Источник

Слово на Крещение Господне. Святого Амвросия, епископа Медиоланского

И крестився Иисус, взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя, и грядуща на Него. И се глас с небесе, глаголя: сей есть Сын Мой возлюбленный о Нем же благоволих (Матф. 3:16–17).

История Евангельская повествует, что Господь наш пришел на Иордан (Матф. 3:13), дабы приять там крещение, и освятить Себя в оной реке тайнами небесными. Не должно дивиться тому, что Господь и Учитель наш совершил над Собою Свое таинство, ибо не Он ли изрек: иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небеснем (Матф. 5:19)?! Итак, как благий Учитель, Он благоволил прежде сотворить то, что делать повелел другим, дабы учение Свое не столько утвердить словами, сколько доказать делом, – и как деянием возбудить нас к предлежащему концу, так равно и облегчить дух наш Своим соучастием. И это преславное действие происходило в нынешний день. Для чего не в другое время, – что можно понять собственным разумом. Справедливость требовала, чтобы праздновать сие торжество вскоре после дня рождения Господня, хотя и в различные лета. Притом же, самое нынешнее празднество можно назвать рождением: ибо тогда Он родился плотью, а ныне отрожден таинствами; тогда произошел от Девы, ныне обновлен тайною. Итак, вот что Небесный Владыка сделал в удовлетворение наше, дабы те, кои узнали о рождестве Его от Девы чрез возвещение ангелов, уверовали, по засвидетельствованию небес, что Он – Сын Божий, – и дабы люди были уверены, что Само Божество Отчее признало Сыном Божиим Того, Кого родила Дева. Но там, когда Он родился как человек, Матерь Его Мария питала Его сосцами; здесь, когда Он родился таинственно, Бог Отец приветствует Его гласом Своим, ибо Он произрек: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих (Матф. 3:17). Таким образом, Матерь служит Сыну Своему нежностью Своих объятий, а Отец благоугождает Ему Божественным свидетельством; Матерь представляет Его достопокланяемого волхвам, а Отец объявляет Его гласом любочтимым. Он приемлется в объятия Матери, когда рождается, и Отец также подает Ему теплоту недр Своих: ибо Он предвечно почивает в лоне Отчем, как говорит Евангелист Иоанн: Бога никтоже виде нигде же, токмо Единородный Сын, сый в лоне Отчи (Ин. 1:18). Надобно заметить, что Господь удобно вмещается в лоно праведных, почему Он и предпочел Иоанновы перси, дабы возлечь на них. Но таковое лоно, на котором возлегает Христос, не состоит в объятиях телесных, и не украшается пышностью одеяний, а сияет украшением добродетелей небесных, – почему и в Иоаннн лоном Христовым была его вера, в Деве Марии – Ее непорочность. Господь Иисус Христос находит для Себя лоно там, где есть вместилище и собрание добродетелей: Он преклоняет главу Свою там, где обитают Божественные заповеди. Посему-то Он и произнес к грешникам и неверным: лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же человеческий не имать где главу подклонити (Лук. 9:58). А поскольку Господь Иисус днесь пришел на Иордан, – и омыл водою пречистое Тело Свое, то, может быть, кто из вас вопросит меня: „для чего – омываться Тому, Кто есть Самая святость и чистота“? Ответ на это не труден. Христос крещается не для того, чтобы омыться водою, но дабы Самому освятить воду и погружением Своим в струях очистить оные. А поскольку чрез освящение Христово делается большее освящение стихиям, то, когда омывается Христос, очищается для нашего крещения вода, и омывается самый источник ее, дабы и для последующих потом родов не оскудевала благодать крещения. Итак, Христос предшествует крещением, дабы Ему последовал потом весь род верных христиан; а чрез это самое проясняется таинство Ветхого завета. Подобным образом и столп огненный предшествовал израильтянам, преходившим Чермное море (Исх. 13:21), дабы они безбоязненно проходили чрез оное, и сей столп шел впереди их, дабы мог освещать их ночью. Это обстоятельство, по словам апостола Павла, было прообразованием таинства крещения (1Кор. 10:4). Подлинно, это было некоторым образом крещение, что облако покрывало людей, а вода не удерживала. Но все сие действовал один и тот же Господь, Который действует и ныне, Который, как тогда превел сынов Израилевых чрез море столпом огненным, так ныне предходит христианам столпом Своего тела: сей столп, который предшествовал тогда идущим, ныне озаряет сердца верных. Тогда Он соделал в струях водных путь проходимым, ныне в крещении утверждает стопы верных; кто, подобно израильтянам, небоязненно, будет преходить чрез таковое крещение, тот неубоится гонителя фараона. Аминь94.

* * *

94

См. „Избранные поучительные слова св. Амвросия, епископа Медиоланского, на славяно–российский язык преложенные 1806 г. в Московском Ставропигиальном Донском монастыре“. Киев. 1853 г., 75–80 стран.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle