Источник

Беседа на святой и досточтимый праздник Богоявления Господня. Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского

И крестився Иисус, взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя, и грядуща на Него. И се глас с небесе, глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих (Матф. 3:16–17).

Велика и высока, братие, тайна крещения Христова, содержащаяся в сих немногих изречениях. Она трудно обозрима, трудно объяснима, трудно постижима. Но поскольку она и особенно спасительна, то, внимая Повелевшему испытать Писаний (Ин. 5:39), мы дерзновенно будем исследовать, сколько постижимо, силу этой тайны. Подобно тому как в начале, при создании нашего естества в лице Адаме, после слов Божиих: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1:26), было дано ему вдуновением в лице его дыхание жизни (Быт. 2:7), и вместе с тем явлена была Ипостасная Троичность Божества, – подобно тому и ныне, при воссоздании нашего естества во Христе, явившийся Дух Святой Своим снисхождением с небес на Крестившегося во Иордане явил спасительную для разумных созданий тайну Животворящей Троицы. Почему же при создании человека от- крывается тайнa Святой Троицы? – не только потому, что один человек посвящен в сию тайну и есть земной почитатель Святой Троицы, но и потому, что он единственный создан по Ее образу. В самом деле, прочие чувственные и неразумные существа обладают лишь одною живительною душою, которые притом же не способны существовать сами по себе, совершенно лишены ума и дара слова, а сверхчувственные твари разумные (ангелы и архангелы) обладают умом и словом, но не имеют дыхания жизни, поскольку у них нет и тела оживотворяемого сим духом: один человек по образу Триипостасного естества обладает умом, словом и духом. Посему и при воссоздании нашей природы во Иордане появляется Высочайшая Зиждительница всего – Троица, как бы первоначальный образ нашей души; потому же и крещающие после Христа и по учению Христову крестят в три погружения. Но Иоанн во Иордане крестил в одно погружение. Обозначая это, евангелист Матфей говорит: И крecтився Иисус, взыде абие от воды: и се, т. е. пока Христос еще не совсем вышел из воды, а только выходил, отверзошася Ему небеса. Обратите ваше сосредоточенное внимание, братие, на сии слова, дабы уразуметь силу тайны крещения Христова. Погружение Христа в воду, под которой Христос Иисус пребывал во время крещения, было прообразом низшествия Его во ад, – почему и восхождением из воды знаменовалось Его воскресение из мертвых. Естественно поэтому тотчас отверзлись Ему небеса, когда Он выходил из воды: ибо, при низшествии Своем во ад, соделавшись за нас подземным, Он, при возвращении оттуда, отверз все не только земное и подземное, а даже и самое небо, на которое Он потом вознесся с телом, соделавшись нашим Предтечею. И подобно тому как на Свое спасительное страдание Он предсказал верующим посредством тайной вечери и заповедал им совершать таинство причащения для спасения, – подобно тому и на Свое низшествие во ад и восхождение оттуда Он предуказал Своим крещением, повелев верующим совершать сие таинство для спасения. Притом, Он оставил Себе самую трудную и сопряженную со страданиями часть спасения, а нам даровал право быть участниками Его страданий чрез оное крещение, вовсе не требующее страданий, и, по слову Апостола, соединил нас с Собою подобием смерти (Римл. 6:5), дабы в надлежащее время удостоить нас и обетованного воскресения. Имея, подобно нам, душу и тело, принятые от нас, Он претерпел телом Своим за нас страдания, смерть, погребение, воскресением из гроба явил бессмертным самое тело, и в воспоминание всего этого заповедал нам совершать бескровную жертву, дабы чрез оную стяжать спасение; а душою Своею Он сошел во ад и возшел оттуда, соделав всех причастниками света вечного и жизни, и в доказательство сего повелел нам совершать Божественное крещение, чрез каковое и удостоиваться спасения. Подлинно, посредством этих таинств в отдельности и в совокупности и тело и душа обоготворяются и принимают семена бессмертной жизни: в зависимости от них находится все наше спасение, в них оглавляется все Богочеловеческое домостроительство.

Отверзошася Ему небеса. Не сказано: „небо», а – „небеса“, т. е. все в вышних, дабы, при виде чего-либо высшего над нами, мы не подумали, что оно – выше и Того, Кто ныне крестится. Отверзошася Ему небеса. Как бы яснейшим образом было доказано, что Он Сам есть и Бог, и Слово Божие, и Сын Божий, не имеющий Отца прежде Себя, и имя Его – со Отцем, имя выше всякого имени и всякого слова, ибо, тогда как все видимое между Ним и Небесным Отцем, мирное и премирное, разделилось и раздвоилось. Он Сам, как и пред созданием твари, являлся соединенным с Отцем и Духом. Сый с Ними. „Отверзлись Ему небеса», или, как говорит евангелист Марк, „разверзлись»: и абие восходя от воды, виде разводящася небеса (Марк. 1:10). Для чего же один сказал: „отверзлись“, а другой: „разверзлись»? – для того, чтобы двойной способ (тайны) не ускользнул от внимания благоразумных слушателей: ибо словом „отверзлись» (Евангелист) показал нам, что небеса, благодаря нашему греху, были закрыты для нас, поскольку небо затворилось для Адама после того, как он ослушался Бога и услышал от Него слова: земля еси, и в землю отъидеши (Быт. 3:19). Естественно поэтому было, чтобы Иисусу Христу, явившему Себя во всем послушным Богу и исполнившему всякую правду (Матф. 3:15), ныне отверзлись чрез Его крещение небеса. И в виду того, что, как говорит сам Предтеча Господень, не в меру Бoг дает Духа, но Отец любит Сына, и вся даде в руце Его (Ин. 3:34–35), и что Христос принимает плотски и видимо всю неизмеримую и бесконечную силу и действия Духа, – небеса явственно показали, что оная сила и действие Божественного Духа ни в чем сотворенном не вместимы; потому-то небеса, не будучи в состоянии вместить, и разверзлись. Итак, значит, хорошо сказал изрекший, что и небо не чисто пред Ним (Богом) (Иос. 15:15), разумея под небом небесных ангелов и архангелов, многоочитых херувимов и шестокрылатых серафимов, и всю прочую премирную тварь. Воистину, и небо, т. е. ангелы на небе, не чисто пред Богом небес, поскольку хотя они и непрестанно очищаются, и освящаются Высочайшею Владычественною иерархиею, тем не менее нуждаются в бесконечной чистоте. Единая же природа во Христе, будучи единосущной с Богом, изобилует и бесконечной чистотой и может вместить всякое сияние и действие Божественного Духа. Поэтому не только небеса отверзлись, но и ангелы уступили при виде такого нисхождения Божественного Духа.

