в строгости и работе. О склонности купечества давать детям немецкое образование упоминал в своих воспоминаниях П.И. Щукин. Строгость немецкого обучения (о ней косвенно свидетельствует название переулка, поименованного в честь вериг апостола Петра) должна была компенсировать достаточно благополучное положение богатой купеческой семьи, ее достаток.

Затем Николай Иванович поступил в Императорское Высшее инженерно-техническое училище (ныне имени Н.Э. Баумана), где он получил звание инженера-технолога, а затем его высшее образование было продолжено в Германии.

По окончании Училища Николай Иванович был зачислен рядовым в 7 гренадерский Озмогитский полк на правах вольноопределяющегося 1-го разряда. К 7-му апреля 1900 года им был пройден курс первоначального военного обучения (с присвоением звания ефрейтора), а уже 1 августа он стал младшим унтер-офицером и, наконец, 20 августа того же года выдержал экзамены на низший офицерский чин – прапорщика запаса.

Во время русско-японской войны был призван в 176 Переволоченский пехотный полк, перемещен в 231 Троице-Сергиевский полк, а 13 января 1913 года уволен из запаса с зачислением в ополчение, в котором и состоял во время начавшейся Первой мировой войны.

За исключением перерыва на воинскую службу и учебу, Николай Иванович все время (1901–1918) проработал в фирме «П.И. Оловянишникова сыновья». Сначала в должности кандидата, а потом – директора. По числу паев среди пайщиков Товарищества он занимал устойчивое второе место после главы фирмы Евпраксии Георгиевны (у нее было 42,5%, у него – около 10%), а по заработной плате вдвое опережал ее, получая 24 тысячи рублей в год. Надо отметить, что, получая зарплату в компании, Николай Иванович, оплачивал проживание в доходном доме Товарищества, о чем сохранились соответствующие квитанции. Эти квитанции впоследствии, в период гонений на купеческие семьи, очень пригодились семье. Ими можно было доказать, что он был рядовым квартиросъемщиком и не имел в этом отношении никаких преимуществ перед другими жителями.

В компетенции Николая Ивановича было строительство промышленных зданий, разработка технологии производства. Он занимался в основном колокольным и свинцово-белильным заводами, в то время как Виктор Иванович управлял фабрикой церковной утвари, а Иван Иванович ведал финансами. За время работы Николая Ивановича и под его наблюдением велось строительство каменной краскотерки, больницы, механической мастерской, с 1905 года введено электроосвещение, сооружена водонапорная башня. В 1914 году построены двухэтажное здание для прачечной и бани, каменное трехэтажное здание и многие другие сооружения.

Получив хорошее образование, Николай Иванович продолжал учиться самостоятельно. Он ценил и собирал книги. Библиотека из ярославского дома, занимавшая большое число огромных (с размерами от пола до потолка) шкафов, попала впоследствии на Волкушинский завод и состояла более чем из полуторы тысяч томов. Предметом увлечений Н.И. Оловянишникова были искусство и архитектура. В поездках по Европе он более всего ценил возможность посещать музеи, картинные галереи; собирал гравюры. Став сам собирателем, он склонил к коллекционированию и свою жену Александру – она стала собирать национальные женские головные уборы горожанок – кики.

Еще во время учебы Николай Иванович увлекся историей колоколов, связанной с ними мифологией и фольклором, отражающими значение колоколов в русской культуре, а также особенностями технологии литья из колокольной бронзы. Разыскания Николая Ивановича нашли отражение в двух изданиях его книги «История колоколов и колокололитейное искусство», вышедших в 1906 и в 1912 годах.

Первое издание более компактно, зато оно сопровождается развернутой таблицей распространения колоколов фирмы весом более 100 пудов по России и за ее пределами827.

Второе издание сильно переработано и увеличено в объеме828. Н.И. Оловянишниковым также, по-видимому, составлен список колоколов весом свыше 20 пудов829, и, хотя во второе издание список не вошел, чтобы не увеличивать объема книги, он представляет для нас значительную ценность.

