Источник

Вероисповедания Коптов

Исповедание Веры, извлеченное из апостольских постановлений, содержимых Коптами.

«Верую во единого истинного Бога, вседержителя, Отца, и в единородного сына его Иисуса Христа Господа нашего и спасителя, и в Духа Святого животворящего, Троицу единосущную: едино господство, едино царство, едино крещение: во святую, соборную и апостольскую церковь, в жизнь вечную. «Аминь».

Символ Веры Никейско-цареградский в Коптском часослове читается так:

Веруем во единого Бога Отца, вседержителя, творца небу и земли, видимым, же и невидимым. И во единого господа Иисуса Христа сына божия, иже от Отца рожденного прежде всех век, света от света, Бога истинна от Бога истинна рожденна, несотворенна, единосущна отцу, им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавше и погребенна в воскресшего из мертвых в третий день по святым писанием. И возшедшего на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущего со славою судите живым и мертвым, его же царствию не будет конца. И в духа святого веруем господа животворящего, единосущна, иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшего пророки. Во едину, святую, соборную и апостольскую церковь. Исповедуем едино крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Символ св. Афанасия патриарха Александрийского, хотя и переведен на арабский язык с латинского (и помещен в сегвериапском кодексе Иаковитов египетских); но никогда не был употребляем Коптами ни в церквах, ни в домах, потому что не освящен древним преданием их.

Вероисповедание патриарха Санутия (IX века).

По уклонении Коптов от православной церкви после Халкидонского вселенского собора (в 451 г.), патриархи и епископы их в разные времена писали исповедания своей веры. Санутий, пятьдесят пятый патриарх их, избранный в 859 году по рождестве Христове, заботясь о духовной пастве своей, с великим тщанием писал пасхальные, увещательные послания. Из числа их замечательны особенно те, кои он начертал во второй год своего патриаршества и в коих изложил учение о воплощении сына божия сими словами:

«Веруем, яко Бог в кончине времени, егда благоизволи спасти род наш от рабства, посла в мир Сына своего единородного, иже и воплотися от Духа Свята и Марии Девы, восприя тело совершенное, кроме греха, тело, глаголю, душею одаренное, образом непостижимыми, и содела сие тело едино с собою, или присоедини оное себе без изменения, смешения, или разделения, обаче тако, яко бысть естество едино, ипостась едина, лице едино: пострада телом за ны, умре и воскресе из мертвых по писанием, и вознесеся на небо и сиде одесную Отца. Егда же глаголем, яко Бог пострада за ны и умре, верою разумеваем, яко Он пострада за ны телом, понеже сам есть безстрастен,2 тойжде Бог единый, яко же научиша ны отцы церкви святые. Кийждо же разделяя его, хульно утверждал бы, яко Бог-слово не приобщися ни страданию, ниже смерти, и яко пострада и умре точно человек, и тако разделял бы его на двое, на Бога-слово и на человека, яко бы в нем суть два естества и два лица, и якобы коеждо их действует особо по существу своему. Люди; сии тако понуждены суть вводить нечистую Веру. Некоторые и халкидонского собора против веры истинной. Таковых анафемаствует церковь вселенская, апостольская. Таковых бежим и мы, и проклинаем и анафемаствуем всех исповедующих, яко Бог после единения непостижимаго и имать два естества. Мы же право исповедуем, яко Бог Слово волею восприял есть на себе страдания в телеси. Несомненно бо есть, яко единение всегда и во всем едино есть. Понеже естества яже сперва соединена суть, никакоже и николи же разделяются по смотрению самого Слова: сего ради пребыша нераздельны и во время страдания, еже оно претерпе в телеси своем. Инако мы впали бы в забдуждение Фотина и Савелия, иже нечествоваху, яко Божество отступи, человечество же на кресте пригвождено бяше: каковых вкупе с толками их нечестивыми мы анафемаствуем, избегающе человекослужения их. (ὰνϑροπο λαρείαν)».

Это вероисповедание Санутия принимаемо было Коптами с великим уважением. Однако в Фиванде, особенно в селении Белоце, не мало нашлось таких, которые смело оспаривали сего патриарха и признавали его достойным низложения за то, что он приписывал смерть естеству Божескому. (Historia Patriarch. Alexandr. Jacobit. Parisiis. 1713. dag. 305– 306).

Вероисповедание патриарха Мины (X века).

Мина, шестьдесят первый патриарх, Коптский, святительствовавший с 958 по 977 год по рождества Христове, изложил учение о лице Богочеловека следующим образом:

Исповедуем естество едино и лице едино Слови единого совокуплено из двух через единение обаче без уничтожения, смешения и повреждения обою воплотившееся. И Кирилл свидетельствует, яко в том же учении пребыша отцы древнии и новы, и тожде обычно любиша сравнение сиречь души и тела. Веруем убо и извествуем, яко един есть Христос Сын Божий во двою естеству и лицу совершенну, Божеску и человеческу, и яко соделася едино естество, едино лице Слова воплощенного и вочеловечшагося. И никакоже глаголем, по соединении, два естества, два лица, две воли, и различныя действии. Всяк бо содержай таковое учение отлучен есть и осужден святыми отцы и преславными учители церкве, еже выше показахом. Сие бо есть учение Нестория последователей его». (Histor. Patr. Alex. Jacobit. pag. 361).

Вероисповедание Санутия епископа Каирского (XI века).

Когда скончался шестьдесят седьмый Коптский патриарх Кирилл (в 1092 г); тогда Александрийский клир вместе с Ель-Рифскими3 и Фиваидскими епископами приступил к избранию преемника ему. В их собор присутствовал епископ капрский Санутий и в речи своей против Фантазистов, утверждавших, что тело господа Иисуса Христа было призрачное, и что вместо его был распят Симон киринейский, свидетельствами священного писания и отцев доказывал, что учение церкви Христианской всегда было такое:

«Бог-Слово восприял естество человеческое от блаженной девы подобно нам, кроме греха, и соединил оное с собою тесным единением, сохранив свойства того и другого естества: иначе надлежало бы допустить, что все действия Иисуса Христа на земле и таинство искупления нашего, были только воображаемые и призрачные». (Histor. Pair. Alex. Jacob, pag. 471).

Вероисповедание Собора, бывшего при патриархе Кирилле в 1239 году.

В 1239 лето господне, четырнадцать епископов приморской области Египта с патриархом Кириллом, соборовали в каирской церкви Гарет-Зоулет и написали несколько постановлений касательно церковного благочининя, кои внесены в кодекс Коптского кононического права. В начале их изложено исповедание веры, то самое, которое утверждено было вселенскими соборами, Никейским, Константинопольским и Ефесским: потом изложено как то, что составляет основание Иаковитской церкви, так и то, что принято по преданию от св. Кирилла александрийского, Севера и Диоскора, которых учения держатся Копты, как правила истинной веры. А это учение кратко выражают они так:

«Христос Бог, соделавшийся человеком, есть едино естество, едино лице, едина воля. Он есть Бог – Слово и вкупe человек, рожденный от девы Марии. И так ему действительно приличествуют все свойства естества Божеского и человеческого».

* * *

2

Т. е. не причастен страданию.

3

Ель-Риф – нижний Египет.


Источник: Еп. Порфирий. Вероучение, богослужение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов). СПб.: В Тип. Имп. Акад. Наук, 1856. - 311 с.

Комментарии для сайта Cackle