Слово в день Рождества Христова. Святого Тихона, епископа Воронежского и Задонского
Обретохом Мессию, еже есть сказаемо Христос (Ин. 1:41).
О глас, исполненный всякой радости и веселия: обретохом Мессию! Брат брату, апостол апостолу, первозванный Андрей теплейшему Петру возвещает: обретохом Мессию! Обретохом Мессию, Самим Богом обещанного; обретохом Мессию, пророками проповеданного; обретохом Мессию, законом и патриархами преображенного; обретохом Мессию, много лет с великим желанием и воздыханием ожиданного; обретохом Мессию – чаяние языков; обретохом Мессию, Которого желали все, как земля, жаждущая воды, – как седящий во тьме, света, – как в темнице заключенный, избавителя, – как больной, врача, – как овцы заблудшие, пастыря; обретохом Мессию. Егоже мнози пророцы и царие вожделеша видети, и не видета: и слышати. и не слышаша (Лук. 10:24). Обретохом Мессию и видим, и наслаждаемся сладчайшей паче меда беседы Его. Видим уже Бога в человеке, Творца в твари, Владыку в рабием зраке. Видим Царя Небесного на земле, видим воскресение мертвых, очищение прокаженных, исцеление слепых и глухих; слышим от Него весть приятную, приятную весть – покаяния, отпущения грехов, приближения царствия небесного. О, сколь блаженны вы, святые Петр и Андрей и другие, братья ваши, что обрели такое неоцененное сокровище! Блажени очи ваша видевшия и уши ваши слышавшия, и руце ваши осязавшия о Словеси животнем (1Ин. 1:1). Но скажите и нам, апостолы святые, любезные учители наши: где нам обрести такое сокровище? желаем и мы обрести его; хотя мы и обрели его святым крещением, но опять потеряли это неоцененное сокровище нерадением нашим. „Ищите, говорят они, и обрящете”. – Итак поищем его, слушатели, с прилежанием поищем: ибо без него – крайне бедное и окаянное наше житие; поищем Того, с Которым и несчастье – счастье, и самый плач – весел, и слезы – радостны; поищем Того, с Которым найдем все благополучие, все блага временные и вечные. Да где же нам Его искать?
Мы знаем, что Он не живет там, где царствуют славолюбивые и лукавые Ироды, которые не боятся для временной славы погубить столько душ и пролить столько крови, но поспешно бежит оттуда, – бежит, говорю, оттуда, где Его Самого и ради Его подобных Ему незлобивых ищут убить: смиренный и кроткий Иисус. Спаситель наш, не живет там, где живут гордость и высокоумие. Не общая ли – пословица, что подобный с подобным дружится – нищий с нищим, богатый с богатым, благородный с благородным? Нигде не увидишь, чтобы трезвый с пьяницею, воздержный со сластолюбцем, праведный с неправедным, щедрый и податливый с хищником водился, но один бежит от другого. Как черное к белому не пристает, сладкое с горьким не ладится, свет со тьмою участия не имеет; так и Христу кроткому и смиренному сердцем не – место, где гордостью и высокоумием надменные сердца высоко возносятся, много мечтают о себе. Не место Ему – и тут, где злоковарные лисы имут язвины своя: не может ужиться Предвечная истина с лестью, коварством, обманом, двоедушием, у которого на языке – мед, а в сердце – желчь, которое словами обещает мир, а делом готовит меч, которое усты приближается, а сердцем далече отстоит, которое устами приветствует, лобызает, поздравляет: «радуйся»! – а делом о цене сговаривается, замышляет предать в руки врагов, приготовляет путь к бесчестию, поношению, оплеванию, руганию, кресту и смерти. Он оставляет такого, как льстивого Иуду; не хочешь, как агнец – с лисою, вместе жить и изгоняет его из числа избранных Своих овец. Он уходит и ученикам Своим повелевает бежать и оттуда, где проповедников Его гонят: аще, говорит Он, гонят вас в граде им, бегайте в другий (Матф. 10:23). Уходит, говорю, оттуда, где Евангелие Его, проповедь Его святую почитают за вымысл, проповеданное Им царство вечное – за баснь, где грех ни во что не ставят, где душе своей так говорят: душе, яждь, пий, веселися, имаши богатства многа (Лук. 12:19). Мы не найдем Его и там, где живут нечистые духи, духи ненависти, злобы, зависти, духи да и блудодяния, прелюбодеяния, вражды: кое бо участие света со тмою, а Христу с велиаром (2Кор. 6:14)? Не сыщем Его, говорю, да и искать нечего, дабы не услышать и нам того, что сказано женам мироносицам, ищущим Его между мертвыми: что ищите живаго с мертвыми? Ибо все вышереченные – мертвецы, мертвецы непогребенные, одною ногою по земле, а другою во вратах ада ходящие. – Что же нам делать? куда обратиться? где нам искать Свет наш, сокровище наше? А Он непременно есть где-нибудь между рабами Своими: ибо, войдя на небо и сев одесную Отца Бога, Он обещался быть неразлучно и с земными: с вами есмь, изрек Он, до скончания века (Матф. 28:20). Поищем поприлежнее, возжеши свечу, подобно оной Евангельской вдове, и не найдем ли. Господи, яви нам зрак лица Твоего! Равви, сладчайший наш Учитель, где Ты живешь?