И крестився Иисус взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса (Матф. 3:16). А евангелист Лука прибавляет: бысть же... Иисусу крещшуся и молящуся. отверзеся небо (Лук. 3:21). Ибо, когда Христос, погружаясь в воду, крестился, и, выходя из нее, молился, то этим Он научил нас, что не только совершитель таинств должен молиться, а и тот, над кем совершается всякое Божественное служение, должен делать тоже самое. По неизреченной благости Господь не отказывает передать благодать чрез приемлющего таинство и совершителю оного, что и ныне воочию сбылось на Иоанне, который потом сам дерзновенно свидетельствовал об этом словами: и от исполнения Его мы вси прияхом (Ин. 1:16). Почему же небо отверзлось одному только Иисусу, когда Он молился и никому другому прежде Него?... Иоанн Креститель, который, еще будучи во чреве матери, познал Богочеловеческое домостроительство Ипостасного Слова Божия и не только взыграл радостно во чреве матери, но и передал благодать зачавшей его, – который своим рождением разрешил отеческие уста, связанные, по повелению ангела, безгласием, – который есть величайший из пророков рожденных женами (Матф. 11:11), – не был достоин развязать ремень обуви Христовой. Мог ли после всего этого кто-либо из других, по достоинству несравнимых даже с Иоанном, отверзать небо или, лучше сказать, пренебесные высоты? Для того, чтобы вполне достаточно уразуметь высоту превосходства над всеми Крещаемого ныне по плоти, обрати внимание и на то, что написано: Отверзошася Ему небеса. На самом же деле мы видим, что не просто небеса, а само лоно Превышнего Отца отверзлось Ему: ибо оттуда – Дух и глас свидетельствующий истинность сыновства, а небеса соделались глашатаями этого, и не только ангелам на небесах, но и всем людям на земле явлена была единочестность Сына Божия с Отцем Небесным и Святым Духом, по существу, по силе, по владычеству над вселенной. Поэтому естественно для одного Христа, когда Он молился, отверзлись небеса. По этой причине и запечатленной книги, под которою разумеется сие, прежде закрытое для нас, небо, – никто, по откровению Иоанна, ни на небе, ни на земле, ни под землею не мог ни раскрыть, ни читать: один Лев от колена Иудова может раскрыть ее (Апок. 5:4–5). А кто – сей Лев от колена Иудина, этому научил нас древле патриарх Иаков, говоря: Скимен львов Иуда: от леторасли, сыне мой, возшел еси: возлег уснул еси яко лев, и яко скимен: кто возбудит его? Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложенная ему: и Той чаяние языков (Быт. 49:9–10), т. е. ныне раскрывший и один прочитавший все небесные слова Промысла, сокровенные в лоне Отца сокровища премудрости, неисследимые глубины и тайны Духа. И крестився Иисус, взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса. Видите: святое крещение есть дверь небес, вводящая туда крещающихся, поскольку не просто сказано: отверзошася, а: отверзошася Ему небеса. Но все, что было для Него – Христа, совершалось ради нас: поэтому небеса чрез Него отверзлись для нас и с отверзтыми вратами ожидают нашего входа. Об этом ранее других свидетельствовал первомученик Стефан: преклонив колена, он молился и взглянув увидел то, чего прежде крещения Христова никто не видал: узрел небеса отверзтые и Иисуса во славе Отца (Деян. 7:55). Он узрел не только неизреченную славу и пренебесное пространство, но и Самого Вожделенного во славе Отчей, чрез которую он первый среди всех после Христа блаженно узрел все то, чего никто до Него не зрел, и на что даже чины ангельские взирать устрашаются: ибо вожделенный Иисус соделал его первым служителем Своим на небесах, во многом предпочтительными пред служебными духами, так как Он был первый мученик, совершивший подвиг. Таким образом, чрез Христа отверзлись небеса для нас, а Он очистил нас чрез Себя; поскольку сам не нуждался в очищении или разверзтии небес.