2 февраля 1911 года Николая Ивановича принимают в действительные члены Ярославской губернской архивной комиссии (ЯГУАК)830, где он сменил в работе своего старшего брата Порфирия Ивановича831, умершего в 1909 году и активно работавшего в комиссии еще в XIX веке. Время вступления Николая Ивановича показательно – впереди значительные хлопоты по празднованию 100-летия войны 1812 года и 300-летия Дома Романовых.

6 сентября 1909 года в Троицкой церкви на Грязях, что у Покровских ворот, Николай Иванович обвенчался с дочерью Коммерции советника Александрой Ивановной Пономаревой832. Врачующиеся были уже людьми зрелыми, Николаю Ивановичу через месяц исполнялось 34 года, а Александре – 29 лет. Супруги принадлежали к соседним приходам. Николай Иванович проезжал в экипаже по Армянскому переулку, следуя из дома Евпраксии Георгиевны в магазин на Никольскую, и иногда видел в окне появлявшуюся Александру Ивановну, бывшую (по многим признаниям) одной из первых красавиц тогдашней Москвы. Поручителями по жениху были братья Виктор и Иван Ивановичи, с которыми у Николая были особо теплые отношения. По невесте согласие дали отец Иван Антонович, и священник церкви Николы, что в Столпах, Петр Иванович Троицкий. В браке было двое детей: Николай – (род. 1910 год) и Ирина (род. 1913 год). Николай Иванович очень любил играть с детьми (это видно по многим сохранившимся фотоснимкам). Он был большим фантазером и однажды предложил детям сделать сад из красок (благо красок в порошке и образцов химического производства в доме было с избытком).

Николай Иванович поддерживал образовательные начинания. Известно, что в ярославской женской гимназии он учредил именную (Шуры Оловянишниковой, своей жены) стипендию, был он и попечителем в объединенном образовательном учреждении – Ярославском городском коммерческом училище имени Ярослава Мудрого и торговой школе. Он был выбран (вместе с Д.Е. Жаковым, И.Ф. Петровым) Ярославским биржевым обществом и утвержден приказом Министра торговли и промышленности 23 сентября 1911г. за № 13520 членом попечительского совета на четырехлетие с 2 мая 1911 г.

Кроме того, Николай Иванович был гласным городской думы, (гласным был также выбран двоюродный брат Н.И. – Пантелеймон Сергеевич Оловянишников), а также участвовал в благотворительном «Обществе вспомоществования нуждающимся учащимся Ярославских городских коммерческих учебных заведений», в котором он занимал должность товарища (заместителя) председателя (председателем был Сергей Иванович Вахрамеев). В это благотворительное общество «Товарищество П.И. Оловянишникова Сыновья» входило в качестве коллективного члена, что подразумевало постоянные отчисления на коммерческое образование в городе Ярославле.

Николай Иванович участвовал в общественной жизни Ярославля. Сохранились два его письма к Михаилу Павловичу Чубинскому, директору Демидовского лицея833. В письмах речь идет о подготовке празднования юбилея Н.В. Гоголя. Николай Иванович, будучи в Москве, занимался его организацией и подготовкой, вел переговоры об участии в ярославских торжествах с И.М. Москвиным, актером Художественного театра, которого никак не отпускал режиссер Станиславский; шла речь о приглашении актера Л.М. Леонидова. Многие, кого Николай Иванович приглашал в Ярославль, были заняты в московских мероприятиях (литературовед В.В. Каллаш, критик Айхенвальд). По рекомендации Каллаша приглашались П.Н. Сакулин, Н.М. Мендельсон. Согласился выступить оперный певец А.И. Разнатовский, а для чтения прозы – актер Малого театра Лебедев. Этот яркий пример участия Николая Ивановича в организации городского праздника в Ярославле показывает его связи с миром культуры и искусства.

Ссылаясь на воспоминания И.К. Хохлова, в книге по истории Волкушинского завода приводятся сведения о смерти Николая Ивановича при переходе границы. Из семейных преданий известно, что после разгрома Ярославского восстания, когда начались жестокие репрессии в городе и расстреливали офицеров и состоятельных горожан (а Николай Иванович относился и к тем, и к другим, да к тому же был гласным городской Думы), он сумел вернуться в Москву, откуда был послан дирекцией фирмы в харьковский филиал (Харьков в то время находился в составе независимой Украины, однако о границе можно говорить с известной натяжкой, скорее, это была линия фронта). Впрочем, подробные обстоятельства смерти Николая Ивановича так и не выяснены. Известно только, что это был 1918 год.

1. Прошение Ивана Порфирьевича Оловянишникова о предоставлении ему права на потомственное почетное гражданство834

(РГИА, ф. 1343, оп. 39, д. 3442835, лл.1 и 1 об.):

«27 сентября <1>834

Всепросветлейший Державнейший Великий Государь Император Николай Павлович Самодержец Всероссийский Государь Всемилостивейший.

Просит Ярославский первой Гильдии купец и фабрикант Иван Порфиръев сын Оловянишников, а о чем тому следуют Пункты.

1-й

На основании Высочайшего Манифеста, состоявшегося в 10-й день Апреля 1832го года, числа воспользоваться правом почетного гражданина потомственно, получил из Ярославской градской думы Свидетельство, удостоверяющее как о времени Состояния моего и родителя моего в гильдиях, так и о том, никаким судебным приговором семейство мое опорочено не было, каковое свидетельство и копию с него представляя при сем всеподданнейше прошу.

Дабы Высочайшим Вашего Императорского Величества указом повелело было сие прошение с приложениями Правительствующего [л. 1 об.] Сената в 1-м Департаменте по Герольдии принять и на право почетного гражданина потомственного выдать мне с семейством грамоту;

ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ прошу ВАШЕГО Императорского Величества о сем моем прошении решение учинить. Сентября, дня 1834го года к поданию надлежит Правительствующему Сената в 1 и Департамент по Герольдии прошение сочинял и набело переписывал Ярославский мещанин Флегонт Иванов Яхонтов».

В конце абзацев и документов текст рукой Ивана Порфирьевича Оловянишникова: «К сему прошению ярославский первой гильдии купец Иван Порфирьев сын Оловенишников руку приложил. Жительство имею в городе Ярославле в собственном доме».

В конце первого листа запись: «решено героль<дией > 12 октября 1834-го Д.С.836 Решение Сенат<а> 18 октября 1834 года».

2. Свидетельство ярославской градской думы, приложенное к прошению И.П. Оловянишникова

(РГИА, ф. 1343, оп. 39, д. 3442, л. 2, 2об.):

«СВИДЕТЕЛЬСТВО

По указу Его Императорского Величества дано сие из Ярославской градской Думы ярославскому первой гильдии купцу Ивану Перфирьеву сыну Оловянишникову в том, что данным он прошением просил о выдаче на испрошение по основанию Высочайшего Манифеста, состоявшегося в 10-й день апреля 1832-го в потомственное почетных граждан сословие грамоты должного свидетельства; после чего с учиненных выправок открылось: что означенный проситель с тысяча восемьсот десятого года при жизни отца Перфирья Григорьева Оловянишникова и с тысяча восемьсот двадцать третьего, по имеющейся за ним посессионной фабрике с особо объявленным капиталом по тысяча восемьсот первой год состоял во второй гильдии, а после смерти отца по заплате наследственного капитала однопроцентных [л. 2 об.] денег с тысяча восемьсот тридцать первого года состоит в первой гильдии, по которой и на сей тысяча восемьсот тридцать четвертой год объявил капитал с имеющимся при нем семейством, а именно: Женою Ольгою Ивановою, сыновьями, Арсением, Александром, Перфирьем, Иваном и Арсения женой Ольгою Михайловою детьми Николаем и Геннадием, которое Семейство установленный по Гильдиям повинности оплачивало бездоимочно, и в течении более двадцати лет несостоятельности не подпадало, и судебным приговором опорочено не было; в чем градская дума и свидетельствует сентября двадцать первого дня Тысяча восемьсот тридцать четвертого года.

Гласный Горошков, Гласный Киселев, Гласный Шатин.

У сего свидетельства Ярославской Градской думы Печать Секретарь Фалин (?)».

