Источник

59. Прекращение унии

После того, как Малороссия присоединилась к России и Киевский митрополит Гедеон подчинился патриарху Иоакиму, положение православных в западнорусских областях, подвластных Польше, стало еще бедственнее. Все действия в отношении их со стороны иезуитов и поляков направлены были к тому, чтобы обратить их в унию, а через унию в католичество. Гонения, какие православные претерпевали в Польше в конце XVII и первой половине XVIII века, напоминают первые времена Церкви, гонимой от иудеев и язычников. Во время богослужения поляки врывались толпой в храм, били народ и выгоняли из храма. Православных, как овец, силой гоняли в костел или униатский храм, заковывали в железные ошейники, морили голодом. Священников привязывали к столбам, травили собаками, отрубали им пальцы, ломали руки и ноги. Постановлением сейма 1733 года положено было устранить православных и лиц других исповеданий, кроме католического, от всех общественных должностей. Из четырех православных епархий, признанных по трактату между Россией и Польшей в 1676 году, в половине XVIII века осталась одна только Могилевская, или Белорусская. Могилевский епископ Сильвестр не раз обрекаем был на смерть. Знаменитый богослов и оратор, архиепископ Георгий Конисский в 1759 году едва не был убит в храме в Орше; в другой раз, в 1761 году, вооруженная толпа иезуитских студентов напала на архиерейский дом и семинарию, разломала ворота, била и ломала все, что попадало под руку, изувечила монахов, учеников и служителей. Православные братства, так могущественно защищавшие родную веру в прежние времена, закрылись почти повсеместно от усилившегося латинского и униатского фанатизма. Но настали для Православия на юго-западе России лучшие времена.

На торжестве коронации императрицы Екатерины II между прочими присутствовал архиепископ Георгий Конисский. В трогательной речи он изобразил пред ней крайне бедственное положение православных в пределах Польши и Литвы, и она тогда же решила положить конец их страданиям. Через своих посланников она потребовала, чтобы положение православных в Польше было облегчено. Польский сейм не исполнил требований императрицы, ими вызван был только взрыв злобы со стороны католиков, и снова начались страшные гонения на православных. В ответ на эти гонения выступила народная расправа в гайдамацком восстании. Эти внутренние беспорядки в Польше дали императрице Екатерине повод решительно вмешаться в дела ее, последствием чего были один за другим три ее раздела в 1773, 1793 и 1794 годах. Все древние русские области, бывшие во власти Польши, вошли теперь в состав русского государства, и в этих областях Православие получило полную свободу. Хотя и униаты, жившие в присоединенных к России областях, не были стесняемы в своем исповедании, но многие из них, освободившись от власти польской, с радостью бросали унию и возвращались к вере своих предков. В царствование Екатерины около двух миллионов униатов и католиков присоединились к Православию.

Еще более решительное присоединение униатов к Православной Церкви совершилось при императоре Николае I. В деле этого обращения много потрудился и великие услуги оказал Церкви Иосиф Семашко, бывший впоследствии митрополитом Литовским. Родившись и выросши посреди православного населения под живыми впечатлениями православного храма и богослужения, он с детства усвоил любовь к Православию и на католичество смотрел, как на нечто чуждое и странное. Затем, хотя учился в латинских школах (в Немирове и Вильне), но вынес из них только нерасположение к католичеству. Человек высокого ума и образования, с энергичным и непреклонным характером, Иосиф занимал влиятельные должности и места и сначала старался предохранить унию от превращения в католичество, а затем решился возвратить униатов к Православию. Целый ряд направленных к сей цели мер, при ближайшем и даже непосредственном руководстве императора Николая Павловича, вызвал в униатском духовенстве движение к воссоединению с Православной Церковью. 2 февраля 1839 года всеми греко-униатскими епископами и прочим духовенством подписан был акт об этом воссоединении. Святейший Синод сделал постановление о принятии униатов в общение с Церковью. На этом определении император подписал: «Благодаря Бога и приемлю». По случаю этого радостного события была вычеканена медаль. На ней над образом Господа Спасителя сделана была надпись: «Такова имамы Первосвященника», а внизу вырезаны были слова «Отторгнутые насилием (1596) возсоединены любовию (1839)».

После этого уния оставалась только в пределах бывшего Царства Польского, к которому принадлежала издревле русская Холмская область; здесь находилась единственная в России греко-униатская епархия. Упразднение крепостного права в царстве Польском и целый ряд преобразований на пользу этого края при императоре Александре II оживили и в холмских униатах предания отцов, и они, наконец, в первой половине 1875 года присоединились к Православной Церкви, так что в настоящее время унии в России не существует.

Впрочем, при всех этих счастливых для Православия событиях последнего времени и до сих пор не весь еще юго-запад России соединен с Православной Церковью. Древнеправославная Галиция продолжает еще испытывать насильственную унию с Римом под властью иноверцев.


Источник: История христианской православной церкви / Протоиерей Петр Смирнов. Изд. 31-е. Петроград : Типо-литография М.П. Фроловой, 1916. - 295 с.

Комментарии для сайта Cackle