И виде Иоанн, дабы потом он мог ответить вопрошающим: и аз видех, и свидетельствовах, яко Ceй есть Христос Сын Божий (Ин. 1:34). И виде Иоанн Духа Божия сходяща яко голубя, и грядуща на Него. Образ голубя свидетельствует о чистоте Того, на Кого ниспускался: ибо эта птица не прилетает к местам нечистым и зловонным. И се глас с небесе, глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих; Тот, Которого указывает ныне Мой Дух, и есть Мой совечный Сын. Ибо, как бы перстом, пользуясь Своим совечным, единосущным и пренебесным Духом, Отец указует свыше; а вместе с тем, выражая сродство с Крестившимся тогда во Иордане, Он ясно провозглашает Его всем, как Своего возлюбленного Сына. Итак, Дух Святой не только явился, но и сходил на Него – Христа. касался Его и даже пребывал на Нем. И свидетельствовал Иоанн, говоря: видех Духа сходяща яко голубя с небесе, и пребысть на Нем (Иоани. 1:32), и не только на Нем, но и в Нем: и от исполнения Его мы вcu прияхом (Ин. 1:16). Впрочем, и прежде явного схождения Дух Святой невидимо пребывал во Христе, как это было засвидетельствовано бесплотными и Небесными ангелами, из коих один, обращаясь к Зачинающей Его во чреве, восклицает: Дух Святый найдет на Тя (Лук. 1:35); а другой говорит о Ней Иосифу, что Рождшееся в Ней от Духа Свята есть (Матф. 1:20): ибо все это возвещается, как благовестие сверхъестественное и вместе с тем постоянное, во взаимной связи находящееся. Таким образом, во едином Триипостасном и Всемогущем Божестве является нам Отец Пренебесный, Сын Единосущный, Дух Святой, от Отца исходящий и в Сыне почивающий, – является, имея и соединение неслитным и разделение нераздельным. Два Свидетельствуют, а один приемлет свидетельство: Они свидетельствуют о Своем Божестве, о единосущии друг с другом и о различии: о Божестве владычественно пребывающем на небе, о единосущии чрез величайшее и непрестанное общение, о различии – чередованием Ипостасных имен и отношения. И принятая от нас природа возвышается в это достоинство, поскольку в ней Сын Божий зрится нераздельно. Итак, и по вочеловечении Его остаются три Ипостаси, достойные поклонения, в Которые мы веруем и крещаемся, чрез Божественное крещение совлекаясь ветхого человека и облекаясь в нового Адама, обновившего в Себе нашу, подверженную наказанию, природу, оправдавшего и освободившего Собою всех (впоследствии рождающихся от Него по Духу) от этого прародительского проклятия и осуждения. Но потому самому, что Единородный Сын Божий обновил принятое Им наше естество, соединившись с ним в Своей Ипостаси, – потому самому не дарует ли Он благодати и каждому из нас? не получает ли от Него всякий из нас прощения своих прегрешений?

Тот, Кто для спасения всех, преклонив небеса над всеми, сошел и, явив нам весь путь спасения, возшел на небеса, привлекая туда же верующих, – Тот, приняв от нас естество, обновил, освятил, оправдал его. Но Он же даровал нам отпущение грехов чрез Божественное крещение, чрез исполнение Его заповедей, чрез покаяние, установленное Им для согрешающих, и чрез дарование Тела и Крови. Отец же, сказав относительно Крестившегося по плоти: се есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, – этим показал, что все прочее, преданное прежде пророками (законоположения, обетования, усыновления), было несовершенно, – что все это было прообразом ныне сбывшегося, и было исполнено чрез совершившееся днесь. И что говорить о законодательстве, обетованиях и усыновлениях чрез пророков? И первоначальное основание мира имело конечною целью Того, Кто ныне крещается на земле, как Сын Человеческий, а свыше свидетельствуется, как Сын Божий, чрез Которого и для Которого, по слову Апостола, все (Римл. 11:36); и первоначальное происхождение человека, созданного чрез Него по образу Божию, было для того, чтобы земнородный мог когда-либо достигнуть первообраза. Для того же – и заповедь в раю от Бога: поскольку Бог не положил бы ее, если бы она имела оставаться навсегда без исполнения, и все, изреченное Богом после этого, и совершившееся было ради Него. Не впадая в заблуждение, можно даже сказать, что и все премирное (разумею ангельские естества и законоположения у них) с самого начала направлено было к той же цели – послужить с начала до конца Богочеловеческому домостроительству. Благоволение есть совершенное хотение Божие: а тот Единородный, в Ком благоволит и почивает Отец, есть Чудный Его Советник, великаго совета Ангел (Ис. 9:6, Который от Самого Отца Своего слышит, говорит и дарует повинующимся вечную жизнь. Удостоиться оной да даст Бог всем нам в Царе веков, Христе. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Пресвятым и благим и животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь104.

* * *

104

См. рукоп. Московск. Синод. библиот. (69–LXX) – 65 бесед и др. статей св. Григория Паламы, архиеп. Фессалоникского, л. л. 233–267.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle