Источник

60. Современное русское сектантство

Современное русское сектантство обнаруживается главным образом в штундизме и пашковщине.

Название штундизма происходит от немецкого слова «Stunde» – час. Под именем штунды известны беседы, на которые немцы собираются в определенный час в частных домах, иногда в кирхах, для чтения слова Божия и пения религиозных гимнов. Собрания эти происходят под наблюдением пастора. Учредителем этих часовых бесед в Германии почитается Яков Шпенер, умерший в 1705 году.

Один из немецких пасторов в Харьковской губернии Боннекемпфер проникся якобы сожалением, что в Православной Церкви, при прекрасной церковной внешности в устроении храмов и совершении обрядов, нет живой проповеди, и стал приглашать на свои часовые собрания русских поселян. Некоторые из них стали ходить на эти часовые беседы, сперва из любопытства, а затем увлеклись ими и стали приглашать на них своих знакомых. Беседы пастора велись на русском языке и сперва ограничивались толкованием Библии, а потом перешли к осуждению тех самых обрядов Православной Церкви, которые прежде пастор-проповедник так хвалил. Примеру Боннекемпфера последовали и другие немецкие пасторы, употребляя тот же хитрый прием к совращению православных и, при некоторых благоприятных внешних обстоятельствах, с 70-х годов прошедшего столетия началось штундовое движение сразу в нескольких южнорусских губерниях.

Штундисты отрицают праздники и посты, учрежденные Православной Церковью, почитание святых икон и мощей, призывание святых, молитву за усопших, отвергают священное предание; Священное Писание толкуют произвольно, большей частью аллегорически и в целях полемики с православными, выше писанного слова Божия почитают внутреннее озарение прямо от Бога, отрицают таинства, священство, Церковь как божественное учреждение, не признают гражданских начальств и даже царской власти и вдаются в крайности социализма и коммунизма.

Секта пашковцев явилась в Петербурге. В начале 70-х годов прошлого столетия приехал в Петербург английский лорд Рэдсток, проникнутый страстью к миссионерству, и начал проповедовать, что в религии ничего не нужно, кроме одной веры в Господа Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи. «Поверил, и ты спасен», – учил Рэдсток. Добрые дела, по лжеучению Рэдстока, служат лишь тормозом, задерживающим спасение; учреждения Церкви, священство, таинства совсем не нужны. Своеобразный способ проповеди, состоящий в безыскусственном, как бы по сейчас полученному вдохновению, объяснении Писания, сопровождаемый коленопреклоненными, как бы изливающимися прямо из сердца молитвами и пением особых стихов на главную тему проповеди, привлек к самозванному апостолу много слушателей из лиц высшего света, а учение с требованием одной только веры в заслуги Христа, благоприятствовавшее легкости нравов, встретило сочувствие.

Одним из самых усердных посетителей и слушателей проповедей Рэдстока был полковник Василий Александрович Пашков. Богатый помещик, проводивший время среди разных светских удовольствий, он до такой степени увлекся учением Рэдстока, что сам сделался проповедником этого учения и старался обратить к нему не только богатых и знатных людей, но и простой народ, оказывая наиболее нуждающимся слушателям своих проповедей вспомоществование то деньгами, то одеждой. Желая еще более расширить дело проповеди, Пашков образовал в Петербурге в 1876 году «Общество поощрения духовно-нравственного чтения», которое, в видах пропаганды пашковского учения, распространяло во множестве по самой дешевой цене брошюры и книги, в которых весьма искусно проводились сектантские мысли; той же цели служил иллюстрированный журнал «Русский рабочий». Сообщники Пашкова употребляли еще следующий способ: подчеркивали в книгах Священного Писания те места, которые, вне связи с другими, могут быть истолкованы в пользу пашковского лжеучения, и в таком виде распространяли их в народе. Располагая огромными состояниями, Пашков и его ближайшие сообщники из петербургского высшего общества не щадили и материальных средств для распространения своего лжеучения. Так, между прочим, Пашковым в Петербурге устроена была дешевая столовая для бедных, через которую широко велось дело пропаганды.

Пока пашковское учение было достоянием лиц из петербургской знати, оно ограничивалось заманчивым положением: как ни греши, только веруй, и спасешься. По мере распространения оно стало сливаться с лжеучением штундистов, которым пашковцы видимо покровительствовали. Если представители высшего сектантского круга могли держать себя в пределах холодного и пренебрежительного отношения к Церкви – ее верованиям, установлениям и служителям, то народ, увлекаемый лжеучением, начал сразу же обнаруживать те разрушительные движения, какими отличается южнорусская штунда: глумиться над постами, праздниками, иконами, мощами, святыми и др.; стал проявлять и противление властям, начальствам. Различие между штундизмом и пашковщиной пока полагают в том, что первой из этих сект свойственен в некоторой мере мистицизм (учение о духовном озарении), пашковщина же отличается более резким отрицанием всего, что относится к религии. Довольно для человека одной уверенности: «Я спасен», – и больше ничего не нужно.

В последнее время среди русского населения, в особенности в южных губерниях, широкое распространение получила секта, известная под именем баптизма. Секта эта иностранного происхождения и представляет одно из разветвлений анабаптизма (см. выше), возникшего в Германии в век реформации. В начале XVII века анабаптизм, под именем баптизма, возродился в Англии, где первым проповедником его был Джон Смит. Основное положение баптистов то, что человек только будучи взрослым может окончательно решить вопрос о своем вступлении в ту или другую общину, вследствие чего решительно было отвергнуто крещение детей. В этом случае, очевидно, на них повлияло пагубное заблуждение реформаторов, в силу которого святое крещение они перестали считать спасительным таинством, возрождающим природу человека, а смотрят на него лишь как на видимый знак (символ) вступления в христианскую Церковь. Отсюда же вытекает их требование, чтобы лица, переходящие в их общину из других христианских исповеданий, вновь принимали крещение. При этом, в противоположность другим западным христианам, они считают действительным только то крещение, которое совершается через полное погружение, откуда происходит и самое их название. К концу XVII века баптисты разделились на две главные партии: общих, или генеральных, и частных, или партикулярных. Различие между ними заключается в учении о предопределении. Первые учат, что Бог всех людей призывает ко спасению, и от свободной воли человека зависит, принять или отвергнуть призывы божественной благодати, вторые склонились к кальвинскому учению о безусловном предопределении – одних ко спасению, других к погибели. Кроме этих главных, баптисты разделяются еще на несколько мелких сект. Из Англии баптизм перешел в Америку. В Западной Европе баптизм своим распространением обязан Онкену, умершему в 1884 году, который основал в Гамбурге миссионерскую семинарию для приготовления проповедников баптизма. Из Германии в конце 50-х годов прошлого столетия баптизм проник в Россию и появился первоначально в Прибалтийском крае и в губерниях царства Польского. Первым распространителем его в прибалтийских губерниях был балтийский проповедник из Мемеля – немец. Другой баптист проповедник – Алф – насаждал баптизм среди немецких поселенцев в Полоцкой губернии. В начале 60-х годов баптизм появился среди молокан Закавказского края. К концу же 60-х годов баптизм распространился в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях.

Русские баптисты входят как члены во «Всемирный баптистский союз», который был основан в 1905 году на конгрессе баптистов в Лондоне. Задачами этого союза являются: поддержание и укрепление единства между баптистами всего мира; распространение «евангельских истин» т. е. баптизма по всему миру и поддержание более слабых местных союзов.

Вероучение баптистов отличается рационалистическим характером. Баптисты отвергают Священное Предание, таинства и иерархию, посты, монашество и весь вообще церковнообрядовый строй, почитание Пресвятой Богородицы, призывание святых, почитание креста, икон и мощей, молитвы за умерших и крещение младенцев. Единственным источником вероучения они признают слово Божие писаное и любят называть себя евангельскими христианами, или евангеликами. Отрицая церковную иерархию, баптисты, однако, имеют ее у себя; их иерархия ведет свое начало от Онкена. Онкен рукоположил для России Абрагама Унгера и Павлова (ныне пресвитер Одесской общины). От них получили свое посвящение все нынешние пресвитеры русских баптистов. Кроме пресвитеров, у баптистов есть учителя, или проповедники, и диаконы.

Все общины русских баптистов с 1881 года объединились в «Союз русских евангельских христиан баптистов».

Благодаря своей стройной организации и располагая значительными средствами, которые получают от своих заграничных единоверцев, русские баптисты сумели широко поставить пропаганду своего учения. Баптистское движение захватило собой почти все губернии европейской и азиатской России. Оно распространяется не только среди русского православного населения, но также и среди последователей разных сект: молоканства и, в особенности, штундизма, который в значительной своей части ныне поглощен баптизмом.

Сродной с баптизмом сектой является адвентизм, получивший значительное распространение в некоторых южных губерниях России и на Кавказе. Секта получила свое начало в первой половине XIX века в Северной Америке, где основателем ее был баптистский проповедник Вильям Миллер. Он учил, что все пророчества, относящиеся ко второму пришествию Христа, уже исполнились, и потому оно последует в скором времени. Миллер определенно указывал и время пришествия Христа – 22 октября 1844 года. От этой веры в близость пришествия Христова секта получила свое название (adventus – пришествие).

Из Америки адвентизм перешел и в Европу, где центром его сделался город Гамбург. Отсюда в конце XIX века адвентизм проник и к нам. Адвентизм распадается на несколько отдельных, враждебных друг другу толков. Наибольшим фанатизмом и стремлением к пропаганде отличаются адвентисты седьмого дня, называемые так потому, что, отвергая празднование воскресного дня, учат, что нужно праздновать седьмой день – субботу. Хотя пророчество Миллера о дне второго пришествия не оправдалось, адвентисты этим не смущаются и утверждают, что Христос скоро придет на землю, хотя день Его пришествия и определяют различно: одни в 1913 году, другие в 1924 году, третьи в 1995 году. Тогда все праведные оживут и будут царствовать со Христом 1000 лет. Это – первое воскресение. По истечении 1000 лет Христос придет на землю в третий раз. Тогда воскреснут и грешники, которых Господь осудит и истребит огнем, чтобы они не терзались муками ада. Праведники же увидят Славу Сына Человеческого и будут царствовать с Ним вечно.

В феврале 1901 года Святейший Синод издал послание, в котором указал лжеучение известного писателя Толстого, который «не прикровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковью Православной, и как попытки к его вразумлению не увенчались успехом, то и Церковь не считает его своим членом, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с ней».

Учение Толстого не представляет никакой религиозной системы и, в сущности, есть полный религиозный нигилизм, или безбожие. Толстой не только отрицает авторитет Православной Церкви, таинства, почитание святых икон, мощей, но доходит до отвержения троичности Лиц в Боге и даже до отрицания бытия личного Бога. Употребляя христианские термины: «Бог Отец, Сын Божий, Сын Человеческий», Толстой соединяет с ними смысл пантеистический: Бог понимается им не как единый личный Творец и Промыслитель мира, а как разлитая в природе жизненная сила, как сущность жизни. Исказив догматическое учение Православной Церкви, Толстой старается ниспровергнуть и ее нравственное учение: учит о непротивлении злу, отвергает семейную жизнь, отрицает клятву и присягу, юридические суды, чувство патриотизма, защиту родины от врагов.

Несмотря на широкое распространение взглядов Толстого в обществе, долго не появлялось секты, которая бы усвоила эти взгляды и провела их в своей жизни. В последнее лишь десятилетие истекшего XIX века в некоторых местах начали появляться общины, поставившие себе целью проводить в жизнь воззрения Толстого. Наиболее успешно это учение распространилось в Харьковской губернии при деятельном участии князя Хилкова, усилиями которого была основана община толстовства в имении его матери – селе Павловское. Другим ревностным пропагандистом учения Толстого был богатый помещик Вл. Чертков. При содействии его появились толстовские общины в сопредельных с Харьковской губерниях – Курской, Киевской, Екатеринославской, Полтавской и довольно отдаленной от них Тверской. В сущности, толстовские общины не представляют из себя учреждений религиозных: в этих общинах нет ни религиозных собраний, ни песнопений, ни каких-либо богослужебных действий; скорее они представляют попытку водворить в России анархическо-социалистическое общество, разрушительное и для Церкви, и для государства.


Источник: История христианской православной церкви / Протоиерей Петр Смирнов. Изд. 31-е. Петроград : Типо-литография М.П. Фроловой, 1916. - 295 с.

Комментарии для сайта Cackle