3. Грамота Николая I «О присвоении Ивану Порфирьевичу Оловянишникову с потомством сословного звания потомственного почетного гражданина»

(РГИА, Департамент герольдии Сената, Ф. 1343, оп. 39, д. 3442, л. 11):

«Божиего милостию МЫ НИКОЛАЙ ПЕРВЫЙ ИМПЕРАТОР и САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ и прочая, и прочая, и прочая

Манифестом НАШИМ в 10-й день апреля 1832 года, установлено сословие Почетных Граждан, на правах в оном предначертанных; а как верноподданный НАШ Ярославский первой гильдии купец Иван Оловянишников, представленными актами доказал право на потомственное Почетное Гражданство, то возводя оного Ярославского первой гильдии купца Ивана Оловянишникова с потомством в сословие Почетных Граждан, Всемилостивейше повелеваем пользоваться как ему, так и его потомству всеми правами и преимуществами, Манифестом Нашим сему сословиями дарованными; во свидетельство чего повелели Мы сию Грамоту Правительствующему Сенату подписать и Государственною Нашею печатью укрепить. Дана в Санкт-Петербурге... дня 1834 года».

* * *

824

Николай Евгеньевич Прянишников является прямым потомком (внуком) Н.И. Оловянишникова, хранителем семейных традиций.

825

Купеческим сыном считался неотделивший отпрыск, торговавший вместе с отцом.

826

ЦИАМ, ф. 203. оп. 750, дело 30, л. 537 об., 538.

827

История колоколов и колокололитейное дело на заводе П.И. Оловянишникова сыновья. – М. – Ярославль, 1906. 152 стр.; 9 таблиц; 8 илл.; 41 п. библ.

828

История колоколов и колокололитейное искусство, изд-во Т-ва Оловянишниковых. – 1912. 435 стр; 11 табл.; 49 илл.; 246 п. библ.

829

Список колоколов весом более 100 пудов, отлитых с 1870 но 1905 г. и весом более 20 пудов с 1905 по 1912 г. на заводе товарищества П.И. Оловянишникова сыновья. – Изд. в Ярославле; без даты и указания автора-составителя.

830

Труды ярославской губернской архивной комиссии. Книга VII, вып. 1-ый. – Ярославль, 1914. С. 65.

831

Сохранились сведения об активном участии П.И. Оловянишникова в подготовке к памятной дате – 600-летия кончины Святого и Благоверного князя Федора Ростиславовича Черного (ярославского), где П.И. взял на себя хлопоты по выпуску памятных образков-медальонов и контакты с выпускавших их фирмой Жако. (см. Труды ЯГУАК, кн.VI, вып. 1, Ярославль; с. 117).

832

ЦИАМ, ф. 2126, оп. 1, ед. хр. 217, лл. 128 и 129 об

833

РГИА, ф. 1081, оп. 1, д. 303, лл. 1,2,3,3 об., 4.

834

Документы публикуется с частичным изменением орфографии (с заменой «i», «ъ», «ѣ»), хотя остальные стилистические особенности сохранены. К сожалению, в имеющейся у нас копии отсутствуют дата и месяц выхода документа. Ее можно установить по помете писаря: решение Департамента Герольдии Сената от 12 октября, утверждение 18 октября. Публикация Н.Е. Прянишникова. Выражаю большую благодарность Л.М. Сеселкиной (хранителю РГИА) за разыскание этих документов.

835

Судя по тому, что в Департаменте Герольдии Сената содержится 13837 дел, число семей потомственных почетных граждан не превысило 14 тысяч. Представители этого сословия могли жаловаться (награждаться) лично Государем за отличия, освобождалось от рекрутской повинности, подушного налога и телесных наказаний.

836

Департамент Сената.


Источник: История колоколов и колокололитейное искусство / Н.И. Оловянишников ; под ред. А.Ф. Бондаренко. – Изд. 4-е. - Москва : НП ИД «Русская панорама», 2003. - 515 с.: ил., ноты, портр., табл. (Возвращенное наследие: памятники исторической мысли).

Комментарии для сайта Cackle