58. Единоверие
Некоторые из глаголемых старообрядцев поповщинского толка, принимая бежавших от Православной Церкви священников, чувствовали зависимость от нее и желали соединения с ней. Таков был стародубский инок Никодим. По его почину в 1783 году было составлено и подписано 1500 старообрядцами прошение Святейшему Синоду о воссоединении их с Православной Церковью, с тем, чтобы сняты были с них как с бывших раскольников клятвы и порицания, чтобы было разрешено совершение богослужения по старопечатным книгам и с соблюдением старых обрядов, и чтобы дан был им особый епископ, который бы зависел непосредственно от Синода. Святейший Синод признал неудобным назначение особого епископа для старообрядцев, но дозволил местным епископам назначать для старообрядцев, желавших соединиться с Церковью, священников, которые могли бы совершать для них богослужение по старопечатным книгам и с соблюдением их обрядов. Означенные старообрядцы назывались согласниками.
После того, как «согласие» упрочено было в Стародубье, оно стало появляться на Иргизе, где ревностным распространителем его был знаменитый в этой местности настоятель Верхне-Преображенского монастыря инок Сергий, в Нижегородской епархии, в Казани и Петербурге. Для принимавших «согласие» часовни их преобразовались в храмы и строились новые церкви, назначались священники. Наконец в 1799 году изъявили желание принять православных священников и московские старообрядцы, причем ими указаны были подробные условия для воссоединения с Церковью в 16 пунктах. Условия эти были рассмотрены Московским митрополитом Платоном и, согласно с его замечаниями, одобрены Святейшим Синодом и утверждены императором Павлом I в 1800 году. При этом старообрядцы, вступающие в союз с Церковью, названы единоверцами, а церкви их единоверческими.
Бывшее в 1885 году собрание архипастырей в Казани так определило значение единоверия: «Православие и единоверие – одна Церковь; поэтому, с одной стороны, никто не должен унижать и порицать то, что Церковью благословляется; а, с другой стороны, сами единоверцы должны помнить, что единоверие заключается только в союзе с Православной Церковью, что без этого союза нет единоверия, а будет опять раскол».