„Придите, говорит Он, и видите». Слышим, слышим голос сладчайшего нашего Учителя, слышим: идеже два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Матф. 18:20). Вот где Он отзывается нам, вот где жилище, где покой Свой имеет сладчайший Свет наш. „Там, говорит Он, – Мое жилище, где двоих или троих соединяет любовь искренняя, любовь нелицемерная: идеже два или три собрани во имя Мое, ту есмь посреде“. Но и тут приметьте, слушатели, что Христос живет не в простом собрании, а в собрании святом во имя Его. Многие собираются, но не во имя Его. Собирались некогда Ирод и Понтийский Пилат, но на Христа, – соглашаясь один на бесчестие, на укоризну, на поругание, а другой на убийство. Собираются и ныне блудник с блудницею, вор с вором, разбойник с разбойником, пьяница с пьяницею, хищник с хищником, – только не во имя Христа, а на Христа: ибо все разрушающие святые заповеди Его собираются на Христа. Иже, говорит Он, несть со Мною, на Мя есть: и иже не собирает со Мною, расточает (Лук. 11:23). Далеко и от этих беззаконных собраний, от сих иудейских сонмищ отходит сладчайший Иисус. Да где же – Он? Идеже собрани во имя Его святое, там Он живет; Его жилище – там, где любовь христианская. А что есть любовь христианская? Та, которая, как научает св. Апостол, долготерпит, милосердствует, не завидит, не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит и николиже отпадает (1Кор. 13:4–8). Вот, что есть любовь христианская, тут обитает и Христос, как в прекрасной палате! Вот где мы нашли Христа, среди любви христианской!
Теперь одно остается нам: как бы призвать Его в дом наш. Но мы знаем, что Он и бедным домом не гнушается; Он идет и к мытарям, когда усердно просят Его; даже при дверях стоит и стучится: се стою, говорит в Апокалипсисе, – при дверех и толку, аще кто услышит глас Мой, прииду к нему и вечеряю с ним (3:20). Ради нас Он вселился в девическое чрево и родился чудесно; ради нас Он не погнушался яслями, в которых спеленатый лежал; не погнушается Он и нашим убогим жилищем, когда со смирением мы попросим Его: ибо Он милостив и человеколюбив и преклоняется на смиренное прошение. Исполнит Он и наше прошение: припадем только к Нему, подражая волхвам; припадем к Нему, не в пеленах уже повитому, но на престоле славы с Отцем и Духом седящему. Вместо злата, ливана, смирны, принесем сокрушенное и смиренное прошение. И поскольку сказано, что Он упокоевается в любви христианской, то прежде всего оградим себя ею. Видя брата нашего голодным, накормим его; видя жаждущего, напоим; видя нагого, оденем; видя странного и неимущего покрова, в дом введем и угостим его; видя больного, навестим его, утешим и послужим ему; покажем любовь и в темнице седящему и, что можно, сделаем для него; словом: возлюбим близких наших, как самих себя. Устроивши себя таким образом, припадем к Нему и со смирением обратимся к Нему со следующей мольбой: Царь Небесный, Сын Божий, воплотившийся ради нас грешных! умилосердись над нами, не возгнушайся нами, грешными и смиренными рабами Твоими. Мы знаем, что ради нас Ты сошел на землю, ради нас Ты уподобился нам во всем, кроме греха, ради нас обнищал, с нами немощными немоществовал, с нами пленными и странными в юдоли сей плачевной странствовал, с нами бедными бедствовал, с нами плачущими плакал, а затем один за всех пострадал и умер и этим привел нас к Своему бессмертному и безначальному Родителю. Ты Сам, Господь наш, пришел к нам, рабам Своим, в рабием зраке, так как мы не могли к Тебе прийти. Ты Сам, Бог Создатель наш, приступил к созданию Своему, так как мы не имели дерзновения приступить к Тебе; итак, Ты подал нам это дерзновение: не возгнушайся же и теперь окаянством нашим. Знаем мы Твою благость и признаем, что ничего не можем принести Тебе за это. Ангелы приносят Тебе пение, небеса – звезду, волхвы – дары, пустыня – ясли. А мы что? нет ничего, ибо, все, что и имеем, Твое. Твои – мы, Твой храм, Твоими руками созданный. Твоею пречистою кровью возобновленный, но (увы нам!) опять растленный нашей окаянной волей и сделавшийся недостойным Тебя, Господа и Бога нашего. А наше что? грехи наши – вот наш собственный плод, наше исчадие; сими мы богаты, сими, как бременем, мы отягощены, нося это тяжкое бремя без стыда. Однако со страхом и смирением приходим к Тебе, – приходим к Тебе, как к Агнцу Божию, взявшему грехи всего мира, и с сим бременем повергаем к стопам Твоим храм сей телесный весь осквернен: подобно Евангельской блуднице, устами с умилением прикасаемся к Твоим ногам и, не смея, как мытарь, глядеть на Тебя, взываем: Агнец Божий! возьми наше тяжкое греховное бремя и будь к нам милостив. Будучи сами убоги и окаянны, вместо дара мы представляем Тебе Матерь, Пречистую Деву, Тебя Бога нам рождшую, честнейшую всех тварей небесных и земных, Которую Ты Сам избрал, как благоприятнейший дар от всего рода человеческого. Ее предстательством помилуй нас; Твоею благодатью возобнови растленный храм наш, очисти его невещественным Твоим огнем. Сердце чисто созижди в нас, Боже, и дух прав обнови во утробе нашей, и тако прииди и вселися в ны, и царствуй в нас и над нами Один со Отцем и Пресвятым Твоим Духом, никому не попуская владеть нами. Тогда и мы с радостью и веселием воззовем: обретохом Мессию, еже есть сказаемо Христос. Аминь86.
* * *
Твор. Св. Тихона Задонского. Издание 5-е. 1889 г. Москва, I т. стр. 28–32.