Источник

Слово на день Крещения Господня. (О таинстве Крещения). Святого Амвросия, епископа Медиоланского

Елицы во Христа крестистеся, во Христа oблехостеся (Галат. 3:27).

Поскольку известно, что Иисус Христос не для Себя крестился, а для нашего спасения, то мы должны, возлюбленнейшие братие, креститься и почерпать благословение освящения от источника Иорданского, благословенного им. Таким образом, в той глубине в которой погрузился Он, Всесвятой, по одному снисхождению к роду человеческому, мы должны погрузить свои нечистоты, дабы, вода, омочившая Господа, омыла и рабов, и дабы чрез Божественное погружение Иисуса Христа, нам открылся чистый источник воды теми же способами и таинствами, чрез которые она получила благословение от Спасителя, предочищая нас к будущему блаженству, и преизобильно изливая на нас благодать, восприятую от Христа.

Итак, братие, мы должны погружать себя в ту же воду, в которую был погружен Христос, да будем тоже, что – Христос. И подлинно, хотя то и другое крещение – Господне, однако спасительнейшим назовем то крещение, в котором мы омываемся, нежели то, коим крестился Небесный Законодавец. Ибо то совершает Иисус Христос, а сие совершил Иоанн; там отрекается учитель, а здесь призывает нас Спаситель; в том совершилась всякая правда, в сем же явилась вся Святая Троица. К первому пришел Святой и вышел Святой; в последнем грешный приходит, а святым отходит; в одном таинственно подается благословение, в другом же таинственно очищаются грехи. Итак, братие, мы должны креститься таким же образом, каким крестился Спаситель. Но, чтобы нам креститься таким же образом и такою же водою, для сего нет надобности шествовать в страну восточную, на реку земли Иудейской: ибо, где ныне есть Христос, там есть и Иордан; тоже освящение, которое благословило струи восточной реки, освящает воды и рек западных. Посему хотя имя реки будет и другое, однако в воде бывает таинство сбывшееся на Иордане: притом и ныне таинство совершается с такими же обрядами, с какими тогда, разве с тем различием, что ныне – большая благодать. В самом деле, тогда Троицу узрели телесными очами: ныне оную мы созерцаем очами веры; тогда человек видел Бога естественным зрением: ныне мы видим Его духом и мыслью; тогда Дух Святой явился человеку в виде голубине: ныне Он сообщается нам внутрь Божественною силою; тогда Отец познан услышанием гласа произнесенного Им для Сына: ныне Он нисходит к нам купно с Сыном. Стало быть, совершеннее благодать ныне, когда Бог, не образ наш приявши, нисходит к человекам, а собственным существом удостоивает детей нисхождения Своего. Там, как неверным, тщится сообщить веру телесными знаками: здесь как верным дарует благодать духовно. Итак, совершеннее видеть Бога, как Он есть, нежели видеть, как ты требуешь. Здесь есть совершенная Троица, там – еще испытуемое Божество. Блаженнее познать Бога в собственной Его силе, нежели сомневаться о Нем, видя Его в приятом зраке. Итак, сотворим сами за себя то, что Бог сотворил за нас; сотворим себе тоже, чего желал себе Ин. Как же мы, несравненно более грешные и непотребные, должны стараться о сей благодати? зрите милосердие Божие. Нам туне дается то, чего Пророк не удостоился испросить молитвами. Надобно здесь приметить, какая причина – тому, что Иоанн просил крещения Христова, но не получил. Ибо Господь рек ему требующему: остави ныне, тако бы подобает нам исполнити всяку правду (Матф. 3:15). Известно, что Иоанн Креститель был образом закона. Посему нужно было, чтобы он был и крестителем Христа, т. е. как по плоти от иудеев родился Христос, так и по Духу от закона было Евангелие, дабы, откуда имел потомство, оттуда приял и освящение. Вот что значат сии слова Христовы: тако бо подобает нам исполнити всяку правду! Справедливость требовала, чтобы заповеди прежде сохранил Тот Самый, Который предал их, как и Сам Он негде сказал: не приидох разорити закон, но исполнити (Матф. 5:17). Аминь95.

* * *

95

См. „Избранные поучительные слова св. Амвросия, епископа Медиоланского, на славяно-российский язык преложенные 1806 г. в Московском Ставропигиальном Донском монастыре“. Киев. 1853 г., стран. 80–83.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle